Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение………………………………………………………………...72
Многолетняя продуктивная работа дает свои результаты. Ученики успешно выступают на олимпиадах в разных городах, учащиеся старших классов систематично выезжаю на сессию в г.Иркутск, для сдачи экзаменов в Иркутский Государственный Университет путей сообщения( ИРГУПС), где результаты учеников фиксируются в базе университета. Наиболее успешные из ребят будут приглашены обучаться в университет на бюджетной основе.
В школе-интернате работают
18 предметных кружков, 32 кружка по интересам,
5 спортивных секций, которые посещают
100% учащихся школы. На протяжении многих
лет в школе существуют традиционные
мероприятия, которые позволяют
развивать культуру взаимоотношений,
уровень воспитанности
Нахождение ребенка круглые
сутки в интернате имеет свои
плюсы: это возможность осуществлять
полноценно воспитательную деятельность
с точки зрения воспитателя. Но существуют
и минусы: ребенок находиться вдали
от родителей пять дней в неделю,
поэтому очень бережно и чутко
нужно проводить время с
Как и любое образовательное учреждение, интернат имеет свою воспитательную систему.
Воспитательная система – педагогическая система, включающая следующие задачи: формирование целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке; развитие креативных способностей ребенка; воспитание ценностных отношений к окружающей действительности и к самому себе; развитие у учащихся стремления к самопознанию, самоорганизации и самоутверждению; формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых. Воспитательная система – ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цели воспитательной системы являются значимыми для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка; взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система – это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Следует подчеркнуть, что воспитательная система – открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
Воспитательная работа в школе-интернате осуществляется комплексно:
составлена программа, которая позволяет при ее осуществлении организовать воспитательную деятельность в интернате.
Цель программы — формирование нравственных ценностей у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Задачи программы:
• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;
• формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
• обогатить эмоциональный мир детей;
• вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.
• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
Ожидаемые конечные результаты программы:
— формирование навыков и привычек нравственного поведения;
— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
— накопление и обогащение опыта нравственного поведения средних школьников путем организации их практической деятельности;
— формирование у детей ответственности за свое здоровье;
— вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
— снижение агрессивности в поведении школьников.
Основное содержание программы нравственного воспитания, осуществляемого в школе-интернате № 22.
Программа включает в себя восемь блоков:
Первый блок — диагностический
Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.
Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
Второй блок — «Воспитание духовности»
Цель: обогащение эмоционального
мира школьников нравственными переживаниями,
формирование милосердия и толерантности;
вооружение учащихся знаниями о морали
и нравственных нормах; формирование
культуры общения, привычки заботиться
о своем внешнем виде и навыков
организации повседневного
Формы: беседы, классные часы,
конкурс «Добру откроется сердце»,
показ коллекции «Школьная
Третий блок — «Здоровье плюс…»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», Дни здоровья, конкурсные программы и т.п.), турниры, соревнования, походы.
Четвертый блок — «Новое поколение»
Цель: овладение школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.
Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела (игра «Лидер», презентации детских объединений), конкурсы («Самое классное объединение», вариативных программ детских объединений), «Мир, в котором я живу» и др., конкурсы чтецов.
Пятый блок — «Экология»
Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.
Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, детское экологическое движение «Зеленая планета», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурсы «Знатоки природы — лучшие читатели», экологические десанты.
Шестой блок — «Исток»
Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.
Формы: психологопедагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.
Седьмой блок — «Красота спасет мир»
Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.
Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи с интересными людьми — художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.
Восьмой блок — «Трудовое, экономическое воспитание»
Цель: воспитание положительного
отношения к труду как
Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.
Ведущее место в создании
воспитательной системы занимает воспитатель
класса, обеспечивающий взаимодействие
всех субъектов системы: от директора
школы до родителей и других значимых
взрослых, включающих учащихся в воспитательную
среду, ориентирующий их на воспитание
нравственных ценностей. Зная общие
принципы построения воспитательной системы,
можно смоделировать
ВЫВОДЫ
Анализ философской, педагогической и психологической литературы позволяет сделать вывод о сложности и противоречивости данной проблемы.
Анализ философской литературы
показал, что проблема воспитания нравственных
ценностей является одной из важнейших
в истории развития философского
знания. Становление теоретического
знания о нравственных ценностях
прошло ряд этапов: от обращения
к внутреннему миру человека и
проявлению добродетелей в этических
знаниях ученых древности до божественного
их возвеличивания в Средневековье
и «возвращения» вновь к
Выявлено, что нравственные ценности являются одним из способов регуляции действий человека при взаимоотношении с природой, обществом, друг с другом. Нравственные ценности фиксируют в себе те нормы, идеалы, что составляют культуру межчеловеческих отношений и откладываются во многовековом опыте развития общества. Нравственные ценности воспроизводятся в повседневной деятельности побуждениями, оценками, убеждениями, поведением.
Анализ психолого-
Сформированные нравственные
ценности позволяют определить
ценностные нравственные
При изучении психолого-педагогической литературы обращено внимание, на то что процессуальная сторона исследуемой проблемы связана с гуманизацией воспитательного процесса в образовательных учреждениях, в деятельности классного руководителя, выступает в качестве важнейшей цели воспитания учащихся.
Следует сделать вывод
о том, что причинами нравственного
обнищания современных
Изучение психолого-
Это взаимодействие воспитателя с учителями-предметниками, психологом, методическим объединением; педагогическая поддержка воспитателем старшеклассников в их смыслопоисковой деятельности; создание воспитателем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями старшеклассников; создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные ситуации для становления нравственных ценностей у учащихся старших классов; этическая защита старшеклассников.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи
и содержание опытно-
Нравственные качества представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, объединения (интеграции) в единую целостную личностную систему ранее воспитанных устойчивых способов поведения (нравственных привычек) и качеств с формируемыми.
В работе мы обращаем внимание на развитие нравственного потенциала подростков, главным образом, старшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения.
Мы считаем данный возраст особенно благоприятным для развития духовно- нравственного потенциала. При этом мы исходим из следующих положений:
Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната