Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
3)называет одно слово.
14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1)Ребенок называет разные действия;
2)называет два действия;
3)называет одно действие.
15.Составь предложение со словом игла.
1)Ребенок составляет сложное предложение;
2)составляет простое
3)называет одно слово.
16.Взрослый говорит, что
дети из другого детского сада
сказали так: «Папа, иди
1)Ребенок правильно
2)правильно исправляет два предложения;
3)повторяет предложения без изменения.
Оценка:
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни развития словаря:
I – высокий (48 – 32 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи.
II – средний (32 – 16 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.
III – низкий (16 – 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.
Примерные ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1)правильный ответ;
2)частично правильный;
3)неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.
При обследовании активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста выявляются умения:
1)активизировать имена
прилагательные и глаголы,
2)подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3)понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4)дифференцировать обобщающие понятия.
3. Н. В. Серебрякова, Л. С Соломаха. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель: Обследовать активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Рекомендации к проведению:
1.Ребенку предлагается
назвать конкретные
2.Педагог просит назвать одним словом группу предметов.
3.Исследуется знание
4.Определяется знание ребенком название профессий.
5.Исследуется глагольный
словарь. Употребление
6. Исследуется знание названия цветов с 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый и др.; с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый и др. Название формы: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Оценка результатов:
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В первом задании оценивается знание конкретных существительных. Высшая оценка 50 баллов.
Во втором задании определяется знание обобщающих слов. Высшая оценка 9 баллов.
В третьем задании придумано 3 и более слов к каждому предмету – 2 балла, 1 балл – менее 3 слов, 0 баллов – ответ отсутствует или не соответствует заданию.
В четвертом задании придумано 3 и более профессий – 2 балла, 1 балл менее 3 слов, 0 баллов ответ отсутствует.
В пятом задании на каждый вопрос придумано 3 и более ответов – 2 балла, 1 балл менее 3 слов, 0 баллов ответ отсутствует.
В шестом задании названо 3 и более слов обозначающих цвет и форму предмета – 2 балла, 1 балл менее 3 слов, 0 баллов ответ отсутствует.
В конце проводится подсчет баллов:
Таким образом, нами были проанализированы и отобраны три методики обследования активного словаря детей с общим недоразвитием речи, по результатам проведения которых мы смогли сделать выводы о сформированности словарного запаса. Эти методики могут использоваться как в исследовательском, так и в практическом плане, так как все они направлены на выявление уровня речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1.2. Анализ и интерпретация полученных данных
После проведения намеченного обследования, мы постарались объективно изучить и проанализировать полученные данные. Результаты мы представим в табличном варианте с комментариями.
По методике Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. дети, принимавшие участие в эксперименте, показали следующие результаты (Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню развитию словаря; 44-22 баллов – среднему уровню развитию словаря; менее 22 баллов – низкому уровню лексического развития). (См. таблицу № 2)
Таблица №2
Уровни развития словаря детей обследуемой группы на констатирующем этапе (по методике Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В.)
Высокий |
Средний |
Низкий |
Саша Н. |
Дима Б. | |
Даша Т. |
Карина И. | |
Алина С. |
Юля П. | |
Кристина Ф. |
Леша Е. | |
Диана Г. | ||
Максим К. |
Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №1.
Диаграмма № 1
Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании никто из детей не показал высокий уровень развития активного словаря. Также видно, что в обследуемой группе 40% детей показали средний уровень развития активного словаря (Саша Н., Даша Т., Кристина Ф., Алина С. ).т.е. при ответах затруднялись, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не названия детенышей животных. Вызвали сложности подбор прилагательных и глаголов. В то же время большее количество детей (60%) имеют низкий уровень развития (Дима Б., Карина И., Юля П., Леша Е., Диана Г., Максим К.)
Это говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.
Следует отметить, что в процессе проведения данной методики мы столкнулись с некоторыми особенностями словаря детей с общим недоразвитием речи: дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные жестами. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний. У некоторых детей (Саша Н., Алина С.) наблюдались незначительные ошибки. Саша Н. назвал не все картинки, не знает, где живет рыбы, чем питается медведь. Вызвало трудности задание, где требовалось описать лису. Алина С. назвала не все картинки. Не знает названия детенышей коровы, собаки. Затруднялась в описании лисы.
Дети, показавшие низкий уровень развития словаря (6 детей -Дима Б., Карина И., Юля П., Леша Е., Диана Г., Максим К.) смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания. При анализе ответов детей мы выявили, что Кристина Ф. не назвала картинки из серии «Транспорт», не смогла ответить на вопрос «Скажи, чем покрыто туловище зайца?», не знает, чем питается медведь, не знает способ передвижения змеи. Юля П. не смогла ответить на вопрос «Где живет рыба?”, не знает, как называются детеныши собаки и коровы, на чем катаются по снегу. Дима Б. не знает чем покрыто туловище зайца и утки, не назвал детенышей коровы, не подобрал описание лисы, не смог подобрать качественное прилагательное короткий, не смог назвать, как кричит ворона. Леша Е. не ответил на вопросы «Где живет рыба?», «Чем питается медведь?», не смог назвать способ передвижения змеи, машины. Максим К. не смог назвать картинки из серии «Домашние и дикие животные», «Транспорт», не смог ответить на вопросы «Чем покрыто туловище зайца? Чем покрыто туловище утки?». Не знает названия детенышей собаки, не назвал, что светит ночью. Диана Г. не знает названия детенышей собаки, коровы. Не знает, чем питается корова. Затруднялась в подборе описания лисы. Не смогла ответить, как кричит ворона. Карина И. не смогла назвать картинки из серии «Мебель», «Транспорт», «Обувь». Не смогла назвать детенышей собаки и коровы. Не знает, чем питается медведь. Не подобрала описание лисы. не назвала картинки из серии «Посуда», «Транспорт». Не знает чем покрыто туловище утки, чем питается медведь, как называются детеныши коровы. Не смогла подобрать описание лисы. Максим К. не назвал картинки из серии «Посуда», «Обувь». Не знает чем покрыто туловище зайца, как называются детеныши курицы и коровы, чем питается медведь. Не описал лису. Не назвал способ передвижения змеи и машины, комара. Даша Т. не назвала картинки из серии «Одежда», «Транспорт». Не знает названия детенышей курицы, собаки, коровы. Испытывала затруднения в описании лисы. Не знает глаголы обозначающие способ передвижения змеи, машины. Не ответила на вопрос «Что светит ночью?».
Таким образом, полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи уровня есть отставание от нормы по развитию словарного запаса и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению.
По методике выявления уровня развития активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной мы получили следующие процентные показатели (Высокий уровень: 48 – 32 балла, средний уровень: 32 – 16 баллов, низки уровень 16 – 0 баллов). (См. таблицу №3)
Таблица № 3
Уровни развития словаря детей (по методике О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной )
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Карина И. |
Диана Г. | |
Дима Б. |
Кристина Ф. | |
Саша Н. |
Леша Е. | |
Юля П. | ||
Максим К. | ||
Алина С. | ||
Даша Т. |
Графически это можно
Диаграмма № 2
Таким образом, проанализировав полученные результаты по методике выявления уровня развития активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной мы выявили, что 30 % детей имеют II уровень развития активного словаря, так как дети (Карина И., Дима Б., Саша Н.) допускали незначительные неточности в ответах на вопросы, также отвечали по нашим наводящим вопросам и уточнениям. Например: Карина И. допускала ошибки в ответах, не правильно употребляет существительные в именительном падеже, в родительном падеже множественном числе. Не все предложенные глаголы употребила в повелительном наклонении. Саша Н. при придумывании простых предложений пользовался активной помощью, допускал ошибки в употреблении глаголов в повелительном наклонении, с трудом подбирал однокоренные слова к слову лес. У Димы Б. вызвало затруднение задание, где требовалось придумать предложения. Затруднялся в подборке синонимов, употреблении глаголов в повелительном наклонении.
Дети, показавшие низкий уровень развития активного словаря (70 % детей) соотносили ответы с предлагаемыми вопросами и уточнениями взрослого. Например: Даша Т. не смогла объяснить значения слов кукла, мяч, посуда. Затруднялась в подборе синонимов. Леша Е. не смог объяснить значение слова ручка перечислив предметы, у которых она имеется. Максим К. также не смог объяснить значение слов кукла, мяч, посуда. В задании, где требовалось, придумать предложение со словом ручка он подобрал только одно слово. Саша Н. не смог подобрать слова к прилагательным мелкий, тяжелый. Затруднялся в составлении предложений. Не смог назвать детеныша зайца во множественном числе и родительном падеже. Не знает названия детенышей овцы. Алина С. не смогла подобрать слова к прилагательным мелкий, высокий, легкий, тяжелый. Не смогла составить предложение со словом ручка. Затруднялась в подборе синонимов, глаголов в повелительном наклонении. Не смогла придумать предложение со словом ручка, подобрала только словосочетание. Не правильно употребляет наречия.
Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня