Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая,4 курс (Автосохраненный).docx

— 188.07 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика  как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное  и практическое значение. Богатство  словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция  речевых нарушений вообще и в  частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для  развития коммуникативных умений детей.

Актуальность  проблемы. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Изучение детей с нарушениями  речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности  успешной коррекционной работы с  ними и в необходимости дальнейшего  изучения их, совершенствования и  детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных  вопросов. Известно, что наиболее благоприятным  для развития всех сторон речи и  для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые  испытывают дети с недоразвитой речью  при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Одной из важнейших предпосылок  овладения чтением, письмом и  счетом является достаточный уровень  сформированности лексической системы  языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.

Несмотря на то, что в  последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим  недоразвитием речи, особенности  его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова, Б.М.Гриншпуна, Л.Б.Халиловой, Г.С.Гуменной, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной и др. Разработка психолингвистического аспекта формирования словаря, позволяющего проанализировать особенности структуры и характер функциональных изменений в области семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.

Цель исследования: подобрать комплекс упражнений для формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объектом исследования являлись особенности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс формирования словаря у дошкольников 5-6 летнего возраста с III уровнем общего недоразвития речи.

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наряду с малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов имеют место недоразвитие семантической структуры значения слов, синтагматических и парадигматических связей, низкий уровень организации лексико-семантических полей, несовершенство процесса поиска слова. Рассматривание и обследование предметов, показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием, проведение дидактических игр с игрушками, картинками, словесные игры способствуют формированию словаря у детей старшего дошкольного уровня с ОНР III уровня.

В соответствии с целью  и гипотезой в исследовании были поставлены задачи:

1)Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

2) выявить особенности словаря детей 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня в сравнительном плане с нормой;

3) разработать направления и содержание логопедической работы по формированию словаря;

4) провести экспериментальное обучение в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  обоснования проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста

1.1 Формирование лексического строя речи в онтогенезе у детей без речевых патологий

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими  компонентами оформления высказывания. Нами рассмотрено большое количество взглядов, и выделены наиболее интересные или обще принятые.   

По данным исследований Правдиной О.В (2) развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году - несколько  слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов. Правдина О.В (2).

Рост, словаря зависит  от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних  цифр отмечается значительное колебание.

Качественный рост словаря  происходит по двум направлениям:

 а) по содержанию - обогащение  и дифференциация смыслового  содержания употребляемых слов  и понятий, обозначаемых ими, 

б) по форме - постепенное  овладение все усложняющейся  ритмико-интонационной, звуковой и  слоговой структурой слов.

Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и  последовательностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные это обычно первые слова, глаголы появляются почти  одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы  местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются.

Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень  поздно, числительные поздно и усваиваются  во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные  слова появляются в языке ребенка  одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Развитие словаря ребёнка  тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.  Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

  Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный  раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение

комплексов на части, которые  вступают между собой в различные  комбинации (Катя бай). После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачек в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

Первая стадия развития детских  слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.

«В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова:

1. денотативный компонент,  т.е. отражение в значении слова  особенностей

денотата (стол – это конкретный предмет);

2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

4. контекстуальный компонент  значения слова (холодный зимний  день, холодный летний день)».

В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно  развивается. «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово.развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» (Л.С.Выготский).

Исследования показывают, что ребёнок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный концептуальный компонент значения слова усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением  слова.

По мнению А.Р.Лурии первоначально при формировании предметной соотнесённости слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.

Развитие связи между  языковыми знаками и действительностью  является

центральным процессом при  формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На первых стадиях знакомства ребёнка со словом ребёнок ещё  не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. Так как первоначально ребёнок воспринимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов. На раннем этапе развития речи на предметную отнесённость слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. Например, словом мишка ребёнок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку («растяжение» значения слова).

По мере развития словаря  «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Л.П. Федоренко выделяет несколько  степеней обобщения слов по смыслу.

0 степень – собственные  имена и названия единичного  предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным

предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них  такими же

именами собственными, как  и имена людей.

1 степень – к концу  2-ого года жизни ребёнок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств – имён нарицательных.

2 степень – в возрасте 3 лет дети начинают усваивать  слова, обозначающие

родовые понятия (одежда, посуда.), передающие обобщённо названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полёт, краснота).

3 степень – к 5-6 годам  дети усваивают слова, обозначающие  родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

4 степень – к подростковому  возрасту, дети усваивают и осмысливают  такие

слова, как предметность, признак, состояние и т.д.

В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

                              По данным Е.А.Аркина:                             

    

Возраст

Количество слов

1 год

9 слов

1 год 6 мес.

39 слов

2 года

300 слов

3 года 6 мес.

1110 слов

4 года

1926 слов


 

                              По данным А. Штерна:                             

    

Возраст

Количество слов

1,5 года

100 слов

2 года

200 - 400 слов

3 года

1000 – 1100 слов

4 года

1600 слов

5 лет

2200 слов


 

                            По данным А.Н. Гвоздёва:                           

                         Словарь четырёхлетнего ребёнка:                        

    

Часть речи

Количество % в  словаре

существительные

50,2 %

глаголы

27,4 %

прилагательные

11,8 %

наречия

5,8 %

числительные

1,9 %

союзы

1,2 %

предлоги

0,9 %

междометия и частицы

0,9 %

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня