Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать)

В технологии моделирования  воспитательной системы особое место  отводится классному руководителю, как главному участнику и заинтересованному  лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Основными направлениями  в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей  у старшеклассников являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация  эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды  и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и  школы по воспитанию нравственных ценностей  у учащихся.

Педагогическими условиями  для успешного формирования нравственных ценностей у старшеклассников выступают педагогическая поддержка воспитателя в смыслопоисковой деятельности старшеклассников, создание воспитателем нравственных личностно-ориентированных ситуаций, создание воспитательной среды, осуществление этической защиты воспитанников и личный пример. Только комплексное создание условий дает возможность успешной деятельности воспитателя по развитию нравственных ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса.

В исследовании для построения концептуальной модели разработана  программа воспитания нравственных ценностей старшеклассников через  систему тематических циклов занятий. Цели и задачи программы: воспитание нравственных ценностей путем ознакомления учащихся с правилами нравственного  поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного  содержания; ознакомление с правилами  культурной жизнедеятельности и  поведения в различных жизненных  ситуациях; формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентации.

В работе, на основании полученных теоретических данных, мы определили проблемы нравственного развития личности, выявили механизмы нравственного воспитания; рассмотрели направления развития теории и методики воспитания нравственных качеств у подростков старшего возраста.

После этого был организовано и проведено экспериментальное  исследование проблемы нравственного  развития подростков. Полученные результаты показали, что уровень нравственного  развития школьников недостаточно высок, на основании чего были подобраны методы формирования нравственных качеств у старшеклассников. Также проведенное анкетирование родителей учащихся в начале эксперимента еще раз доказал необходимость работы воспитателя в направлении нравственного развития  своих подопечных.

 Для выявления эффективности  подобранной программы мы провели  контрольное обследование уровня  нравственного развития подростков  школьников, в результате которого  была выявлена положительная  динамика в уровне нравственного  развития. Таким образом, нами  были выполнены поставленные  в начале исследования задачи и достигнута первоначальная цель.

Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по созданию в классе благоприятного климата посредством учета педагогических условий позволит обеспечить воспитателям успешное развитие нравственного потенциала старшеклассников.

Перспективы дальнейшего  обращения к проблеме формирования начал нравственного сознания подростков могут быть представлены рядом возможных  направлений: уточнение возрастных и индивидуальных особенностей развития начал нравственного сознания старшеклассников; пересмотр возрастных возможностей освоения современными школьниками нравственных представлений, понятий и др.; обновление содержания социально-нравственного воспитания школьников и разработка стандарта школьного образования как результата осмысления обществом необходимости выработки национальной нравственной идеи, а также единых, общечеловеческих взглядов на проблему добра и зла и др.

В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у воспитанников интерната отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться. Полученные в ходе эксперимента результаты стали подтверждением данного предположения. Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в формировании нравственных ценностей старшеклассников. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М: изд-во Дом Ш. Амонашвили. 1996. – 494 с.

2.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль. – 1988. – С. 15-45.

3.Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для технологий. 2002. – 272. с.132

4.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. – 2000. №3. – С. 60-65.

5.Антология мировой философии. В 4-х т. – М.: Мысль /Под ред. Н.С. Нарского идр. Т.2. – 1971. –360с.

6.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды – М.:Педагогика 1989. – 558с.

7.Бекетова Н.В. Воспитание  личного духа как проблема  национальной школы //Стандарты  и мониторинг в образовании.  – М. - 2002. №2. – С. 15-32.

8.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 2008. – 192с.

9.Богдан С.В. Педагогическое  стимулирование нравственного воспитания  младших подростков во внеклассной  деятельности школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Оренбург. 2007. – 19 с.

10.Богуславский М.В. Генезис  гуманистической парадигмы образования  в отечественной педагогике начала  XXвв. //Педагогика. – 2000. №4. – С. 11-17.

11.Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья //Педагогика. – 2000. №9. – С. 15-22.

12.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. – №4. – С.23-31.

13.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студ. пед. ин-ов. – 7-е изд., исправ. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 223с.

14.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: РГПУ. 2007. – С. 18-34.

15.Бондаревская Е.В. Смыслы  и стратегии личностно-ориентированного  воспитания //Педагогика. – 2001. №1. С.17-24.

16.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: РГПУ. 2000. – 352с.С.96.

17.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2007. №6. – 29-36с.

18.Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишина Основы современного гуманизма /Под ред. В.А. Кувакина, А.Г. Круглова М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 350 с.

19.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ быта. //Монография. – Волгоград: Перемена. 2005. – 225с.

20.Бочарова Н.И., Тихонова  О.Г. Организация досуга в семье:  Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия. 2001. – 208с.

21.Валиева Л.И. Ориентация  учащихся общеобразовательной школы  на нравственные ценности. Дис. канд. пед. наук. – Петрозаводск. 1997. – 168с.

22.Валицкая А.П. Российское  образование: Модернизация и свободное  развитие //Педагогика. – 2001. №7. –  С.3-7.

23.Васильева Л.В. Личностно-ориентированная  воспитательная деятельность как  условие повышения эффективности  образования учащихся: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск. 1999. – 176с.

24.Власова Т.И. Диагностика  индивидуальной культуры современных  школьников (Аксиологический подход) //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. №2. – С. 35-41.

25.Воспитание будущего  учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. – Н. Новгород: НГПУ. 2001. – 107с.

26.Воспитание детей в  школе: Новые подходы и новые  технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. – М.: Новая школа. 1998. – 208с.

27.Гончарова С.Б. Зарождение  личностного подхода в русской  классической педагогике и культуре XVII-XIX веков //Стандарты и мониторинг  в образовании. – 2002. №2. – С. 27-29.

28.Гребенкина Л.К., Анциферова  Н.С. Технология управленческой  деятельности заместителя директора  школы. – М.: Центр «Педагогический  поиск». 2000. – 160с.

29.Григорьев Д.В. Педагогическая  поддержка поиска старшеклассниками  ценностных смыслов жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наук М. 2000. 24 с.

30.Гурова Р.Г. Современная  молодежь: социальные ценности и  нравственные ориентации //Педагогика. – 2000. №10. С.32-38.

31.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – 2 изд. перераб. и доп. – М.: 1 (881), 1995. – Т.2. – 780с.

32.Дереклеева Н.И. Классный  руководитель: Основные направления  деятельности. – М.: Вербум-М.. 2001. – 64с.

33.Жуковский И.В. Этнокультурное  образование в многонациональном  регионе //Педагогика. 2001. №3. – С.37-40.

34.Зверева В.И. Образовательная  программа школы: структура, содержание, технологии разработки. – М.: Образовательный  центр «Педагогический поиск». 2000. – 170с.

35.Зверева Н.М. Десять  историй из жизни учителя. –  Н. Новгород: РЦПРРТ «Практика». 2002. – 91с.

36.Зверева Н.М. Практическая  дидактика для учителя. Учебное  пособие. – М.: Педагогическое  общество России. 2001. – 256с.

37.Зеньковский В.В. Русская педагогика в XXв. //Педагогика. – 1997. №2. – С. 73-89.

38.История философии Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. Книга 4. /Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М. 1999. – С. 10-49.

39.Карнеги Д. Как вырабатывать  уверенность в себе и влиять  на людей, выступать публично: Пер. с англ. /Общ. ред. и предл. В.П. Зинчекова и Ю.М. Жукова: – М.: Оникс. 1994. – 208с.

40.Карнеги Д. Как завоевывать  друзей и оказывать влияние  на людей. Пер. с англ. / Общ. ред. и предл. В.П. Зинчекова и Ю.М. Жукова: – М.: Прогресс. 1989. – 288с.

41.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Метод. пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Педагог. поиск. - 2000. – 160с.

42.Кон Л.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение. 1982. – 203с.

43.Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравится жить, или психология личностного роста. – М.: АСТ-ПРЕСС. 2000. – 352с.

44.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. – 2002. №6. – С.11-40.

45.Кропоткин П.А. Этика. – М.: Политиздат. – 1991. с. 137.

46.Крутьев В.О. Круглый стол //Педагогика, №10. – 2001. – С. 17-20.

47.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 2009. – 192с.

48.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию – М.: ТЦ «Учитель». – 2010. – 287с.

49.Макаренко И.А. Деловые игры //Воспитание школьников. - 1996. №6. – С. 12-14.

50.Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и метод. материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России. 2000. – 230с.

51.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: МИРОС. – 2001. – 99с.

52.Мункуева А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Дис. канд. пед. наук. –Улан-Удэ. 1998. – 185с.

53.Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель Л.Д. Гуткина– М.: Центр «Педагогический поиск». - 2010. – 143с.

54.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

55.Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. 2009. С.85

56.Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. Уче  бн. заведений – 5-е изд. перераб. и дополн. – М.: Школа-Пресс. 2010. – 512с.

57.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2009. – 160с.

58.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВПАДОС. – 2007. – кн.1. – 573 с.; кн.2. – 255 с.

59.Рогалевич Н. Н. Краткий словарь философских терминов. –М.: Харвест. 2008.-832 с

60.Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: тексты. – М. 1984.

61.Рожков М.И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань. 1989. – 34с.

62.Рожков М.И., Байбородова М.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2000. – 256с.

63. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии. /Под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика. 1973. – 423 с.

 64.Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. /Под ред. В.В. Пчелкина (отв. ред.) и др. – М.: Русский язык. 1988. – 608с.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната