Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение………………………………………………………………...72
Мы проводили такие игры и упражнения:
4. Наблюдения за деятельностью детей в процессе игр, занятий, труда. Улыбка педагога, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с подростком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Данные игры и упражнения, а так же занятия, используемые нами в формирующем эксперименте, ранее были апробированы исследователями – авторами программ.
5. Проведение классных
часов на тематики, интересные
непосредственно самим
Структура классного часа по воспитанию нравственных ценностей включает в себя: мотивационную часть (тема, цель, задачи, погружение в проблему), основную (содержательную) часть, заключение, рефлексивный анализ. Назначение мотивационной части (по времени 4-5 минут) мобилизовать внимание учащихся к теме классного часа. Назначение содержательной части (5 минут) – подведение итогов. Рефлексивный анализ (5-15 минут) заключается в создании у всех участников классного часа чувства удовлетворения от общения друг с другом, от полученных новых знаний, от результата, стимулирование дальнейшей деятельности, установление связи с последующими разговорами на классном часе, побуждение желаний внести коррективы в работу класса.
Исходя из цели, гипотезы
и поставленных задач, а также
данных, полученных в результате теоретического
анализа научной психолого-
На основе анкетирования родителей учащихся мы выявили трудности в воспитании ими нравственных ценностей у своих детей. Было выяснено, что 92% родителей понимают значимость воспитания нравственных ценностей учащихся в современных условиях. Однако, на вопрос, какие нравственные ценности вы воспитываете у детей – 39% отметили, что они целенаправленно этим не занимаются, 61% указали слишком широкий набор ценностей. На вопрос, укажите основные пути воспитания нравственных ценностей у детей в школе, 41% родителей назвали проведение коллективных творческих дел; 37% обратили внимание на роль тематических классных часов, диспутов; 24% на использование этического национального материала и проведение экскурсий, совместных праздников. Вместе с тем, 34% родителей затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос «Какие
трудности возникают в
Данные анкетирования свидетельствуют о том, что все родители осознают важность формирования нравственных ценностей современных учащихся. В то же время значительная группа родителей, затрудняются в формировании нравственных ценностей у детей по различным причинам. Таким образом, анкетирование показало, что основное противоречие родителей по формированию нравственных ценностей заключается в том, что они осознают важность и необходимость данной работы, но не всегда готовы осуществить ее эффективно и во время.
В начале нашего экспериментального исследования мы провели комплексную диагностику, чтобы выявить уровень нравственности исследуемого класса (комплексная методика «Изучение осознания нравственных норм у детей»)
Еще одним методом обследования особенностей нравственного развития стало проведение методики Гильбуха – Опросник «Мой класс». Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику.
Тест «Незаконченные предложения» помог определить настроения учеников, степень их удовлетворенности школьной жизнью, психологический климат в классе.
Первым этапом нашего эксперимента стало проведение комплексной методики, описанной ранее. При оценке ответов подростков мы использовали следующие параметры и соответствующую шкалу: при выполнении задания 1 на материале стихотворений: 1 балл - способ поведения соответствует социально одобряемому образцу; 0 баллов - способ поведения не соответствует социально одобряемому образцу.
Также мы сочли необходимым учесть характер ответов ребенка: их полноту, развернутость, логичность последовательность (+1 балл - объяснительная речь полная, развернутая и последовательная; +0,5 балла – ответы недостаточно полные или не совсем последовательные; 0 баллов – ребенок затрудняется в объяснении ситуаций и поступков).
При выполнении задания 2:
Если подросток
А) мотивами избегания неудач, мотивом выполнения норм под контролем взрослых, мотивом удовлетворения личных желаний и потребностей, то ответ оценивается в 0 баллов;
Б) мотивами помощи, сопереживания другим; внутренней необходимости соблюдения моральных норм – ответ оценивается в 1 балл;
В) желанием найти компромиссное решение из ситуации – 0, 5 балла.
2. Использование в речи
норм поведения, называние
Таблица №2. Оценка результатов
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Общий итог | ||||
Баллы |
оценка |
баллы |
Оценка |
Баллы |
Оценка |
Баллы |
Оценка |
0-0,5 |
Низк. |
0 |
Низк. |
0 |
Низк. |
0-1,0 |
Низк. |
1-1,5 |
Сред. |
1-2 |
Сред. |
- |
- |
1,5-4,0 |
Сред. |
2 |
Выс. |
3 |
Выс. |
1 |
Выс. |
4,5-6 |
Выс. |
В результате обследования по подобранной методике нами были получены данные, занесенные в таблицу №3.
Таблица №3. Результаты первичной диагностики осознания нравственных норм экспериментальной группой
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4∑ | |||
Соответствие |
Полнота |
А |
Б |
В |
Называние | |||
1. |
Абашеев Н. |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2,5 |
2. |
Гуслякова Ю. |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
3. |
Ерюшева Г. |
0 |
0 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
1,5 |
4. |
Жогова Н. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
5. |
Калягина А. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
6. |
Кравченок И. |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
7. |
Красинскя И. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
8. |
Крицкая Е. |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
9. |
Лоншакова С. |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
10. |
Мусева Е. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
11. |
Пузырев А. |
0,5 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
- |
2 |
12. |
Собашникова .М. |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
1,5 |
13. |
Томина Е. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
14. |
Устинова Т. |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
15. |
Федорова К. |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2,5 |
16. |
Федосеева Е. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
17. |
Филатов И. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
18. |
Хорошилова Я. |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
19. |
Шульц В. |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3,5 |
Анализируя результаты данного обследования, мы можем заметить, что показатели невысоки. На многие вопросы ответов получено не было или преобладали мотивы избегания неудач, выполнения норм под контролем взрослых удовлетворения личных желаний и потребностей, что так же оценивалось, как 0 баллов. В экспериментальной группе из 19 человек только у 11 обследуемых выявлен средний уровень осознания нравственных норм, у остальных 8 детей выявлен низкий уровень осознания нравственных норм. Ни одного ребенка с высоким уровнем осознания нравственных ценностей. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ Б(рис.1).
Результаты первичного обследования по методике Гильбуха занесены в таблицу №4.
Таблица №4. Результаты обследования нравственного развития экспериментальной группы подростков по методике Гильбуха.
№ |
Имя |
Показатели по блокам / баллы | ||
Степень удовлетворенности |
Степень сплоченности |
Степень конфликтности | ||
1. |
Абашеев Н. |
15 |
7 |
7 |
2. |
Гуслякова Ю. |
7 |
9 |
13 |
3. |
Ерюшева Г. |
7 |
13 |
9 |
4. |
Жогова А. |
9 |
5 |
13 |
5. |
Калягина Н. |
7 |
7 |
15 |
6. |
Кравченко И. |
7 |
13 |
6 |
7. |
Красинская И. |
5 |
9 |
13 |
8. |
Крицкая Е. |
7 |
7 |
13 |
9. |
Лоншакова С. |
13 |
7 |
9 |
10. |
Мусева Е. |
7 |
9 |
15 |
11. |
Пузырев А. |
7 |
9 |
7 |
12. |
Собашникова М. |
7 |
15 |
7 |
13. |
Томина Е. |
7 |
13 |
7 |
14. |
Устинова Т. |
15 |
15 |
12 |
15. |
Федорова К. |
7 |
9 |
13 |
16. |
Федосеева Е. |
7 |
13 |
13 |
17. |
Филатов И. |
15 |
9 |
9 |
18. |
Хорошилова Я. |
13 |
15 |
9 |
19. |
Шульц В. |
7 |
7 |
9 |
Анализируя данные, занесенные в таблицу №1, мы видим, что в экспериментальной группе значительно преобладает степень конфликтности в классе. Практически у всех подростков отмечены высокие баллы по данной шкале. У 5 обследуемых преобладает степень удовлетворенности, у 7 детей - степень сплоченности и у 9 подростков – степень конфликтности. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ В(рис.3).
При проведении диагностики представлений современных старшеклассников о нравственных ценностях и ориентациях методом незаконченных предложений респондентам было объяснено, что нравственность это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. После раскрытия понятия «нравственность» респондентам предлагалось закончить предложение: «Что для вас представляет понятие «ценность»?». В ходе анкетирования выяснилось, что ценностным для старшеклассников являются: образование, материальные блага, которые заняли 1-е место среди ответов (13 человек из 19 опрошенных); 2-е место заняли позиции: здоровье, семья (4 человека); 3-е место независимость, хорошие друзья (2 человека). Исследование методом «Незаконченное предложение» позволило нам извлечь информацию, отражавшую систему личностных ценностей.
Для углубленного изучения проблемы представлений современных старшеклассников о нравственных ценностях и ориентациях, была разработана анкета для учащихся, в которой мы просили респондентов ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли у вас идеал? Кто для вас идеальный человек?
2. Ваше отношение к
религии, как институту
3. Каких нравственных
ценностей Вам не хватает,
Учащиеся ответили «Нет идеала» 61%; 8% ответили «я сам себе идеал». 16% старшеклассников в качестве идеала назвали Брэд Питт, Роберт Паттинсон, Дэвид Бэкхем, Мадонна, Алексей Немов.
Как показали наши исследования, среди идеалов не назван ни один из учителей, политиков, ученых, известных людей города, родителей, а лишь артисты шоу-бизнеса, «модели». Назван лишь один человек из российского спорта.
В духовной области у старшеклассников идет формирование нравственной позиции, отношение к религии, проба сил в нравственных поступках. Весьма интересным для нашего исследования является отношение молодежи к религии. Положительно к ней относятся 79% респондентов, 15,4% нейтрально; 4% отрицательно; 1,6% верят в идею зла (1 респондент). Многие старшеклассники относятся к религии как к многовековой духовной культуре и истории. Они ценят нравственные традиции, которые проповедует религия. 32% старшеклассников возмущены актами вандализма в связи с разрушениями храмов, сжиганием священных книг, уничтожением многовековых памятников древней цивилизации. Но тем не менее, 63% считают, что религия не должна «управлять людьми» (по высказываниям респондентов).
Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната