Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая,4 курс (Автосохраненный).docx

— 188.07 Кб (Скачать)

Этапы работы по формированию словаря:

- обогащение знаний и  словаря на основе наблюдений  предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов,  их свойств и качеств;

- уточнение и закрепление  представлений и словаря с  помощью иллюстративного материала,  развитие обобщающей функции  слова, перенос наименования на  сходные предметы и их изображения,  употребление слов в разных  ситуациях общения;

- использование словаря  в активной речи, в процессе  бесед, разговоров, рассказов, в  специальных лексических упражнениях  на подбор синонимических рядов  слов, антонимов, на многозначные  слова.

Коррекционно-развивающая  работа осуществляется в различных  направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к I главе.

Нарушение формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи проявляются в:

  • ограниченности словарного запаса,
  • резком расхождении объема активного и пассивного словаря,
  • неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, дыня - тыква и др.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов (высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, пушистый – мягкий). В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет - идет, воркует - поет, чирикает - поет и т. д.).
  • трудностях актуализации словаря.

Целенаправленное  формирование словаря имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Линия алгоритма овладения словом включает:

- обеспечение  детям первичного восприятия  слова, а именно семантического  определения слова, его отношение  с внеязыковой реалией, уточнения  произношения;

- демонстрацию  образцов употребления слова.  Вставляя слово в словосочетание, предложение, ребенок овладевал  синтагматическими связями данной  лексической единицей;

- овладение парадигматическими  связями слов, выработка умения  подбирать к слову антоним,  синоним, гипероним;

- закрепление  слова в активном словаре. Подбор  собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Этапы работы по формированию словаря:

- обогащение знаний и  словаря на основе наблюдений  предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов,  их свойств и качеств;

- уточнение и закрепление  представлений и словаря с  помощью иллюстративного материала,  развитие обобщающей функции  слова, перенос наименования на  сходные предметы и их изображения,  употребление слов в разных  ситуациях общения;

- использование словаря  в активной речи, в процессе  бесед, разговоров, рассказов, в  специальных лексических упражнениях  на подбор синонимических рядов  слов, антонимов, на многозначные  слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. Экспериментальное изучение особенностей формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Часть 1. Изучение активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

2.1.1.Обследование  активного словарного запаса  детей старшего дошкольного уровня  детей с ОНР III уровня

С целью экспериментального обоснования  наличия у детей с общим  недоразвитием речи особенностей развития словаря (активного) нами было организовано экспериментальное исследование, которое  проводилось в период с февраля по май 2011 года на базе МДОУ ЦРР «Детский сад №5» комбинированного вида г.Прокопьевска.В эксперименте были задействованы 10 детей по данным ПМПК, состояние их речевой функции было приблизительно однородным и относилось к III уровню недоразвития речи по Р.Е. Левиной (см. Таблицу № 1).

В данной работе мы исследовали особенности формирования активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Подобрать методики для выявления особенностей формирования активного словаря.

2. Выявить особенности формирования активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основным методом нашего исследования был психолого-педагогический эксперимент, наиболее отвечающий возможности организации  обследования активного словаря  детей. Также использовались методики обследования активного словаря  детей, беседа с детьми и логопедом.

В исследовании принимали участие 10 детей.

 

 

 

Таблица №1.

Фамилия, имя

Возраст

Логопедическое заключение

Дима Б.

6 лет 3 месяца

ОНР III уровня

Карина И.

5 лет 7 месяцев

ОНР III уровня

Юля П.

5 лет 11 месяцев

ОНР III уровня

Саша Н.

6 лет 4 месяца

ОНР III уровня

Кристина Ф.

5 лет 10 месяцев

ОНР III уровня

Леша Е.

5 лет 6 месяцев

ОНР III уровня

Даша Т.

5 лет 7 месяцев

ОНР III уровня

Диана Г.

6 лет 1 месяц

ОНР III уровня

Максим К.

5 лет 8 месяцев

ОНР III уровня

Алина С.

6 лет

ОНР III уровня


 

При отборе детей мы учитывали  следующие критерии:

  1. Одинаковый возраст (старший дошкольный).
  2. Половая гетерогенность (в эксперименте принимали участие мальчики и девочки).
  3. Одинаковое нарушение речевого развития (ОНР III уровня).
  4. Сохранность слухового, зрительного анализаторов, сохранность интеллекта.

 Решение задач эксперимента осуществлялось посредством подобранных нами методик:

Описания методик обследования активного словаря.

1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В.

Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.

Рекомендации к проведению:

Задание 1.

Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние  и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок  должен показать и назвать что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов.

Задание 2.

Логопед задает вопросы ребенку  направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков.

- Скажи чем покрыто  туловище зайца? Утки?

- Где живет медведь?  Рыба?

- Как называются детеныши  курицы? Собаки? Коровы?

- Чем питается корова? Медведь? 

- Как можно сказать  про лису? Она какая? 

Каждый правильный ответ  оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Задание 3.

Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить  предложение.

- У собаки хвост длинный,  а у зайца…

- Рыба в воде плавает,  а змея по земле …

- Кошка мяукает, а собака  …

- Воробей чирикает, а ворона…

- Ручкой пишем, а карандашом… 

- На самолете летаем, а  на машине …

- Жаба прыгает, а комар  …

- Днем светит солнце, а  ночью…

- По льду катаются на  коньках, а по снегу …

- Мультфильмы смотрим,  а сказку…

Каждый правильный ответ  оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Оценка результатов:

После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка.

    • 45 баллов – соответствует высокому уровню;
    • 44-22 баллов – среднему;
    • менее 22 баллов – низкому уровню лексического развития.

2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Цель: выявить уровень  развития активного словаря.

Рекомендации к проведению:

1.Ты знаешь уже много  слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1)Ребенок объясняет значение  слов;

2)называет отдельные признаки, действия;

3)называет 1 – 2 слова.

2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?

1)Выполняет все задания,  называет 1 - 2слова к прилагательному;

2)подбирает слова к  2 - 3прилагательным;

3)подбирает слово только  к одному прилагательному.

3.Что называют словом ручка?

1)Называет несколько значений  этого слова;

2)называет два значения  этого слова;

3)перечисляет предметы у которых есть ручка.

4.Придумай предложение  со словом ручка.

1)Составляет грамматически  правильно предложение из трех  слов.

2)называет два слова  (словосочетание);

3)подбирает только одно  слово.

5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой  можно…

1)Правильно заканчивает  разные типы предложений;

2)называет два слова;

3)подбирает только одно  слово.

6.Взрослый предлагает  ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок  в лесу. Настроение у него веселое.  Вернулся он домой такой … А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а …»

1)Ребенок правильно подбирает  слова, близкие по смыслу;

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно  слово.

7. Педагог дает другую  ситуацию: «Другой братец зайчика  пришел невеселый, его обидели.  К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…

1)Правильно подбирает  слова, противоположные по смыслу;

2)называет 2 – 3слова; 

3)подбирает только одно  слово. 

8.Скажи зайчику, чтобы  он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1)Правильно называет слова  в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

9.Скажи, кто детеныш  у зайца? Детеныши? У зайца много… 

Аналогичные вопросы задается про других животных.

1)Ребенок называет всех  детенышей в правильной грамматической  форме;

2)называет правильно только  одну форму;

3)не выполняет задание.

10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.

1)Ребенок называет все  слова правильно;

2)называет два – три  слова;

3)говорит одно слово.

11.Где живут звери? Какие  слова можно образовать со  словом лес?

1)Называет более двух  слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

1)Ребенок называет иглы  у елки, ежа, у сосны, швейную  и медицинскую иглу;

2)называет только одно  значение этого слова;

3)повторяет слово за  взрослым.

13.Какая игла у ежа?  Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1)Ребенок называет несколько  предметов;

2)правильно подбирает  два слова;

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня