Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
- усвоение норм построения такого высказывания;
- формирование навыков
планирования развернутых
- обучение лексико-
Работа по развитию словарного запаса основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:
- опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
- овладение основными
закономерностями лексического
строя языка на основе
- осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи: грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.
Важнейшим в работе является
принцип коммуникативного подхода
к развитию словарного запаса у детей.
Особое внимание уделяется при этом
обучению тем видам связных
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с обще-дидактическими принципами.
Глухов В. П. считает, что основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей лексически правильной связной речи, являются:
- коррекционное формирование
и включение в «речевой
- усвоение норм смысловой
и синтаксической связи между
предложениями в составе
- обеспечение достаточной
речевой практики как основы
практического усвоения важных
закономерностей языка,
Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом. Занятия проводятся 1-3 раза в неделю по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с общим недоразвитием речи.
Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. Цель этой работы - достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: развитие лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
В задачи подготовительного этапа обучения входит:
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей:
- формирование установки
на активное использование
- формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;
- усвоение ряда языковых
средств, прежде всего
- практическое овладение
простыми синтаксическими
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.
Методика обучения составлению предложений по демонстрации действий с последующим объединением отдельных высказываний в короткий рассказ подробно изложена в ряде исследований Н. С. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, С. Н. Сазоновой.
Упражнения на составление предложений по картинкам могут проводится с использованием разных методических приемов. При обучении детей с общим недоразвитием речи рекомендуется следующая методика. Для упражнений используются картинки 2 видов:
1) картинки, на которых
можно выделить субъект и
2) картинки с изображением
одного или нескольких
Используются постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем - при затруднениях в построении фразы. В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог.
В дальнейшем предусматривается
переход к составлению
При этом уделяется внимание
формированию у детей некоторых
грамматических обобщений и
М. М. Алексеева считает, что
в процессе подготовительной работы
необходимо обращать внимание на формирование
и закрепление у детей
Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, занятия по предметно-практической деятельности, обсуждение прослушанного текста и др.
Закрепление указанных коммуникативных
навыков осуществляется путем систематического
повторения детьми различных вопросительных
предложений по данной инструкции,
речевому образцу педагога, а также
путем корректировки
Закрепление и развитие навыков речевого общения предполагает формирования умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к ее восприятию, умению включаться в диалог по указанию педагога. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организует беседы на близкие детям темы.
Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.4. Логопедическая работа по формированию словаря дошкольников с ОНР III уровня
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада. Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
В программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» содержание обучения представлено в соответствии с тремя его периодами [14, с. 125].
В первый период занятия по развитию лексико-грамматических средств языка логопед проводит два раза в неделю, во второй - три раза, в третьем - четыре.
Содержание коррекционного обучения включает следующие задачи.
В первый период обучения:
-
развитие понимания устной
-
подготовка к овладению
-
практическое усвоение
-
усвоение сочетаний
-
образование глаголов
-
составление простых
Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда - обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».
Во второй период обучения:
-
практическое образование
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
-
изменение повелительного
- употребление предлогов: в, на, под, из;
-
совершенствование навыка
Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад -огород».
В третий период обучения:
-
образование глаголов с
-
образование относительных
-
образование притяжательных
-
образование прилагательных с
помощью ласкательных
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: к, от, с;
-
составление разных типов
Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад - огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город», повторение ранее пройденных тем.
В
программе Т. Б. Филичевой и Г.
В. Чиркиной «Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского
сада» приводится планирование фронтальных
занятий с детьми шестилетнего возраста
по формированию лексико-грамматических
средств языка. Помимо программ обучения
и воспитания детей с ОНР существуют
общеизвестные авторские
Н.С.
Жукова предлагает развивать лексико-
Это усложнение синтаксической конструкции опирается «на закономерности развития фразовой речи у детей в норме». На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.
Л.Н. Ефименкова в книге «Формирование речи у дошкольников» предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.
У детей III уровня фразовая речь в целом сформирована, остаются элементы аграмматизма в виде неправильного употребления числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными. Остается несформированной связная речь.
На данном этапе продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей является формирование связной речи. Для формирования лексико-грамматических представлений у дошкольников необходимо:
-
четкое деление функций между
воспитателем и логопедом (
-
при планировании и проведении
логопедических занятий акцент
делать на изучаемой
-
при подготовке занятий не
ставить задачу ограничить
-
установить последовательность
в изучении лексико-
Таким образом, в отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня