Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Этапы работы по формированию словаря:
- обогащение знаний и
словаря на основе наблюдений
предметов и явлений
- уточнение и закрепление
представлений и словаря с
помощью иллюстративного
- использование словаря
в активной речи, в процессе
бесед, разговоров, рассказов, в
специальных лексических
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
Выводы к I главе.
Нарушение формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи проявляются в:
Целенаправленное формирование словаря имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Линия алгоритма овладения словом включает:
- обеспечение
детям первичного восприятия
слова, а именно
- демонстрацию
образцов употребления слова.
Вставляя слово в
- овладение парадигматическими связями слов, выработка умения подбирать к слову антоним, синоним, гипероним;
- закрепление
слова в активном словаре.
Этапы работы по формированию словаря:
- обогащение знаний и
словаря на основе наблюдений
предметов и явлений
- уточнение и закрепление
представлений и словаря с
помощью иллюстративного
- использование словаря
в активной речи, в процессе
бесед, разговоров, рассказов, в
специальных лексических
ГлаваII. Экспериментальное изучение особенностей формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Часть 1. Изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2.1.1.Обследование
активного словарного запаса
детей старшего дошкольного
С целью экспериментального обоснования
наличия у детей с общим
недоразвитием речи особенностей развития
словаря (активного) нами было организовано
экспериментальное
В данной работе мы исследовали особенности формирования активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Подобрать методики для выявления особенностей формирования активного словаря.
2. Выявить особенности
Основным методом нашего исследования был психолого-педагогический эксперимент, наиболее отвечающий возможности организации обследования активного словаря детей. Также использовались методики обследования активного словаря детей, беседа с детьми и логопедом.
В исследовании принимали участие 10 детей.
Таблица №1.
Фамилия, имя |
Возраст |
Логопедическое заключение |
Дима Б. |
6 лет 3 месяца |
ОНР III уровня |
Карина И. |
5 лет 7 месяцев |
ОНР III уровня |
Юля П. |
5 лет 11 месяцев |
ОНР III уровня |
Саша Н. |
6 лет 4 месяца |
ОНР III уровня |
Кристина Ф. |
5 лет 10 месяцев |
ОНР III уровня |
Леша Е. |
5 лет 6 месяцев |
ОНР III уровня |
Даша Т. |
5 лет 7 месяцев |
ОНР III уровня |
Диана Г. |
6 лет 1 месяц |
ОНР III уровня |
Максим К. |
5 лет 8 месяцев |
ОНР III уровня |
Алина С. |
6 лет |
ОНР III уровня |
При отборе детей мы учитывали следующие критерии:
Решение задач эксперимента осуществлялось посредством подобранных нами методик:
Описания методик обследования активного словаря.
1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В.
Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.
Рекомендации к проведению:
Задание 1.
Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов.
Задание 2.
Логопед задает вопросы ребенку направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков.
- Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки?
- Где живет медведь? Рыба?
- Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы?
- Чем питается корова? Медведь?
- Как можно сказать про лису? Она какая?
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.
Задание 3.
Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить предложение.
- У собаки хвост длинный, а у зайца…
- Рыба в воде плавает, а змея по земле …
- Кошка мяукает, а собака …
- Воробей чирикает, а ворона…
- Ручкой пишем, а карандашом…
- На самолете летаем, а на машине …
- Жаба прыгает, а комар …
- Днем светит солнце, а ночью…
- По льду катаются на коньках, а по снегу …
- Мультфильмы смотрим, а сказку…
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.
Оценка результатов:
После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка.
2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Цель: выявить уровень развития активного словаря.
Рекомендации к проведению:
1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1)Ребенок объясняет значение слов;
2)называет отдельные признаки, действия;
3)называет 1 – 2 слова.
2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?
1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному;
2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным;
3)подбирает слово только к одному прилагательному.
3.Что называют словом ручка?
1)Называет несколько значений этого слова;
2)называет два значения этого слова;
3)перечисляет предметы у которых есть ручка.
4.Придумай предложение со словом ручка.
1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.
2)называет два слова (словосочетание);
3)подбирает только одно слово.
5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно…
1)Правильно заканчивает разные типы предложений;
2)называет два слова;
3)подбирает только одно слово.
6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а …»
1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
7. Педагог дает другую
ситуацию: «Другой братец зайчика
пришел невеселый, его обидели.
1)Правильно подбирает
слова, противоположные по
2)называет 2 – 3слова;
3)подбирает только одно слово.
8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет одно слово.
9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…
Аналогичные вопросы задается про других животных.
1)Ребенок называет всех
детенышей в правильной
2)называет правильно только одну форму;
3)не выполняет задание.
10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.
1)Ребенок называет все слова правильно;
2)называет два – три слова;
3)говорит одно слово.
11.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?
1)Называет более двух слов;
2)называет два слова;
3)повторяет заданное слово.
12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2)называет только одно значение этого слова;
3)повторяет слово за взрослым.
13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1)Ребенок называет несколько предметов;
2)правильно подбирает два слова;
Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня