Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая,4 курс (Автосохраненный).docx

— 188.07 Кб (Скачать)

Таким образом, проводилась работа по формированию активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия.

Контрольный срез проводился с той же группой детей. Целью  контрольного среза выступало определение  эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи. Анализируя показатели, можно сделать вывод  о том, что под влиянием целенаправленной коррекционно - педагогической работы активный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи увеличился в процессе проведения разработанного нами комплекса дидактических игр и проведенных логопедических занятий.

В представленных результатах  сравнительного анализа уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи до проведения комплекса  дидактических игр и после  его проведения, а также его  динамика: у восьмерых детей (80%) наблюдается  рост уровня развития активного словаря  после проведения комплекса дидактических  игр; у двух детей (20%) уровень развития активного словаря не изменился.

Таким образом, видно, что  после проведения дидактических  игр и целенаправленной логопедической работы, уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Дети с высоким уровнем развития активного словаря стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки. С детьми со средним и низким уровнями развития активного словаря необходимо продолжать занятия.

Таким образом, из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных  результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

 

 

Список литературы

1. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С 19

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 1956. – С. 56

4. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44

5. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60.

6. Диагностика нарушений  речи у детей и организация  логопедической работы в условиях  дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С. 57-58

7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 1981. – С. 59-63

8. Жукова Н. С. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников: Кн. Для логопеда. –  М.: Просвещение, 1990. – С.49-52

9. Жукова Н. С. Формирование  словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1975. – 74с.

10. Игры в логопедической  работе с детьми /Под ред. В.И.  Селиверстовой. -Москва, 1979.

11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – С. 22-26

12. Лебедева Н. Г. Формирование  связной речи у детей с общим  недоразвитием речи.// «Практическая  психология и логопедия» №  1-2, 2003, - С. 68

13. Логопедия: учебник  для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 513-524

14. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия», 1997. – С. 23-29

15. Макарова В. Н. Комплекс  контрольно-тестовых заданий по  курсу «Теория и методика развития  речи детей дошкольного возраста»./Под  ред. В. Н. Макаровой, Е. А.  Ставцевой, В. И. Яшиной. – Орел.: Изд-во ОГУ, 2002. – 48с.

16. Сазонова С. Н. Развитие  речи дошкольников с общим  недоразвитием речи. – М.: Академия, 2005. – 144с. 

17. Тихеева Е. И. Развитие  речи детей. – М.: «Просвещение», 1967. – С. 67

18. Ткаченко Т. А. Альбом  индивидуального обследования дошкольника:  Диагностическое пособие для  логопедов, воспитателей и родителей.  – М.: Гном и Д, 2002. – 48с.

19. Ушакова О. С. Развитие  речи дошкольников. – М.: Изд-во  Института Психотерапии, 2001. – 240с.

20.Ушакова О. С., Струнина  Е. М. Методика развития речи  детей дошкольного возраста. –  М.: Владос, 2004. – С. 180-181, 196-199

21.Филичева Т. Б., Туманова  Т. В. Дети с общим недоразвитием  речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое  пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999. –  С. 3-4

22.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – С. 131-132

23.Яшина В. И. Методика  обследования развития речи у  дошкольников с общим недоразвитием  речи. – М.: Просвещение, 1993. – С. 26-27

                   

 

 


Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня