Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение………………………………………………………………...72
65.Словарь русского языка. В 4-х т. /Под ред. А.П. Евгеньевой и др. – М.: Изд-во: «Русский язык». – Т.2. 1981. – С. 513.
66.Советский энциклопедический словарь /Под ред. А.М. Прохорова и др. – М.: Изд-во: «Советская энциклопедия». 1982. – 1600с.
67.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. пособие для классного руководителя. – М.: Педагогический поиск. 2010. – 160с.
68.Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (Подросткового и юношеского возраста). – М.: Учпедиздат. 1961. – 223 с.
69. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Предисловие В.Я. Струминского. – М.: Просвещение. – 1968. – 557 с.
70.Философско-исторические основы общего образования в России. Материалы всероссийской научно-практической конференции /Под ред. В.А. Мясникова, А.В. Овчинникова. – М.: РАО. 2002. – 416с.
71.Фролов А.А. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко //Педагогика. – 2009. №6. – С. 71-77.
72.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
73.Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Пед. общество России. 1999. – 186с.
74.Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум. – С.-Петербург: ООО «Петрополис». 2000. – 416с.
75.Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? — М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
76.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Пед. общество России. 2000. – 256с.
77.Maslow A. Motivation and personality. – N-Y., 1970.
78.Сообщество взаимопомощи учителей сети Интернет
[Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Режим доступа: http://pedsovet.su/load/10 html.
79.Педагогические технологии / Методическая копилка
[Электронный ресурс] / Г.Н.Заиченько.- Режим доступа:
http://galina-soleil.narod2.
80.Справочник классного руководителя- профессиональное издание по вопросам контроля учебной и воспитательной работы в школе
[Электронный ресурс] / Г.Н.Пономареноко.- Режим доступа: http://klass.resobr.ru/html.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное воспитание нравственных ценностей у старшеклассников воспитателем:
1. Взаимодействие воспитателя с учителями- предметниками, школьным сообществом, психологом и др.;
2. Педагогическая поддержка воспитателем старшеклассников в их деятельности;
3. Создание нравственных личностно- ориентированных ситуаций;
4. Создание воспитывающей
среды в классе, которая позволяет
реализовывать нравственные
5. Этическая защита
6. Личный пример.
Выделенные педагогические
условия обусловлены
Алгоритм проведения классного часа по воспитанию
нравственных ценностей
Психологическая настроенность учащихся. Учащиеся должны ждать классный час и настроиться на серьезный и важный разговор, необходимо в устной или письменной форме напоминать школьникам о проведении классного часа, дать необходимые рекомендации по его подготовке; необходимо продумать формы проведения классного часа и актуальность выбранной темы.
Подготовка классной комнаты для проведения классного часа. Она составляет важную организационную часть, чтобы изменить привычную учебную обстановку кабинета, оставшуюся от предыдущих уроков: обязательное проветривание, уборка учебных пособий в шкафы, чтобы не отвлекать внимание учащихся от намеченной темы, расставляются по другому столы, стулья, цветы; оформляются афоризмы, цитаты, вывешиваются правила поведения на классном часе, на доске записывается тема;
Установление продолжительности классного часа. Островное правило регулирования времени мы определили следующим образом:
«Классный час закончи до того, как ученик первый раз посмотрит на часы», т.е. когда накапливается усталость. Нежелательная тенденция удлинения классных часов в современных школах дает отрицательный эффект, то есть необходимо учитывать соблюдение требований режима дня школьника.
Выработка поведенческих традиций проведения классного часа. Методическая сложность классного часа заключается в том, что свободное поведение, непосредственность, неформальное общение необходимо сочетать с жесткими правилами поведения, четким порядком, уважительной тишиной и вниманием учащихся в противном случае может произойти, нарушение законов этики и эстетики свободного общения. Каждая классная группа вырабатывает свои правила и устанавливает свои традиции, но как указывает Н.Е. Щуркова «в любом своеобразном варианте важно не забыть про основу совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа». Эта совокупность норм такова:
1. Уважительное отношение
к любому выступающему на
2. Поднятая рука единственный способ сообщить о своем желании выступить.
3. Право на любой вопрос, который можно задавать на классном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим вопрос и над самим вопросом.
4. Четкость вывода и ясность решения, которыми должен заканчиваться разговор на классном часе.
5. Опора на конкретные жизненные факты и конкретный жизненный материал при ведении «разговора о жизни».
6. Максимальная искренность и связанное с ним право учеников на молчание, когда нет желания говорить.
Алгоритм (правила) проведения тренинга в группе
1. дисциплина всех участников от тренера (кл. руководителя) до каждого из участников.
2. Доверительный тон общения.
3. Искренность.
4. Уважение человека (говорящего).
5. Внимательное слушание.
6. Говорит кто-то один (не перебивать).
7. Общение по принципу «Здесь и теперь»
8. Честное поведение.
9. Свободный микрофон, т.е. высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить, или истечет время выступления.
10. Правило поднятой руки.
11. Активность всех участников.
12. Можно покинуть тренинг, но всем объяснить, почему уходишь.
13. Помнить: в ходе тренинга побеждает - сильнейший.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Результаты первичной диагностики осознания нравственных норм экспериментальной группой
Рис.1
Результаты контрольной диагностики осознания нравственных норм экспериментальной группой
Рис.2
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Данные, полученные при первичной диагностике по методике Гильбуха
Рис.3
Данные, полученные при контрольной диагностике
по методике Гильбуха
Рис.4
Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната