Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Файлы: 1 файл

Курсовая,4 курс (Автосохраненный).docx

— 188.07 Кб (Скачать)

При выполнении заданий детьми на выявление сформированности глагольного  словаря мы узнали, что трое детей  с общим недоразвитием речи (30 % - Карина И., Саша Н., Алина С.) не испытывали затруднения. Шестеро детей с общим недоразвитием речи (60%) затруднялись в ответах и допустили по одной ошибке. Например: Максим К. затруднялся при ответе на вопрос «Кто как кричит?» и не назвал как кричит ворона, Диана Г., Кристина Ф., Дима Б. и Леша Е. затруднялись при ответе на вопрос «Кто как передвигается?», Даша Т. назвал только одно действие на вопрос «Кто как передвигается?». Один ребенок (10 %) с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Юля П.).

Таблица № 7

Уровни развития словаря детей обследуемой группы (по методике Н. В. Серебряковой, Л. С  Соломаха)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Алина С.

Дима Б.

Даша Т.

Карина И.

Леша Е.

Юля П.

Саша Н.

Кристина Ф.

 
 

Диана Г.

 
 

Максим К.

 

 

Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №6.

 

Диаграмма № 6

 

Таким образом, из диаграммы  видно, что по схеме обследования речи детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, также трое детей (30% - Саша Н., Карина И., Алина С.) при выполнении заданий показали высокий уровень развития активного словаря; пятеро детей (50% - Диана Г., Дима Б., Максим К., Кристина Ф., Леша Е.) имеют средний уровень, а двое детей (20% - Даша Т., Юля П.) показали низкий уровень развития активного словаря.

Анализируя ответы детей  по методике обследования активного  словаря старшего дошкольного возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. дА., Чиркиной Г. В., мы выяснили, что Максим К. не знает такой предмет, как чайник, Леша Е. не знает как называется детеныш коровы, Диана Г. не знает обобщающего слова «Транспорт», Кристина Ф. не знает название детеныша курицы и не ответила на вопрос «Чем покрыто туловище зайца?», Дима Б. не назвал не всех диких и домашних животных предложенных на картинках и не смог назвать обобщающее слово «Мебель», Даша Т. допустила ошибки, называя обувь (не назвал туфли и сапоги), Юля П. не ответила на вопрос «Что светит ночью?» и не знает обобщающие слова «Овощи», «Транспорт». Дима Б. и Максим К. затруднялись в подборе качественных прилагательных при описании признаков лисы, Юля П., Кристина Ф., Даша Т. не смогли назвать признаки зайца. Леша Е. при ответах на вопросы не назвал, как передвигается змея, Диана Г. не назвала действия совершаемые карандашом, Дима Б. не смог ответить, как передвигается комар, Даша Т., Кристина Ф., Юля П. не смогли ответить на вопрос «Воробей чирикает, а ворона…?». Трое детей Карина И., Саша Н., Алина С. давали правильные ответы и не испытывали затруднений.

При анализе ответов детей  по методике выявления уровня развития активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной мы узнали, что четверо детей с общим недоразвитием речи затруднялись в ответах и допустили следующие ошибки. Максим К. подобрал только одно слово к прилагательному глубокий (глубокая лужа), затруднялся в подборе глаголов повелительного наклонения, Кристина Ф. ошиблась в названии детенышей овцы (овчата), возникали трудности при назывании прилагательных, не смогла подобрать действия, которые выполняются иглой. Дима Б. не смог подобрать существительное к слову мелкий, к слову игла назвал только два действия. Леша Е. затруднялся при ответе на вопрос «Что называют словом ручка?». Трое детей с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Юля П., Даша Т., Диана Г.). При ответах на вопросы, выявляющие сформированность словаря наречий Кристина Ф. не смогла подобрать наречие «сильно». Карина И., Саша Н., Алина С. при выполнении всех заданий не допустили ни одной ошибки.

Анализируя ответы детей  по схеме обследования речи детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, мы выяснили, что Максим К. не знает такого предмета, как сахарница, затруднялся в назывании формы предметов, затруднялся при ответе на вопрос «Кто как кричит?» и не сказал как кричит ворона, Диана Г. не смогла назвать обобщающее слово «Транспорт», Кристина Ф. затруднялась в выделении частей автомобиля. Дима Б. затруднялся в назывании фруктов. Трое детей с нарушениями речи допустили несколько ошибок: Даша Т. из предложенных картинок одежды назвала только шапку, не назвала ни одной части одежды, путает названия цветов, назвала только одно действие на вопрос «Кто как передвигается?». Юля П. из предложенных картинок овощей назвала только помидор, затруднялась в назывании транспорта и перепутала троллейбус и трамвай, Леша Е. не смог назвать части автомобиля, из частей одежды смог назвать только пояс и юбку. Карина Л. Саша Н., Алина С. не испытывали затруднения.

Таким образом, проведя контрольный  срез для данной группы детей, мы получили результат, приведённые в таблице №7.

Таблица №7.

Уровни развития активного  словаря (сравнительные результаты)

Фамилия имя ребёнка

Уровень развития активного  словаря

 

 

Динамика

 

Первоначальный

После проведения комплекса  дид.игр

1.

Саша Н.

Средний

Высокий

Вырос

2.

Карина И.

Средний

Высокий

Вырос

3.

Кристина Ф.

Низкий

Средний

Вырос

4.

Леша Е.

Низкий

Средний

Вырос

5.

Дима Б.

Низкий

Средний

Вырос

6.

Даша Т.

Низкий

Низкий

Не изменился

7.

Диана Г.

Низкий

Средний

Вырос

8.

Юля П.

Низкий

Низкий

Не изменился

9.

Максим К.

Низкий

Средний

Вырос

10.

Алина С.

Низкий

Высокий

Вырос


 

В таблице  представлены результаты сравнительного анализа уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения комплекса дидактических игр и после его проведения, а также его динамика: у восьмерых детей (80%) наблюдается рост уровня развития активного словаря после проведения комплекса дидактических игр; у двух детей (20%) уровень развития активного словаря не изменился.

Как следует из представленных выше таблиц, дети после проведенной  коррекционной работы более успешно  выполнили предложенные задания, уровень  развития активного словаря данной группы увеличился по сравнению с  результатами констатирующего этапа  эксперимента. Результаты приведены  на гистограмме №1.

Гистограмма №1

Уровни развития активного  словаря до и после проведения дидактических игр

 

Таким образом, в приведенной  гистограмме видно, что после  проведения дидактических игр и логопедических занятий уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Дети с высоким уровнем развития активного словаря стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки. С детьми со средним и низким уровнями развития активного словаря необходимо продолжать занятия.

Таким образом, в ходе нашего исследования, мы выявили такие особенности  развития словаря детей с общим  недоразвитием речи III уровня как:

1) не всегда удается  подбор однокоренных слов;

2)трудности в назывании  многих прилагательных;

3)заменяют название части  предмета названием целого предмета;

4)в глагольном словаре  преобладают слова, обозначающие  действия, которые ребенок ежедневно  выполняет;

5)трудно усваиваются слова  обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;

6)неточность употребления  слов.

Из данной работы можно  сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов  и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слово – как лексическая  единица представляет собой систему  взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово  – как грамматическая единица  – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике.

Как и в норме, так и  в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и  многообразный процесс. Дети не сразу  и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных  стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже  усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных  норм у детей.

До определенного момента  детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться усложненным, т.е. осуществляется их лексикализация.

Дети с общим недоразвитием  речи не могут спонтанно стать  на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется  длительное специальное коррекционное  воздействие.

Словарь дошкольников активно  обогащается за счет слов, придуманных  ими. Словотворчество составляет важнейшую  особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о  том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете  закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Выдвинутый Р. Е. Левиной  и другими учеными подход в  характеристике детей с общим  недоразвитием речи позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить  картину аномального развития ребенка  по ряду параметров, отражающих состояние  языковых средств и коммуникативных  процессов. На основе поэтапного структурно-динамического  изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого  уровня развития к более высокому.

При формировании словаря дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В начале данной работы была поставлена задача выявить особенности формирования словаря детей с общим недоразвитием речи. Для решения этой задачи мы организовали и провели экспериментально-опытную работу.

Посредством реализации ряда диагностических методик мы выявили  особенности словаря детей с  общим недоразвитием речи: выявляются трудности в назывании многих прилагательных; в глагольном словаре  дошкольников с общим недоразвитием  речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно  выполняет или наблюдает; трудно усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.

Таким образом, в результате проведения диагностической методики мы заключаем, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря.

На формирующем этапе исследовательская работа проводилась с детьми 5-6летнего возраста. На данном этапе нами была поставлена цель – формирование активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр. Реализация задач осуществлялась на основе подобранных нами дидактических игр («Кому угощение?», «Назови части предмета», «Животные и их детеныши», «Скажи ласково», «Один — много», «Кто как разговаривает?», «Что происходит в природе?», «Составь предложение», «Кто как передвигается?», «Кто чем занимается?», «Из чего сделано?», «Лови да бросай — цвета называй», «Угадай игрушку», «Добавь слова», «Где кто стоит», «Скажи наоборот», «Хлопните в ладоши» и др.), направленных на обогащение активного словаря, включенных нами в логопедические занятия. Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходило за счет усвоения новых слов, которые встречались детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них.

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня