Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:41, курсовая работа
Основным методом исследования в курсовой работе является анализ различных источников. Выбрав основные моменты из используемой литературы, я проанализировал и сделал выводы в соответствии с целями и задачами работы.
Цели, задачи работы и методы исследования 2
Введение 2
Раздел 1. Предпосылки возникновения школ управления в XX в. 4
Раздел 2. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора 7
Раздел 3. Организация и принципы эффективности Х. Эмерсона 12
Раздел 4. Административная школа А. Файоля 14
Раздел 5. Школа человеческих отношений 21
Раздел 6. Эмпирическая школа, или наука управления 28
Раздел 7. Развитие менеджмента в России в XX веке. 38
Заключение. 40
Список использованной литературы 41
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
Бондаренко Антон Юрьевич
Формирование основных школ управления в XX веке.
Курсовая работа
по дисциплине «История управленческой мысли»
бакалавра 1 курса очной формы обучения
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук, доцент кафедры управления
______________ К.А. Чистякова
Москва, 2012
Содержание
Цели, задачи работы и методы исследования 2
Введение 2
Раздел 1. Предпосылки возникновения школ управления в XX в. 4
Раздел 2. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора 7
Раздел 3. Организация и принципы эффективности Х. Эмерсона 12
Раздел 4. Административная школа А. Файоля 14
Раздел 5. Школа человеческих отношений 21
Раздел 6. Эмпирическая школа, или наука управления 28
Раздел 7. Развитие менеджмента в России в XX веке. 38
Заключение. 40
Список использованной литературы 41
Сегодня исторические процессы
менеджмента чаще всего структурируют
по этапам развития управленческой мысли,
выделяя определенные школы, следующие
друг за другом во времени и дополняющие
друг друга новыми содержательными
аспектами понимания управления.
Но научные школы рождаются вслед
за практическими потребностями
и реальными проблемами развития
практики управления и не всегда отражают
исторические тенденции развития самого
управления, поскольку характеризуют
не только потребности практики, но
и состояние исследований в
этой области, потенциал науки, методологические
возможности адекватного
Основным методом исследования в курсовой работе является анализ различных источников. Выбрав основные моменты из используемой литературы, я проанализировал и сделал выводы в соответствии с целями и задачами работы.
Во все времена управление организациями было сложным процессом, сочетавшим в себе элементы научности и искусства. Сегодня этот процесс еще более усложнился, прежде всего, в связи с резкими, часто непредсказуемыми изменениями, происходящими как в самих организациях, так и во внешней среде. Рост объема знаний о поведении индивидуума в организациях и общественных процессах, временная и пространственная протяженность бизнес-процессов, постоянное расширение информационного поля и возможностей информационных технологий в управлении организациями, много вариантность управленческих решений и объективная отдаленность их результатов — все эти факторы характеризуют современную деловую среду. Они, с одной стороны, расширяют возможности в направлениях деятельности организаций, а с другой — подчеркивают необходимость повышения научной обоснованности выбора и оценки последствий и последействия принимаемых решений. Таким образом, роль научной составляющей в управлении организацией по-прежнему остается весьма значимой.
Это обстоятельство, в свою
очередь, требует как дальнейшего
развития методологических основ науки
управления, так и решения фундаментальных
проблем собственно науки управления.
К ним относятся, например, спорный
до сих пор вопрос о предмете науки,
о ряде категорий и понятий
науки; проблема соотношения науки
управления с другими науками; проблемы
методов организации
Сегодня исторические процессы
менеджмента чаще всего структурируют
по этапам развития управленческой мысли,
выделяя определенные школы, следующие
друг за другом во времени и дополняющие
друг друга новыми содержательными
аспектами понимания управления.
Но научные школы рождаются вслед
за практическими потребностями
и реальными проблемами развития
практики управления и не всегда отражают
исторические тенденции развития самого
управления, поскольку характеризуют
не только потребности практики, но
и состояние исследований в
этой области, потенциал науки, методологические
возможности адекватного
Говоря об исторических тенденциях управления, мы подразумеваем несколько факторов:
Ведь не случайно говорят, что история – политика, обращенная в прошлое. И это актуально не только для истории страны, но и для истории различных аспектов жизни общества – экономики, техники, управления, культуры и пр. Есть и шестой фактор структурирования исторических тенденций – потребности будущего.
Период в истории
За последний столетний период управленческая мысль породила такое количество концепций, теорий, научных школ, какое не было создано всей мировой научной мыслью за весь предыдущий период существования человечества. Возможно, что прорыв был сделан именно потому, что мировая управленческая мысль к началу XX в. накопила колоссальное наследство, которое ожидало удачного и нового сочетания накопившихся достижений в управлении, в других науках и уже имевшихся средств научного исследования с проявлением инициативы исследователей для решения новых задач управления. В конце концов, и появлению новых научных направлений в области управления (историко-управленческие исследования) мы обязаны именно этому состоянию и уровню зрелости управления, как науки и практики. Поскольку идеология науки, ее цели и предназначение, а также методология исследований в двух мировых центрах исследований по управлению существенно различались, материал по новой истории западной и восточной мысли XX в. будет изложен раздельно. Это не означает, что развитие западной и восточной управленческой мысли шло независимо друг от друга, что не было общения между учеными и обмена мнениями исследователей и практиков управления, не было взаимовлияния и эффективного «изучения и использования передового зарубежного опыта». Все это, конечно, было, начиная от крупных совместных научных исследовательских программ и кончая «критикой зарубежного опыта» и взаимным «фырканьем» на конференциях и в научной литературе. Однако все же различий было больше, что и предопределило структуру изложения материала. Следует отметить одну общую черту в методологии обоих направлений исследований — это организация и проведение целенаправленных крупномасштабных экспериментов в области управления производством (частным или общественным), которые, по сути, были социальными, а потому содержали в своей предметной области трудноизмеримые элементы. В целом весь XX в. похож на многоликое поле социальных экспериментов, одни из которых были чисто научными (с тщательной подготовкой и в масштабах «заводских лабораторий»), другие — сугубо прикладными (без особой подготовки, но зато в масштабах целых стран). И в первом, и во втором направлениях накоплен большой опыт, который предстоит еще долго изучать общими усилиями ученых всего мира. Во всяком случае, хочется надеяться, что новейшая история, в том числе новейшая история управленческой мысли, формирует Условия для более плодотворного сближения возникших за прошедший век региональных центров научно-прикладных исследований мировой управленческой мысли. В новой истории западной управленческой мысли появилось много различных теоретических школ управления со своими основателями, лидерами, единомышленниками, публикациями и оппонентами. Датами их появления обычно считают публикации основателей школ. В 1903 г. первой появилась школа научного менеджмента (Scientific Management), представители которой проводили специальные эксперименты в области управления производством и организации труда. Затем в 1916 г. — административная школа управления, которая разработала принципы и функции административного управления.
В совокупности обе школы
принято называть классической школой
управления. В 1933 г. были опубликованы
результаты уникального социально-
Рано или поздно большое количество научных школ управления, часто напоминавших «джунгли в науке управления», должно было привести к качественному скачку. Формально это произошло в 1971 г., когда появилась статья Р. Моклера «Ситуационная теория управления», призывающая ученых не столько к отказу от абстрактного мышления и формализованного инструментария в исследованиях, сколько к усилению внимания исследователей к внешней среде организации, к анализу конкретной управленческой деятельности (контекста) и на этой основе — к разработке полезных для практики управления результатов. Призыв к учету специфики конкретных ситуаций звучал и раньше, но авторство термина «ситуационный подход в «управлении» закрепилось за Моклером. Основными источниками литературы, в которых представлены названные школы и подходы, послужили оригинальные работы авто ров, исследования историка американской управленческой мысли У.Д. Дункана и известного советского ученого Д.М. Гвишиани, работы которого по этой тематике начали публиковаться уже в 70-х годах XX в.1
Рассмотрим основные характеристики школ научного управления.
Заслуга Тейлора и его команды в лице Г.Л. Ганта, супругов Ф. и Л. Гилбретов, М. Кука, У. Кларка и многих других в том, что они не только рассуждали о пользе науки в управлении, но фактически осуществляли научный подход, проводя управленческие эксперименты и систематизируя методы и результаты этих экспериментов. Начиная с Тейлора, тема значимости научных методов уже не сходила со сцены управленческой практики.
Для оценки значения науки в системе Тейлора необходимо рассмотреть основополагающие моменты его позиции. Во-первых, Тейлор считал, что легитимность менеджмента основывается на его способности максимизировать благосостояние, как работодателей, так и персонала. Это, полагал он, необходимо для успеха, так как личная заинтересованность обеих групп имеет взаимно стимулирующее воздействие. В длительной перспективе нельзя иметь одно, не имея другого. Если от работников ожидается максимальная продуктивность, то они должны выполнять работу по возможности наилучшим образом, а для этого необходимо, чтобы менеджеры подвергли трудовой процесс научному исследованию и обучили работников оптимальным приемам выполнения задания.
Хотя Тейлор и утверждал, что интересы работников и работодателей взаимосвязаны, он все же оставался реалистом. Он знал, что выполняя в течение многих лет работы одним и тем же старым способом, человек довольно трудно идет на перемены. Работники часто считают, что в их интересах увиливать от работы, т. е. работать в далеко не оптимальном темпе, и существующие в то время системы менеджмента фактически действовали в интересах таких работников.
Методы, применявшиеся для выполнения большей части рабочих операций, основывались скорее на неэффективных эмпирических, чем на научно обоснованных правилах. Наиболее эффективными системами управления времен Тейлора, или «самым совершенным типом нормального менеджмента», были те, которые предусматривали вознаграждение за наивысшие показатели в работе. Тейлор называл это менеджментом инициативы и поощрения.
Проблема таких систем заключалась в том, что ответственность за выработку возлагалась исключительно на работника. Тейлор считал, что и менеджеры должны разделять эту ответственность. Менеджеры должны были собирать, объединять в таблицы и классифицировать информацию, пользуясь научными методами, сводить ее в принципы, правила, законы и формулы, которые обобщали бы весь накопленный рабочими опыт и могли быть использованы в качестве руководства для достижения более высоких результатов при выполнении каждодневных заданий. Практические нормы и правила, выведенные в результате применения менеджмента, можно было бы преподавать рабочим. Кроме того, следовало бы принять определенные меры, которые гарантировали бы соблюдение соответствующих принципов.
В системе Тейлора от менеджеров требовалось выполнение новых, жизненно важных и в высшей степени необходимых задач. В их обязанности входила научная проработка всех элементов человеческого труда, и замена устаревших правил эмпирического характера. Они должны были, применяя научные подходы, отбирать, учить работников и повышать их квалификацию с целью максимального раскрытия их потенциала. Решающим элементом такого процесса развития стала подготовка соответствующим образом каждого рабочего для выполнения самых разных заданий.
Информация о работе Формирование основных школ управления в XX веке.