Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая,4 курс (Автосохраненный).docx

— 188.07 Кб (Скачать)

- усвоение норм построения  такого высказывания;

- формирование навыков  планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных  смысловых звеньев рассказа-сообщения;

- обучение лексико-грамматическому  оформлению связных высказываний  в соответствии с нормами родного языка.

Работа по развитию словарного запаса основывается на общих принципах  логопедического воздействия, разработанных  в отечественной коррекционной  педагогике. Ведущими из них являются следующие:

- опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;

- овладение основными  закономерностями лексического  строя языка на основе формирования  языковых обобщений и противопоставлений;

- осуществление тесной  взаимосвязи работы над различными сторонами речи: грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода  к развитию словарного запаса у детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения. Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм, приемов обучения, способствующие активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной  речи строится также в соответствии с обще-дидактическими принципами.

Глухов В. П. считает, что основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей лексически правильной связной речи, являются:

- коррекционное формирование  и включение в «речевой арсенал»  детей языковых средств построения  связных высказываний;

- усвоение норм смысловой  и синтаксической связи между  предложениями в составе текста  и соответствующих языковых средств  ее выражения;

- обеспечение достаточной  речевой практики как основы  практического усвоения важных  закономерностей языка, освоения  языка как средства общения.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом. Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с общим недоразвитием речи.

Обучению детей рассказыванию  предшествует подготовительная работа. Цель этой работы - достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов  развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: развитие лексического и грамматического базиса связной  речи, развитие и закрепление навыков  построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения  детей с педагогом и между  собой в процессе занятий.

В задачи подготовительного  этапа обучения входит:

- развитие направленного  восприятия речи педагога и  внимания к речи других детей:

- формирование установки  на активное использование фразовой  речи при ответах на вопросы  педагога; закрепление навыков в  составлении ответов на вопросы  в виде развернутых предложений;

- формирование умений  адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

- усвоение ряда языковых  средств, прежде всего лексических,  необходимых для составления  речевых высказываний;

- практическое овладение  простыми синтаксическими моделями  фраз, составляемых на основе  непосредственного восприятия и  имеющихся представлений; формирование  умственных операций, связанных  с овладением фразовой речью, - умений соотносить содержание  фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Реализация указанных  задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление  высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых  игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.

Методика обучения составлению  предложений по демонстрации действий с последующим объединением отдельных  высказываний в короткий рассказ  подробно изложена в ряде исследований Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, С. Н. Сазоновой.

Упражнения на составление  предложений по картинкам могут  проводится с использованием разных методических приемов. При обучении детей с общим недоразвитием речи рекомендуется следующая методика. Для упражнений используются картинки 2 видов:

1) картинки, на которых  можно выделить субъект и выполняемое  им действие;

2) картинки с изображением  одного или нескольких персонажей  и четко обозначенного места  действия. По ним дети упражняются  в последовательном составлении  предложений различной семантико-синтаксической  структуры. 

Используются постановка соответствующих вопросов к картинкам  и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем - при затруднениях в построении фразы. В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог.

В дальнейшем предусматривается  переход к составлению предложений  более сложной структуры, прежде всего предложений с «двойной предикативностью». К числу упражнений, проводимых с применением игровых  приемов, относится также игра-упражнение «Будь внимателен», когда дети «по  цепочке» составляют ряд предложений, различающихся какой-либо деталью; от детей требуется заменить это отличие и внести соответствующие изменения в ответ, составленный предыдущим ребенком.

При этом уделяется внимание формированию у детей некоторых  грамматических обобщений и противопоставлений. Так, при составлении предложений  по парным картинкам с изображением одного или нескольких действующих  лиц обращается внимание на дифференциацию форм единственного и множественного числа глаголов и правильное оформление предикативной связи. Игровые приемы направлены на активизацию внимания, восприятия, формирование слухового  и зрительного контроля за содержанием высказывания.

М. М. Алексеева считает, что  в процессе подготовительной работы необходимо обращать внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых  фраз. Дети усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего «опорные»  содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении  ответов-высказываний, начинающихся с  повторения последнего слова из вопроса педагога.

Специальное внимание уделяется  формированию и закреплению навыков  составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, занятия по предметно-практической деятельности, обсуждение прослушанного  текста и др.

Закрепление указанных коммуникативных  навыков осуществляется путем систематического повторения детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции, речевому образцу педагога, а также  путем корректировки высказываний ребенка педагогом и другими детьми в процессе живого речевого общения.

Закрепление и развитие навыков  речевого общения предполагает формирования умения вступать в контакт, вести  диалог на заданную тему, выполнять  активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков  участия в коллективной беседе, способности  к ее восприятию, умению включаться в диалог по указанию педагога. В  целях развития навыков ведения  диалога логопед и воспитатель  организует беседы на близкие детям  темы.

Таким образом, на первом этапе  обучения дети упражняются в составлении  фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают  ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей  формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным  высказываниям. Это является основой  для развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.4. Логопедическая работа по формированию словаря дошкольников с ОНР III уровня

Концептуальный  подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада. Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

В программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и  воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» содержание обучения представлено в соответствии с тремя его  периодами [14, с. 125].

В первый период занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  логопед проводит два раза в неделю, во второй - три раза, в третьем - четыре.

Содержание  коррекционного обучения включает следующие  задачи.

В первый период обучения:

- развитие понимания устной речи;

- подготовка к овладению диалогической  формой общения;

- практическое усвоение способов  словообразования (уменьшительный  суффикс существительных и приставки  глаголов);

- усвоение сочетаний притяжательных  местоимений существительными;

- образование глаголов повелительного  наклонения;

- составление простых предложений  по вопросам.

Первый  период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда - обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

Во  второй период обучения:

- практическое образование относительных  прилагательных;

- согласование прилагательных с  существительными в роде и  числе;

- изменение повелительного наклонения  глаголов 3-го лица единственного  числа;

- употребление предлогов: в, на, под, из;

- совершенствование навыка ведения  диалога.

Второй  период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша  улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад -огород».

В третий период обучения:

- образование глаголов с помощью  приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование прилагательных с  помощью ласкательных суффиксов;

- согласование прилагательных с  существительными в роде, числе,  падеже;

- употребление предлогов: к, от, с;

- составление разных типов предложений.

Третий  период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад - огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город», повторение ранее пройденных тем.

В программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе  детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада» приводится планирование фронтальных  занятий с детьми шестилетнего возраста по формированию лексико-грамматических средств языка. Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств  языка.

Н.С. Жукова предлагает развивать лексико-грамматические средства языка в соответствии с  поэтапным формированием устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению предложений, виды которых постепенно усложняются.

Это усложнение синтаксической конструкции  опирается «на закономерности развития фразовой речи у детей в норме». На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы  нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с  целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

Л.Н. Ефименкова в книге «Формирование речи у дошкольников» предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.

У детей III уровня фразовая речь в целом  сформирована, остаются элементы аграмматизма в виде неправильного употребления числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными. Остается несформированной связная речь.

На  данном этапе продолжается работа над  структурой предложения и его  грамматическим оформлением. Основной задачей является формирование связной  речи. Для формирования лексико-грамматических представлений у дошкольников необходимо:

- четкое деление функций между  воспитателем и логопедом (логопед  знакомит детей с грамматической  категорией, воспитатель ведёт занятия  по особой системе с учетом  лексических тем);

- при планировании и проведении  логопедических занятий акцент  делать на изучаемой грамматической  категории;

- при подготовке занятий не  ставить задачу ограничить лексико -грамматический материал одной темой, исключить лексическую замкнутость, словарь расширить без ограничений;

- установить последовательность  в изучении лексико-грамматических  тем в соответствии с физиологическими  и психолого - педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии. Все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР, рекомендации выстраиваются в соответствии с программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, учитываются принципы системности, комплексности, закономерности онтогенетического развития, индивидуальные особенности детей.

Таким образом, в отечественной логопедии  существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с  ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура  фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня