Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:59, реферат
Во всякой культуре человеческая телесность образует важную ценностную
сферу. Культурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю
телесную культуру, т.е. поведение и отношения, связанные с соматическими
характеристиками человека. "Культурное тело как-бы надстраивается над
телом антропологическим и социальным, корректируя механизмы
жизнеобеспечения. Образ "телесного Я" соотносится с культурными
ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической
сноровке, социальной и культурной уместности или оригинальности.
Роль культуры в формировании любовных отношений.
Особенности русской национальной культуры.
Исследование феномена любви в русской
публицистике XIX-XX вв.
Любовь в литературе и художественной критике.
Европейская и русская концепция любви.
В.Розанов о вопросах любви.
Две линии в религиозной философии любви
( Соловьев против Флоренского).
любви пишут философы и теологи - Вл.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский,
С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин, Л.Карсавин и др., поэты и писатели -
И.Бунин, А.Куприн, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый, Вл.Набоков, Н.Гумилев,
В.Маяковский, В.Хлебников, С.Есенин, М.Цветаева, З.Гиппиус, А.Ахматова,
критики - В.Розанов, В.Ходасевич, Ю.Мандельштам, Д.Мережковский,
историки литературы и литературоведы - В.Жирмунский, Н.Арсеньев,
А.Веселовский.
За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за
несколько веков. Причем литература эта отличается глубиной мысли,
интенсивными поисками и оригинальностью мышления. Ничего подобного мы не
найдем в это время в европейской философии и литературе , где
господствующим типом рассуждений о любви становится либо вульгарный
позитивизм, либо иррационализм.
В Западной Европе доминирующей концепцией , определяющей понимание и
интерпритацию секса, эротики, любви, стал фрейдизм, поставивший
биологические потребности человека над социальными. Однако в России -
хотя всегда и очень чуткой ко всем направлениям западной философии -
фрейдизм не имел популярности. Более того, он стал предметом острой
критики и полемики.
В отличие от западных философов русские мыслители начала века развивали
гуманистическую традицию в понимании природы любви и, обращаясь к
потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не
только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека
- с религией, художественным творчеством, с поиском новых нравственных
ценностей. Философия любви оказывается одновременно и этикой, и
эстетикой, и психологией, и постижением божественного. Этот синкретизм -
одна из характерных особенностей русского Эроса.
Одним из первых, кто обратил внимание на "проклятые", традиционно
замалчиваемые вопросы пола, был Василий Розанов. Своей публицистикой и
критическими статьями он провоцировал русское общественное сознание,
делал запретную до сих пор тему предметом общественной дискуссии.
Главным в работах Розанова была критика морали, причем не только
мещанской, обыденной морали, но и религиозной этики. Действительно, он
обнаружил серьезные противоречияв христианском учении, которое всегда с
подозрением относилось к полу, видело в нем знак греховности
человеческого рода, и, вместе с тем всегда оправдывало семью и брак как
условие продолжения рода. В этом противоречии Розанов увидел лицемерие
христианской морали и подвергал его резкой критике. В противоположность
христианским идеологам Розанов шел к язычеству, обожествляя плоть,
половую любовь как источник жизни. Провозглашая силу и вечно обновляющую
мощь родовой любви, Розанов вступает в известный антагонизм и с
Владимиром Соловьевым,
который видел в любви
начала. Это обстоятельство
обнаружил и раскрыл
"В.Розанов - полюс,
противоположный В.Соловьеву.
В.Соловьева персоналистично. Смерть побеждается личной любовью. Учение о
любви Розанова родовое, безличное, смерть побеждается деторождением.
Розанов имеет огромное значение как критик христианского отношения к
полу. Розанов обоготворяер рождающий пол. Он видит в поле не знак
грехопадения, а благословление жизни: он исповедует религию рождения и
противопоставляет ее христианству как религии смерти"*.
Розанов подходит к вопросам любви как эссеист и моралист, оставляя в
стороне философию Эроса и связанные с нею вопросы нравственности, этики
и эстетики. Эта сторона дела получила развитие в работах крупнейшего
мыслителя конца столетия Владимира Соловьева, а затем - Николая Бердяева
и др.
Основу философии Соловьева составляет учение о "всеединстве",
проявляющемся буквально во всем, в частности, в единстве божественного и
человеческого начал, которые достигаются самим человеком благодаря
нравственной свободе
и способности к
По мнению Соловьева, у человека любовь носит индивидуальный характер.
Если у животного главное - родовая жизнь, то у человека индивидуальное
начало торжествует над родовым. Каждому человеку естественно смотреть на
себя как на центр мира и относиться к окружающим, исходя из своих личных
потребностей и интересов. Единственная сила, которая в состоянии
упразднить эгоизм, не упраздняя индивидуальность, а, наоборот, утверждая
и поднимая ее,- это любовь. Смыслл человеческой любви, говорит Соловьев,
есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Это
происходит потому, что посредством любви мы утверждаем безусловное
значение другой индивидуальности. Любовь - это полное изживание эгоизма,
"перестановка центра нашей жизни", "перенос нашего интереса из себя в
другое". В этом заключается огромная нравственная сила любви,
упраздняющая эгоизм и возрождающая личность в новом, нравственном
качестве.
Причем главной силой, способной устранить врожденный человеку эгоизм,
является именно половая любовь, потому что именно она сохраняет
равенство между любимым и любящим. Все остальные типы и виды любви, так
или иначе, основываются на известном неравенстве между любящим и
объектом его любви.
Признавая важность плоти, половой любви, Соловьев говорит о
необходимости просветления и одухотворения плоти. Физическая сторона
любви важна, но она не является главной целью. Истинная любовь бывает и
без физического соединения, и физическое соединение бывает безо всякой
любви. Иными словами, если физиология становится целью, то она губит
любовь.
Следует отметить, что Соловьев видел в любви два начала: природное и
идеальное, и поэтому процесс любви включает в себя как восхождение, так
и нисхождение. Но в конечном счете в любви возрождается образ Божий, то
идеальное начало, которое связано с образом вечной Женственности.
Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает те проблески
неизмеримого блаженства, то "веяние нездешней радости", которое знакомо
каждому человеку, испытавшему когда-либо любовь.
Но любовь у Соловьева - это не только воссоединение двух человеческих
половин, в духе платоновской философии, но и слияние с мировой душой,
которая, в духе средневековой мистики, ассоциируется у него с образом
вечной Женственности, с Софией.
Нельзя не видеть, что в основе философского учения Соловьева лежит
платонизм, правда, глубоко и оригинально переосмысленный и сочетающийся
с принципами христианской этики.
Небезынтересны и взгляды на Эрос еще одного философа - Льва Карсавина.
Написанный им оригинальный философский трактат "Noctes
Petropolitanae"("Петербургские ночи") целиком посвящен анализу
философской, нравственной и эстетической сущности любви, в основе
истолкования которой лежит диалектическая идея - о "двуединстве" любви,
о слиянии любви и любящего. Диалектическая природа любви проявляется в
том, что она представляет собой двуединство жизни и смерти, свободной
личности и абсолютного бытия.
Таким образом, Карсавин определяет любовь пантеистически, как
всевластную, неодолимую, живую стихию. В любви человек находит самого
себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная
индивидуальность, которой не существует в животном мире. Идеал любви,
который выдвигает философ, предполагает "двуединство" тела и духа ,
наслаждения и разумного ограничения, разума и чувства, мужественности и
женственности.
Вместе с Карсавиным представителем философско-платонического
направления в русской теории любви был Борис Вышеславцев. Он задался
целью сопоставить традицию христианского платонизма с данными
современной психологии. Главным содержанием его работы в этом
направлении стала полемика с психоанализом Фрейда. За фрейдом признается
заслуга в том, что он обнаруживает в основе самых возвышенных форм
человечкского сознания, таких как религия и искуство, подсознательные
сексуальные инстинкты. Но Фрейд не смог постичь истинный смысл понятия
"сублимация", заключающийся в возведении низшего к высшему, а не в
сведении высшего к низшему, по Фрейду. Поэтому в системе идей Фрейда
сублимация вообще невозможна. Для Фрейда всякая возвышенная,
"сублимированная"
форма иллюзорна:
религия, нравственность и красота тоже иллюзорны, так как представляют
собой подавленную сексуальность. Вышеславцев противопоставляет Фрейду
платоническое и христианское понимание сублимации.
Таким образом, Соловьев, Карсавин, Вышеславцев, а также
присоединившаяся к ним поэтесса Зинаида Гиппиус, в своих статьях
проводившая анализ феномена любви в творчестве разных, как русских, так
и зарубежных писателей, представляли собой единую линию в русской
философии любви, связанную с обоснованием идеи неоплатонического Эроса,
попытками просветления и возвышения чувственности, с защитой
индивидуальной, личной любви, с отрицанием аскетизма и понимании связи
Эроса и творчества.
Другая линия в этой философии - ортодоксально-богословское направление,
представленное именами П.Флоренского, С.Булгакова, И.Ильина. Они
ориентировались не на античную теорию Эроса, а на средневековый
"каритас" и связанный с ним комплекс идей христианской этики,
относящийся к семье, браку.
Флоренский рассматривает любовь как способ познания божественной
сущности. "Любовь с такой же необходимостью следует из познания Бога,
как свет лучится от светильника и с какою ночное благоухание струится из
раскрывающейся чашечки цветка"*. Таким образом, у Флоренского любовь не
столько индивидуальный, личностный акт, сколько родовой процесс,
процесс слияния всех любящих с божественной сущностью. Это было выводом,
итогом христианского учения о любви.
Линию Флоренского продолжил и развил другой религиозный мыслитель -
Сергей Булгаков. Одна из
его работ связана с
библейских текстов, возрождением представлений, согласно которым пол -
греховное начало в человеческой природе. По его словам, философия любви
Соловьева
прославляет "красивое уродство, которое легко превращается в
извращенность". Не менее критичен Булгаков и по отношению к В.Розанову,
которого он называет "экспериментатором половой вивисекции",
представителем некоего мистического атавизма.
Таким образом в русской религиозной философии мы обнаруживаем две линии
в развитии философии любви. Противостояние их предстает в русской
философии XIX в. и между ними происходит довольно острая полемика. Было
бы логичным предположить, что эти два направления должны были как то
сойтись друг с другом, создать какой-то новый философский принцип,
однако этого не происхдит. Процесс отталкивания возобладал над процессом
Информация о работе Роль культуры в формировании любовных отношений