Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать)

Т.И. Власова, развивая идеи Е.В. Бондаревской, обращает внимание на становление духовности личности. Она трактует воспитание духовности как «вектор направленности личности», а нравственность – как границу личностного проявления человека в разных ситуациях. Основу нравственных ценностей личности Т.И. Власова видит в воспитании: Добра, Красоты, Истины. Добро является показателем духовно-нравственного развития индивидуальности ребенка во благо человека и общества; Красота предстает как гармония проявления индивидуальных качеств и способности личности; Истина выступает гарантией индивидуальной творческой самореализации в общей структуре социальной справедливости.

Важной проблемой  в воспитании нравственных ценностей  является вопрос о раскрытии механизма  их формирования у учащихся. В качестве механизмов формирования личностного  образования называют поиск (Г.И. Щукина), оценку (М.Г. Казакина), выбор (Л.А. Йовайша), проекцию (Е.И. Головаха), самоактуализацию личности (О.В. Ивановская), обобщенный ценностный механизм формирования социально-значимых ценностей «поиск-оценка-выбор-проекция» (А.В. Кирьякова); эмоционально-ценностный механизм воспитания духовно-нравственных ценностей «восприятие-означивание-оценивание-выбор-присвоение» (В.В. Николина). Для нашего исследования наиболее значим процесс воспитания нравственных ценностей с учетом научной концепции В.В. Николиной. Выделенные ею пять этапов связаны с воспитанием духовно-нравственных ценностей у учащихся, позволяют в полной мере обеспечить их присвоение. Взаимосвязанные этапы процесса становления духовно-нравственных ценностей одновременно включают деятельность познавательного, эмоционального и волевого характера. С одной стороны, их становление обращено на свою смысловую сферу, на собственное «Я», а с другой – на смыслотворческие акты постижения мира принятие ценностей .

Для нашего исследования важны взгляды Н.Е. Щурковой, которая выделяет три фактора, влияющие на становление ценностей в воспитательном процессе, «выбор-ориентация-проживание»:

1. демонстрация ценностного выбора, когда, стоя перед альтернативой, учащиеся «избирают добро, истину и красоту во всех проявлениях – вопреки злу, лжи, уродству»;

2. ценностно-ориентированная деятельность, когда воспитанник, взаимодействуя с миром, производит оценку взаимодействия для собственной жизни как таковой;

3. проживание воспитанниками ценностных отношений во взаимодействии с окружающей действительностью.

Н.Е. Щуркова предлагает «огрубленный вариант пирамиды наивысших ценностей», включающий следующие нравственные ценности: свободу, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство, труд, познание, общение, игру, добро, истину, красоту, жизнь, природу, общество. Вершину пирамиды составляет человек, как ценность и самоценность жизни.

В исследованиях (В.Г. Воронцова, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Н.А. Коростелева, Л.П. Разбегаева) указывается, что ценности выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности людей, обладают самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения. Именно в силу данного признака ценности, они напрямую связаны с нравственным воспитанием и образуют особую группу нравственных ценностей. Исходя из анализа педагогической литературы, следует выделить основные особенности нравственных ценностей:

- нацелены на воспитание ядра личности (Т.И. Петракова);

- основаны на личностном опыте (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева);

- обращены к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам;

- представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, во имя добра «во благо, что честно, и полезно, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» (В.И. Даль);

- нравственные ценности усиливают свое значение в регулировании все усложняющихся человеческих отношений.

Воспитание нравственных ценностей тесно связаны с категорией «отношение». В психологии рассматриваются три основные тенденции в понимании этой категории. Представители «деятельностного подхода» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) изучают отношение человека в контексте его преобразующей деятельности. Именно деятельность определяется как особого рода отношение между человеком и миром.

В исследованиях представителей системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) акцент смещается с деятельности на психические явления в целом. Свойство человека, понимается как  проявление отношения человека, его  связи с окружающим миром.

Наиболее последовательным приверженцем специального непосредственного  изучения отношений является В.Н. Мясищев, который продолжал разрабатывать  идеи А.Ф. Лазурского. Ученым выявлено, что, во-первых, содержание отношения  определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношения  позволяет определить связь человека с миром и человека с человеком; в третьих, отношение связано с деятельностью и выражается в ней; в четвертых, содержание отношений раскрывает особенности человека. Поскольку объектом отношения в контексте нашего исследования являются нравственные ценности, отражающие гуманистический характер отношения, необходимо выявить сущность ценностного отношения, которое является процессом и результатом присвоение ценностей. Ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Ценностные отношения задают смысл духовно-нравственной деятельности человека, становясь личностными ценностями, то есть осознанными и принятыми человеком самые общие смыслы жизни. Подчеркнем, что ценностное отношение с деятельностью образуют неразрывное целое, которое существует благодаря детерминационной взаимосвязи между ценностным отношением и ценностным сознанием. Нравственные отношения – это отношения к человеку как высшей ценности.

Рассматривая природу  ценностей, С.Л. Рубинштейн отмечает, что  «ценности – это не то, за что  платим, а то, ради чего живем».

Центральное место по проблеме ориентации учащихся на нравственные ценности занимает вопрос о сущности и структуре нравственного выбора, так как совокупность актов выбора в жизни человека составляет основное содержание его нравственного опыта. Для нашего исследования представляет интерес выяснение вопроса о  том, в чем заключается сложность  нравственной ситуации, нравственного  выбора, нравственного поступка для  человека.

По мнению И.С. Кона, особенность  нравственной ситуации состоит в  том, что она ставит личность перед  выбором, который делается добровольно, по собственному волеизмерению, с ориентацией не на прагматические, своекорыстные соображения, а на некоторую «сверхзадачу», практическая осуществимость которой никем заранее не гарантирована. Поэтому он называет нравственную ситуацию ситуацией неопределенности и рискаРеальные условия могут быть препятствием для воплощения нравственных образцов в деятельности и поведении. Нравственный выбор предусматривает преодоление этих препятствий.

Научный интерес представляет концепция А.И. Титаренко. Он рассматривает  нравственно-психологический процесс  с позиций интереса и потребностей; побуждение и нравственную направленность (ориентации); нравственные мотивы и  цели; решение нравственной ситуации, формирование намерений; нравственное деяние (собственно поступок), средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта; цельность поступка, а также вызванные им изменения ситуации выбора; оценка и самооценка поступка. Эти компоненты являются последовательными фазами процесса нравственного выбора. А.И. Титаренко выделяет две группы потребностей: материальные (питание, отдых и т.д.) и социальные (потребности в труде, в общении, в познании, в эстетическом наслаждении, нравственном удовлетворении).

Психологи (Л.И. Божович, А.И. Лавриненко, В.Э. Чудновский) выделяют проблему нравственности в выборе нравственных ценностей в процессе обмена ценностями. Поведение становится устойчивым тогда, когда превращается в качество личности, так как качество личности представляет собой синтез присущего ему мотива и определенных способов поведения (Л.И. Божович). В исследованиях Л.И. Божович устойчивое проявление качества в разных условиях и разных видах деятельности есть сформированность данного качества, т.е. способность личности эмансипироваться от влияний среды, которые вступают в противоречие с системой субъективных нравственных ценностей. По мнению Л.И. Божович, ценностные ориентации придают позиции нравственность, а мотивам поведения – общественную значимость и устойчивость

Важный шаг по пути выявления механизмов нравственного  воспитания сделан исследователями  в связи с изучением направленности личности (К.К. Платонов). Согласно этой концепции, воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и принципов нравственных правил, принятых в обществе. Задача воспитателя состоит в том, чтобы не только научить усвоению определенных нравственных умений и навыков, а воспитать сильные и устойчивые нравственные мотивы поведения. В формировании ценностных ориентаций К.К. Платонов придает большое значение общению, включая ценностные ориентации в его структуру, считая их важнейшим фактором общения, в котором объединяются мыслительный и эмоциональный компоненты, нравственные и правоправные способности личности.

Существуют определенные связи между ценностными ориентациями и позицией личности. В логике такого взгляда Б.Г. Ананьев определяет позицию личности как сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность

За последние 10-15 лет в отечественной психологии произошел мощный прорыв в изучении человека, с точки зрения плюрализма методологических позиций. Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в  психологии естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными наукамиЭти исследования вновь возвратили в психологическую науку понятия «совесть», «честь», «духовность», «нравственность», «душа» (Б.С. Братусь, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, В.П. Зинченко, В.И. Колесников, В.С. Мухина и др).

По мнению В.Д. Шадрикова, осознание добра и зла, появление табу, моральных запретов и одобрений является важным в развитии человечества, влияющим на безопасность, жизнеспособность, самосохранение личности.

Основываясь на работах Платона, П.А. Кропоткина, В.Д. Шадриков отмечает, что нравственность имеет сложную природу: она продукт генетических, психологических, педагогических и социальных процессов и условий жизнедеятельности человека.

Важным вкладом в понимание  нравственных ценностей являются взгляды  В. Франкла, который считается одним из самых последовательных психологов гуманистического направления. В. Франкл определил, что нравственные ценности формируются на основе внутреннего диалога, голоса совести как смыслового органа. В. Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Творческая работа – это то, что мы даем жизни – первая ступень; то, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей – вторая ступень; то, как мы относимся к судьбе, т.е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. «Мир ценностей поэтому видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует одинединственный подходящий взгляд. Собственно абсолютно верное представление о чем-либо существует не вопреки относительности индивидуальных точек зрения, а благодаря им».

Анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы о воспитании нравственных ценностей показал, что нравственные ценности выступают в качестве базовых в воспитании личности школьников. Воспитание нравственных ценностей основано на гуманизме, суть которого заключается в признании абсолютной ценности человека, приоритета его прав на полноценную реализацию способностей и интересов. В основе нравственных ценностей заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений во благо собственному «Я», другому, обществу, природе. Таким образом, основой нравственных ценностей является их обращенность к жизни, человеку, традициям, к принципам гуманизма. К концу школьной жизни учащиеся приходят к ценностному восприятию своей жизни, к формированию нравственных ориентиров и ценностей. В этом возрасте осуществляется становление гуманистических ценностей.

1.2. Воспитательная  система школы-интерната

как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников

Негосударственная общеобразовательная  школа-интернат № 22 среднего (полного) общего образования ОАО «Российские  Железные Дороги» станции Улан-Удэ  создано, как уже говорилось раннее, в целях оказания помощи семьям работников ОАО «РЖД»  в обучении и воспитании их детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

В отличие от обычных общеобразовательных школ, интернат напоминает по своему распорядку летний лагерь для детей, где распланированы ежедневно питание, занятия в кружках, досуг, подъем и отбой.

Проживание детей в  интернате вносит свои коррективы на построение воспитательной, учебной  системы школы. Следить за детьми необходимо круглые сутки.

Дети проживают в жилом  корпусе интерната, по несколько  человек в комнате. Безусловно, что  дети уже в школьном возрасте проходят огромную школу жизни, где необходимо находить общий язык с ребятами, подчинение графику школы, соблюдение общих правил, бережное отношение к имуществу.

Также в интернате огромные возможности для раскрытия детей  и в творческом, и в образовательном плане, объясняется это профессионализмом сотрудников, хорошей материальной базой и теплыми отношениями между подопечными, преподавателями, воспитателями, складывающиеся в силу большого количества времени, проводимого вместе.

За каждым классом закреплен  воспитатель, в чьи полномочия входит вся внеклассная деятельность, организация  быта своих воспитанников, а также  контроль за успеваемостью учеников, их досугом. Учителя-предметники ведут уроки, руководят кружками, а также готовят детей к различным олимпиадам, воспитательная деятельность в их обязанности не входит.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната