Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является развёрнутый анализ системы стратегического планирования деятельности Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
В данной работе выделяются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования деятельности предприятия;
- рассмотрение краткой характеристики Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Оценка состояния и перспектив развития предприятия 5
1.2. Позиционирование предприятия на товарном рынке 10
1.3. Установление долгосрочных целей и задач 12
2. ВЫДВИЖЕНИЕ ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Выбор базовой стратегии деятельности предприятия 15
2.2. Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии 18
3. ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка ресурсоёмкости вариантов 23
3.2. Прогнозирование результатов деятельности предприятия 28
3.3. Выбор варианта реализации стратегии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Оценка состояния и перспектив развития предприятия 5
1.2. Позиционирование предприятия на товарном рынке 10
1.3. Установление долгосрочных целей и задач 12
2. ВЫДВИЖЕНИЕ ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Выбор базовой стратегии
2.2. Определение возможных
3. ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка ресурсоёмкости
3.2. Прогнозирование результатов деятельности предприятия 28
3.3. Выбор варианта реализации стратегии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Важной проблемой для любой организации, действующей в условиях рынка, является проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. Нарастание «постиндустриальной» нестабильности, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни, носит объективный и всеобщий характер.
Стратегическое планирование деятельности является очень актуальным для российских предприятий. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятие заглянуть в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.
Если в прошлом многие предприятия могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.
Предприятия, управление которыми ориентировано на решение краткосрочных проблем, не обладающие необходимым запасом организационной, экономической и производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление, не могут устоять в нынешних быстро меняющихся рыночных условиях.
Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического планирования.
Целью данной курсовой работы является развёрнутый анализ системы стратегического планирования деятельности Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
В данной работе выделяются следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования деятельности предприятия;
- рассмотрение краткой характеристики Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», включая: развитие предприятия, организационно-правовую форму, а также анализ основных технико-экономических показателей и анализ стратегического планирования ОАО «Коммаш»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию планирования деятельности Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Оценка состояния и перспектив развития предприятия
Полное название предприятия - Филиал «Аэронавигация Севера Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
Сокращенное название предприятия
– Филиал «Аэронавигация Севера Сибири»
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». До 15 февраля
1993 года – Тюменское региональное
предприятие по использованию воздушного
пространства и управлению воздушным
движением «Тюменьаэронавигация
Почтовый адрес Филиала: Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Хохрякова, д.21
Федеральное государственное
унитарное предприятие «
123182, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 37, корпус 7.
Дата создания: 01 июня 2004 года – день получения свидетельства о регистрации.
Основание для создания: Приказ Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» от 25 мая 2004 года N 47 «О создании филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Предоставление и обеспечение, в соответствии с действующими нормативными документами, аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства Российской Федерации.
Филиал действует в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, состоит из дирекции Филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД " расположенной в г. Тюмени и 8 центров ОВД.
Тюменский центр ОВД
Югорский центр ОВД
Нижневартовский центр ОВД
Сургутский центр ОВД
Ноябрьский центр ОВД
Тарко-Салинский центр ОВД
Ямальский центр ОВД
Надымский центр ОВД
Общая штатная численность предприятия - 2000 человек.
«Аэронавигация Севера Сибири» стала первым предприятием, созданным для организации воздушного движения в стране.
На протяжении 11 лет персонал одного из крупнейших предприятий Госкорпорации по ОВД в России обеспечивает управление воздушным движением в районах четырех международных, двух федеральных и 19 региональных аэропортов. Основное достояние предприятия — высокопрофессиональные кадры, благодаря самоотверженному труду которых за всю историю предприятия не случалось авиационных происшествий.
Предприятие в процессе своей деятельности располагает следующим парком воздушных судов (таблица 1.1.):
Таблица 1.1.
Парк воздушных судов
Ан-24 (4 шт.) |
Ми-8 (5 шт.) | ||
Год выпуска |
Дата последнего кап. ремонта |
Год выпуска |
Дата последнего кап. ремонта |
1968 |
1995 |
1975 |
2007-2008 |
1971 |
1999 |
1976 |
2007-2008 |
1973 |
2002 |
1980 |
2007-2008 |
1973 |
2005 |
1982 |
2007-2008 |
1987 |
2007-2008 |
Таким образом, компания имеет четыре самолета Ан-24 и пять вертолетов Ми-8, при этом срок эксплуатационной годности, который составляет 30 лет, в большинстве случаев давно истек. При этом компания вынуждена самостоятельно, за свой счет, производить работы по продлению эксплуатационного ресурса каждой единицы воздушного судна по индивидуальной программе продления ресурсов с разработчиком воздушного судна и ГосНИИ ГА (государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации). Официально разрешено продлевать эксплуатационный ресурс по индивидуальной программе: самолетов – до 45 лет, вертолетов – до 35 лет.
Проведение капитального ремонта также требует немалых затрат, а чем старее техника, чем больше физический и моральный ее износ, тем в более тщательном и дорогостоящем ремонте она нуждается. И как логическое завершение все это находит свое отражение в увеличении себестоимости услуг. Прямым следствием этого является снижение рентабельности и безопасности полетов, а в конечном итоге – потеря рынка.
При существующем уровне спроса на перевозки нехватки воздушных судов не наблюдается, в то же время существует значительная потребность в инвестициях на приобретение новых воздушных судов – в основном, из-за проблем с техническим обслуживанием, экономичностью по топливу, общего качества и истекающего срока эксплуатации. По нашему мнению, это одно из самых «больных мест» анализируемого предприятия, так как отсутствие поддержки со стороны местных органов власти ввиду недостаточности финансовых ресурсов и слабой дотационной поддержки из федерального бюджета России является серьезной проблемой данной отрасли в нашей республике.
Выполнение авиационных работ, как и любая другая деятельность, требует трудовых, материальных и денежных затрат. Сумма этих затрат в денежном выражении представляет собой себестоимость продукции.
В условиях экономического
кризиса вопросы снижения себестоимости
продукции приобретают еще
Таблица 1.2.
Динамика структуры затрат на производство и реализацию услуг
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение, % | ||
Затраты, тыс. руб. |
Структура, % |
Затраты, тыс. руб. |
Структура, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Авиатопливо |
53602,1 |
28,9 |
55571,3 |
24,6 |
+3,7 |
2. Амортизация ВС |
980,2 |
0,5 |
877,2 |
0,4 |
-10,5 |
3. Кап. ремонт |
11163,9 |
6,0 |
18194,3 |
8,1 |
+63 |
4. Текущий ремонт |
7862,2 |
4,2 |
6687,2 |
3,0 |
-14,9 |
5. Регламентные работы |
6297,5 |
3,4 |
7071,5 |
3,1 |
+12,3 |
6. ФОТ, всего |
32039 |
17,3 |
40969,3 |
18,1 |
+27,9 |
В т.ч.: -ЛПС, вкл. б/проводников |
12858,8 |
17475 |
+35,9 | ||
-ИАС |
12006,3 |
15840,6 |
+31,9 | ||
-ОНС |
2313,2 |
2736,5 |
+18,3 | ||
-АУП |
4860,7 |
4917,2 |
+1,2 | ||
6. Отчисления |
9793,3 |
5,3 |
12517,6 |
5,5 |
+27,8 |
7. Аэропортовые расходы |
34812,2 |
18,8 |
43053 |
19,1 |
+23,7 |
8. Прочие расходы по ВС |
14601,4 |
7,9 |
19321,8 |
8,6 |
+32,3 |
9. Прочие произв. расходы |
11025,7 |
6,0 |
17959,2 |
8,0 |
+62,9 |
10.ОХР |
2989,1 |
1,6 |
3544 |
1,6 |
+18,6 |
Всего расходов |
185166,6 |
100 |
225766,4 |
100 |
+21,9 |
Всего доходов, в т.ч. |
178397,6 |
100 |
223390,3 |
100 |
+25,2 |
пассажирские перевозки |
72441,7 |
40,6 |
93934,9 |
42,0 |
+29,7 |
чартер, аренда Ан-24 |
34139 |
19,1 |
36103 |
16,2 |
+5,8 |
ПАНХ, аренда Ми-8 |
64546,4 |
36,2 |
84454,9 |
37,8 |
+30,8 |
техобслуживание |
7131,5 |
4,0 |
8284,7 |
3,7 |
+16,2 |
прочие доходы |
139 |
0,1 |
612,8 |
0,3 |
+340,9 |
Данные таблицы 1.2. свидетельствуют о том, что, несмотря на тяжелое положение, сложившееся в отрасли, по итогам 2011 года доходы авиакомпании выросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 25,2%, что в абсолютном выражении составляет 44992,7 тыс. руб. Наибольший удельный вес в доходах занимают пассажирские перевозки (выручка по которым за год увеличилась почти на 30% или на 21493,2 тыс. руб.) и ПАНХ (выручка возросла на 19908,5 тыс. руб. или на 30,8%).
Расходы предприятия возросли почти на 22% в 2011 году по сравнению с 2010 годом, о чем свидетельствуют данные таблицы . Велики эксплуатационные расходы авиакомпании на местных воздушных линиях, из которых 24,6% составляют расходы на ГСМ, 14,2% - затраты на техническое обслуживание и ремонт ВС (воздушных судов), 19,1% – аэропортовое обслуживание, 18,1% - оплата труда, 5,5% - отчисления на социальное страхование. Выплата налогов также занимает немалую долю в расходах предприятия.
Что же касается наиболее часто обсуждаемой сегодня проблемы авиационной отрасли – высоких цен на авиакеросин, хочется заметить, что, несмотря на значительное снижение цены за баррель нефти более чем на 50%, цена на керосин снизилась в среднем лишь на 15%. Факторами, усугубляющими ситуацию, являются неэкономичность эксплуатируемых самолетов (и как следствие этого еще более высокие топливные издержки в пересчете на рейс, пассажиро-место или тонну перевезенных грузов) и практическая невозможность введения сколько-нибудь значимой «топливной надбавки» на внутренних рейсах ввиду низкой платежеспособности основной массы населения и угрозы социального взрыва.
Кризис неплатежей, охвативший все отрасли экономики России, привел к образованию у авиакомпании кредиторской задолженности (включая краткосрочные займы и кредиты), равной 27,43% от ее доходов. Дебиторская же задолженность составляет в среднем 21,86% от доходов предприятия. Что касается динамики упомянутых задолженностей, то можно отметить следующее: за 12 месяцев 2011 года дебиторская задолженность авиапредприятия выросла на 120,4% (с 22,150 млн. руб. на 01.01.2011 г. до 48,822 млн. руб. на 01.01.2012 г.); кредиторская задолженность, включая краткосрочные займы и кредиты, за этот же период снизилась на 26,56% (с 83,435млн. руб. до 61,278 млн. руб., соответственно). На 01.01.2012 г. кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность более чем в 1,25 раза.
Периодически возникает проблема с платежеспособностью авиакомпании. Фактический коэффициент текущей ликвидности составляет 0,99 (≈1) при нормативном значении 2.
1.2. Позиционирование предприятия на товарном рынке
Воздушное пространство над территорией Тюменского региона, составляющее 1 млн 425 тысяч квадратных километров, контролируется органами ОВД «Аэронавигация Севера Сибири». При этом протяженность участков воздушных трасс, проходящих над регионом, насчитывает 39 600 километров, из которых 14 921 километр – это международные воздушные трассы. В зоне ответственности расположены 23 аэропорта, из них 5 – международные.
Информация о работе Формировании стратегии деятельности предприятия