Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая,4 курс (Автосохраненный).docx

— 188.07 Кб (Скачать)

С учетом того, что дети с  речевым недоразвитием многие слова  понимают недостаточно полно или  даже искаженно, работа над объяснением  их значения и употребления тщательно  продумывалась. Здесь использовались наглядные средства обучения (картины, муляжи, сами предметы), составление  словосочетаний, включение новых  слов в предложения, их группировку  на основе сходства. Примером данной работы может служить игра «Где кто стоит». Цель игры формировать словарь наречий, тренировать в составлении предложений, учить отвечать на вопросы полным ответом. В игре использовалась доска, картонные картинки: дед, дом, забор, 2 дерева, кусты, подсолнух, девочка, курица.

В начале игры детям было прочитано несколько предложений. «Построил дед дом, забор. Посадил  два дерева, кусты, подсолнух и  стал жить в нем с внучкой и  с курочкой». Затем на доске разместили картинки с изображением дома, куста, двух деревьев, подсолнуха, забора, курицы, девочки, дедушки. Затем были вызваны несколько детей для размещения предметов, стоящих на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вдали, вокруг - относительно друг друга. Дети отвечали на следующие вопросы: «Где стоит девочка? Где стоит дедушка? Где стоит курочка?» Аналогичные вопросы задавались про остальные предметы на доске.

После этого детям было предложено задавать друг другу вопросы  о том, где стоит тот или  иной предмет. Детям необходимо было отвечать на вопросы полным ответом, если возникали затруднения и  ошибки, своевременно предлагалась помощь.

Все эти задачи являлись выполнимыми в процессе дидактической  игры, когда, выделяя и называя  свойства, признаки предмета, называя  действия, которые может совершать (или совершает на глазах ребенка) предмет, мы одновременно стимулировали, активизировали употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: существительных, прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, переносили на другой материал. При таком переносе мы старались сформировать словосочетания и короткие предложения, у ребёнка в сознании сложить отвлечённый от конкретной ситуации словесный образ. При этом мы тщательно контролировали и процесс звукопроизношения у детей, при необходимости корригировали его.

Проводилась работа по называнию  частей целого предмета (машины, дома и  т. д.), нахождению целого по наименованию частей. Эта работа предшествовала более сложной для ребенка  работе по группировке слов, называющих признак (например, цвет), действие, группу предметов (например, животных), а также  по классификации предметов (как  назвать одним словом куклу, машинку, кубики). При работе с данной категорией детей необходимо было учитывать  их возрастные особенности. С этой целью  мы считаем очень важным и интересным для них было использование дидактических игр, позволяющих закрепить результат развития их активного словаря, а в большинстве случаев и в несколько раз его приумножить.

Работу с детьми старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи по развитию активного словарного запаса можно показать на примере  игры «Угадай игрушку».

Целью игры является развитие предметного словаря, словаря прилагательных, формирования умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Для игры было подобранно несколько игрушек: заяц, лиса, утенок. В начале игры все игрушки были выставлены перед детьми и названы: «Это заяц, лиса, лягушка». О каждой игрушке рассказывалось отдельно, назывались внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описывались другие игрушки: «Это игрушка мягкая. Она рыжая. Хвост длинный, пушистый. Хитрая, быстро бегает; Эта игрушка маленькая. Она зеленая, любит мошек» Затем выбиралась одна из игрушек и каждому ребенку задавались вопросы: «Какая эта игрушка? Какого она цвета? Какой у нее хвостик? Как она двигается? Что она любит? Какой у нее характер?». Если один ребенок затруднялся ответить на вопрос, другому предлагалось помочь. Также если у детей возникали ошибки или они затруднялись ответить на вопрос, задавались наводящие вопросы. После того как каждый ребенок ответил на вопрос предлагалось самостоятельно описать каждую игрушку.

Таким образом, проводилась работа по формированию активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия.

 

2.2.2. Оценка эффективности работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Контрольный срез проводился с той же группой детей на базе МДОУ ЦРР «Детский сад №5» комбинированного вида г.Прокопьевска в период с февраля по май 2011г. В проведенном нами исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Цель контрольного среза – определение эффективности проведенной работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На данном этапе были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.

Реализация задач осуществлялась на основе проведения методик изучения активного словаря, которая использовалась на констатирующем этапе исследования.

Нам необходимо было выяснить, в какой степени предложенные дидактические игры и целенаправленные логопедические занятия, включенные в коррекционно–образовательный процесс, повлияли на уровень развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого была проведена диагностика уровня развития активного словаря у детей данной группы (контрольный срез).

Выполняя задание по методике обследования активного словаря старшего дошкольного  возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. были выявлены следующие результаты. Отвечая на вопросы, направленные на выявление сформированности словаря существительных трое детей с общим недоразвитием речи (30 % - Карина И., Саша Н., Алина С.) не испытывали затруднения. Трое детей с общим недоразвитием речи (30%) затруднялись в ответах и допустили ошибки. Леша Е. не назвал на предложенных картинках чайник, Юля П. – не знает как называется детеныш коровы, Диана Г. не знает обобщающего слова транспорт. Четверо детей (40 % - Кристина Ф., Дима Б., Максим К., Даша Т.) допустили следующие ошибки: Кристина Ф. не назвала детеныша курицы и не ответила на вопрос «Чем покрыто туловище зайца?», Дима Б. не назвал на картинках жирафа и не смог назвать обобщающее слово «Мебель», Максим К. допустил ошибки называя обувь (не назвал туфли и сапоги), Даша Т. не ответила на вопрос «Что светит ночью?» и не назвала обобщающие слова «Овощи», «Транспорт».

Отвечая на вопросы по методике обследования активного словаря старшего дошкольного  возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. выявляющие уровень сформированности словаря прилагательных двое детей с общим недоразвитием речи (20%) – Юля П. и Даша Т. затруднялись в описании признаков лисы, трое - не смогли назвать признаки зайца (30% - Диана Г., Кристина Ф., Дима Б.), пятеро детей (50% - Леша Е., Максим К.,Карина И., Алина С., Саша Н.) выполнили задания без ошибок.

При подборе действий к предметам  одну ошибку допустили шестеро детей (60% - Юля П., Даша Т., Диана Г., Кристина Ф., Дима Б., Леша Е. ). Юля П. затруднялась в подборе действия карандашом, Даша Т., Диана Г. затруднялись при подборе способа передвижения змеи, Кристина Ф. не смогла назвать, как кричит ворона, Дима Б . не смог продолжить предложение «На самолете летаем, а на машине …». Один ребенок (10%) допустил несколько ошибок, затруднялся в ответах (Максим К..) и три ребенка (30%) не допустили не одной ошибки (Алина С., Саша Н., Карина И.).

Трое детей с общим недоразвитием речи (30% - Юля П., Даша Т., Диана Г.) затруднялись в выполнении заданий требующих подбор наречий и допустили несколько ошибок. Два ребенка при выполнении заданий допустили одну ошибку (20% - Максим К., Леше Е.) и пятеро детей справились без ошибок (50% - Дима Б., Карина И., Кристина Ф., Алина С., Саша Н.).

Таким образом, по методике обследования активного словаря старшего дошкольного  возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. дети показали следующие результаты, которые представлены в таблице № 5.

Таблица № 5

Уровни развития словаря  детей обследуемой группы (по методике Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Саша Н.

Дима Б.

Юля П.

Карина И.

Кристина Ф.

Даша Т.

Алина С.

Диана Г.

 
 

Леша Е.

 
 

Максим К.

 

 

 

Графически эти данные можно  представить в круговой диаграмме  №4

 

Диаграмма №4.

 

Таким образом, из диаграммы  видно, что трое детей (30%) при выполнении заданий показали высокий уровень  развития активного словаря; пятеро детей (50%) имеют средний уровень, а двое детей (20%) показали низкий уровень  развития активного словаря.

Выполняя задание по методике выявления уровня развития активного  словарного запаса. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной [20] были выявлены следующие результаты. Отвечая на вопросы, направленные на выявление сформированности словаря существительных, дети показали следующие результаты: трое детей (30 % - Алина С., Саша Н., Карина И.) не испытывали затруднения. Четверо детей с общим недоразвитием речи (40%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. (Диана Г., Дима Б., Леша Е.,Максим К. ). Трое детей (30 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Юля П., Кристина Ф., Даша Т.).

Отвечая на вопросы, направленные на выявление сформированности словаря  прилагательных, мы выявили следующие  результаты. Трое детей с общим  недоразвитием речи (30 % - Карина И., Саша Н., Алина С.) не испытывали затруднения. Пятеро детей с общим недоразвитием речи (50%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. (Кристина  Ф., Диана Г., Дима Б., Максим К., Леша Е.,). Двое детей (20 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Даша Т., Юля П.).

При ответах на вопросы, направленные на выявление сформированности глагольного  словаря, мы выявили следующие результаты. Трое детей с общим недоразвитием речи (30 % - Карина И.,  Саша Н., Алина С.) не испытывали затруднения. Трое детей с общим недоразвитием речи (30%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Максим К. ошибался при подборе действий к слову ручка», Диана Г. затруднялась в образовании глаголов повелительного наклонения, Дима Б. не смог подобрать к слову игла только два действия. Четверо детей (40 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Леша Е., Кристина Ф., Даша Т., Юля П.,).

При ответах на вопросы, направленные на выявление сформированности словаря  наречий, мы выявили следующие результаты. Девять детей с общим недоразвитием речи (90 % - Карина И., Саша Н., Алина С., Диана Г., Леша Е., Дима Б., Кристина Ф., Юля П., Максим К.) не испытывали затруднения. Один ребенок (10%) допустил одну ошибку (Даша Т. неправильно подобрала наречие).

Таким образом, по методике выявления уровня развития активного  словарного запаса. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной дети показали следующие результаты (см. таблицу № 6).

Таблица № 6

Уровни развития словаря детей обследуемой группы (по методике О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной )

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Алина С.

Диана Г.

Юля П.

Карина И.

Дима Б.

Даша Т.

Саша Н.

Леша Е.

 
 

Кристина Ф.

 
 

Максим К.

 

 

Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №5.

 

Диаграмма №5

 

Таким образом, из диаграммы  видно, что по методике выявления  уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, также трое детей (30% - Саша Н., Карина И., Алина С.) при выполнении заданий показали высокий уровень развития активного словаря; пятеро детей (50% - Дима Б., Диана Г., Кристина Ф., Леша Е., Максим К.) имеют средний уровень, а двое детей (20% - Юля П., Даша Т.) показали низкий уровень развития активного словаря.

Проводя обследование по схеме  обследования речи детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, мы выявили следующие результаты. При выполнении заданий направленных на выявление сформированности словаря существительных трое детей с общим недоразвитием речи (30 % - Карина И., Саша Н., Алина С.) не испытывали затруднения. Четверо детей с общим недоразвитием речи (40%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Максим К. из предложенных картинок не назвал сахарницу, Диана Г. не смогла назвать обобщающее слово «Транспорт», Кристина Ф. и Леша Е. затруднялись в выделении частей автомобиля. Трое детей (30 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Дима Б., Даша Т., Юля П.,).

При выполнении заданий детьми на выявление сформированности словаря  прилагательных мы выявили, что трое детей с общим недоразвитием  речи (30 % - Карина И., Саша Н., Алина С.) не испытывали затруднения. Пятеро детей с общим недоразвитием речи (50%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Максим К. затруднялся в назывании формы предметов, Диана Г., Кристина Ф., Дима Б. и Леша Е. назвали не все названия цветов из предложенных. Двое детей (20 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Даша Т., Юля П.).

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня