Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:41, курсовая работа
Основным методом исследования в курсовой работе является анализ различных источников. Выбрав основные моменты из используемой литературы, я проанализировал и сделал выводы в соответствии с целями и задачами работы.
Цели, задачи работы и методы исследования 2
Введение 2
Раздел 1. Предпосылки возникновения школ управления в XX в. 4
Раздел 2. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора 7
Раздел 3. Организация и принципы эффективности Х. Эмерсона 12
Раздел 4. Административная школа А. Файоля 14
Раздел 5. Школа человеческих отношений 21
Раздел 6. Эмпирическая школа, или наука управления 28
Раздел 7. Развитие менеджмента в России в XX веке. 38
Заключение. 40
Список использованной литературы 41
Задача создания производственного единства требует от менеджера усилий по устранению всех слабых мест и обеспечению максимального развития и использования всех сильных сторон организации, прежде всего человеческих ресурсов. Менеджер должен всегда держать в поле зрения повседневную деятельность предприятия и достигнутые результаты, чтобы добиться необходимой синхронности.
Подобно тому, как дирижер должен всегда слышать весь оркестр, в частности второй гобой, менеджер должен всегда следить как за общей деятельностью предприятия, так и за рыночной конъюнктурой.
Вторая обязанность менеджера, по Друкеру, состоит в том, что бы в каждом решении и действии, учитывающих требования настоящего момента, помнить и о будущем, о перспективах предприятия. Каждому менеджеру приходится делать много вещей, которые, как отмечал Друкер, не являются собственно управленческими. Однако для всех менеджеров, независимо от занимаемых ими постов, существуют некоторые общие обязательные функции.
Во-первых, менеджер определяет цели делового предприятия, решает, что необходимо сделать для их достижения, и обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач перед людьми.
Во-вторых, менеджер организует. Он классифицирует работу, распределяет ее, создает необходимую организационную структуру, подбирает соответствующий состав руководящих работников.
В-третьих, менеджер обеспечивает побудительные мотивы и связь. Он создает коллектив из лиц, отвечающих за различную работу, используя для этого все имеющиеся у него средства, включая премии, награды и выдвижение на более высокую должность. Менеджер достигает необходимой согласованности действий всего коллектива через постоянную связь как от себя к подчиненным, так и в обратном направлении.
В-четвертых, менеджер анализирует деятельность организации, определяет нормирование, оценивает деятельность всех лиц, работающих на предприятии.
В-пятых, менеджер обеспечивает рост людей. В зависимости от того, как он осуществляет свои функции, он либо способствует росту людей, либо, напротив, затрудняет его; либо укрепляет единство, либо разрушает его.
Каждый менеджер, полагал Друкер, непременно выполняет все перечисленные функции, независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Он может делать все это хорошо или плохо, но он всегда делает это. При этом следует иметь в виду, подчеркивал далее
Друкер, что каждая функция представляет собой комплексную форму деятельности, разлагающуюся на элементарные части. Таким образом, работа менеджера предстает как сложнейший комплекс, и выполнение каждой категории функций требует различных качеств и квалификации5.
В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849 – 1915) и А.С. Столыпин (1862 – 1911).
Программа реформ А.С. Столыпина
затрагивала все отрасли
Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:
Прерванные Первой мировой
и Гражданской войнами
В развитии советской управленческой мысли самими плодотворными были 20-е годы, когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.
К первой группе относятся:
К социальным концепциям относятся:
В 30-50 годах каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями.6
Наконец, в 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.
Таким образом, история менеджмента – это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.
На этапе 90-х гг. в развитии менеджмента просматривались 3 наиболее достойные внимания тенденции.
Во-первых, некоторый возврат
к минувшему - понимание значения
материальной, технической базы передового
производства и услуг. Это вызвано
усилением воздействия
Во-вторых, укрепление интереса к организационной культуре, а также к разным формам демократизации, роли рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, роль в управлении - это реальность, т.е. демократическим формам управления принадлежит будущее.
В-третьих, укрепление международного характера управления.
Во взаимосвязи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает немало новейших вопросов, важные из каких - общие признаки и отличия в местном и международном управлении; закономерности, формы, способы управления, которые считаются универсальными и которые работают в определенных условиях разных государств; особенности национального стиля в управлении и др.
Таким образом, в последнее
десятилетие в теории и практике
зарубежного менеджмента
1 Шпотов Б.К. Вопрос об основоположниках менеджмента //Проблемы теории и практики управления №4, 1997.
2Валовой Д.В. История менеджмента. – М 2000.
3 Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. – СПб: ОЛБИС,1998.
4 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики,2002.
5 По материалам сайта - http://www.scribd.com
6 Грегори П., Белова Е., Лазарев В. Управление экономикой СССР в период становления административно-командной системы//Проблемы теории и практики управления № 5, 1998.
Информация о работе Формирование основных школ управления в XX веке.