Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.
Специфика данного образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические  основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8

1.2. Воспитательная система школы-интерната  как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31

Выводы…………………………………………………………………..….37

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС  И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Цели, задачи и содержание  опытно-экспериментальной работы…..39

2.2. Результаты опытно-экспериментальной  работы…………………….54

Выводы……………………………………………………………………...59

Заключение………………………………………………………………....61

Библиография……………………………………………………………....65

Приложение………………………………………………………………...72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.

Нравственное воспитание школьников в целом осуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов, способы  взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессе специально организованного просвещения ( занятия по этике, беседы с учащимися  на этические темы и т.д); при формировании нравственного опыта в коллективной жизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Актуальность  исследования.

Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет.

Специфика данного  образовательного учреждения внесла свои коррективы и особенности в построении воспитательного процесса в школе.

Негосударственная общеобразовательная школа-интернат № 22 среднего (полного) общего образования  ОАО «Российские Железные Дороги»  станции Улан-Удэ создана в 1964 году для обучения детей железнодорожников, проживающих на маленьких станциях и полустанках, где нет школ. Учреждение создано в целях оказания помощи семьям работников ОАО «РЖД»  в  обучении и воспитании их детей, формирования у них навыков самостоятельной  жизни, социальной защиты и всестороннего  раскрытия творческих способностей детей, находиться по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Лысогорская,85а.

В интернате воспитанники обучаются пять дней в неделю. В  условиях, когда ребенок большую  часть своего времени проводит в интернате без участия родителей, проблема нравственного воспитания в школе-интернате актуальна.

Нравственные ценности носят  общечеловеческий характер, они принимаются  и развиваются всеми людьми в  условиях общественно-исторических изменений  цивилизации. Нравственные ценности не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются  на все виды ценностей, облагораживая  их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную  насыщенность. Воспитание нравственных ценностей происходит в течение  всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст (И.С. Кон).

Данная проблема сложна и  многоаспектна. Философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных ценностей, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных ценностей раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль классного руководителя в воспитании ценностей учащихся.

Нравственное воспитание – процесс сознательного и целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов, требующего волевых усилий и профессиональной компетентности воспитателя и превращающих внешние модели поведения во внутренние реальные устойчивые нравственные навыки, привычки, нравственное осмысление поступков и убеждений воспитанников на основе гуманного личностного подхода (Е.В. Бондаревская).

Нравственные ценности – высшие ценности человека, главными категориями определяющими их, являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые (В.В. Николина)

Цель исследования: разработка психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное воспитание нравственных ценностей у старшеклассников воспитателем в условиях общеобразовательной школы-интерната.

Объект исследования: воспитательный процесс средней общеобразовательной школы-интерната, ориентированный на воспитание у старшеклассников нравственных ценностей.

Предмет исследования: нравственное воспитание учащихся в школе-интернате в ходе внеклассных мероприятий.

Гипотеза  исследования: воспитание нравственных ценностей у старшеклассников будет успешным и результативным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса школы, с учетом следующего:

-процесс воспитания нравственных ценностей у старшеклассников основан на гуманистических нравственно-ценностных ориентирах (идеалах), направленных на деятельностное добро, справедливое и должное (во благо);

-обеспечивается единство действий воспитателя, школьного сообщества, при воспитании нравственных ценностей у старшеклассников;

-создание воспитывающей  среды в классе, позволяющей реализовывать  нравственные личностно-ориентированные  ситуации, осуществление этической  защиты старшеклассников при  воспитании нравственных ценностей.

 

Задачи исследования:

1. Выявить сущность и  особенности содержания нравственных  ценностей у старшеклассников  в системе работы воспитателя.

2.  Выявить, обосновать  и экспериментально проверить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у старших школьников в деятельности воспитателя.

3. Проверить эффективность деятельности воспитателя по формированию нравственных ценностей в опытно-экспериментальной работе.

Исследование выполнялось  с помощью комплекса методов, взаимное дополнение, которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, в процессе которого использовались беседы с родителями, классными руководителями, учащимися, анкетирование и наблюдение; совокупность методов, позволяющих определить нравственные ориентации старшеклассников: различные виды опроса и оценок (фронтально-письменное и интервью, анкетирование, тестирование). Результаты эксперимента проверялись методами математической обработки и статистики, анализом результатов. Творческие работы, этические и педагогические ситуации; анализ собственной воспитательной деятельности, моделирование позволили углубить процесс достоверности результата.

Существует потребность  в воспитании нравственных ценностей  у воспитанников интерната, а  также проблема недостаточной разработанности  этого вопроса в педагогической практике. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим  образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования воспитателем нравственных ценностей у старшеклассников в школе-интернате?

Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, выводы по каждой главе, заключения, библиографии, приложения. Во введении раскрыта актуальность данной темы, цель, предмет, объект, гипотеза исследования. В первой главе рассмотрен теоретический аспект данной проблемы, психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников, история развития взглядов в педагогике по формированию нравственных ценностей у подростков старшего возраста, а также рассмотрена воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников. Вторая глава дипломной работы посвящена опытно-экспериментальной части исследования, где описано содержание, цели, задачи практической части, а также сделаны обработка и анализ полученных результатов. В заключении приведено краткое обобщение полученных результатов, раскрыта практическая значимость проведенного исследования.

В словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)

В.И. Даль толковал слово  мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный  телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ  ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Психолого-педагогические  основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников

Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные  пласты человеческой цивилизации. В  воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно  связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представления о ценностях и  идеалах. Но и религия, и философия  утверждают, что у людей при  смене формаций, осталось много общего, что сохраняется тысячелетиями  и передается из поколения в поколение. Это проверенные временем моральные  нормы, ставшие общечеловеческими  духовными и нравственными ценностями.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается  в воздействии воспитателей на воспитанников  и в их ответных действиях, т.е. в  усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения  к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия  становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены  и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и  устойчивых привычек нравственного  поведения свидетельствует о  воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное  в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и  нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его  отсрочены во времени.

Информация о работе Формирование нравственных качеств у воспитанников школы-интерната