Нравственные качества предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:13, доклад

Краткое описание

Предприниматель реально влияет на жизнь огромного количества людей, что может привести и иногда приводит к человеческим трагедиям. Таким образом, на первое место в обучении предпринимательскому искусству необходимо ставить духовные, нравственные качества будущего предпринимателя и только заложив прочный духовный фундамент можно начинать обучать конкретным приемам.

Файлы: 1 файл

Нравственные качества предпринимателя.docx

— 20.41 Кб (Скачать)

Нравственные  качества предпринимателя.

Предприниматель реально влияет на жизнь огромного  количества людей, что может привести и иногда приводит к человеческим трагедиям. Таким образом, на первое место в обучении предпринимательскому искусству необходимо ставить духовные, нравственные качества будущего предпринимателя и только заложив прочный духовный фундамент можно начинать обучать конкретным приемам. 
Во-вторых, предприниматель благодаря деньгам обладает большой властью над людьми, что является для него большим искушением. 
В-третьих, предприниматель действует в условиях конкуренции, и таким образом у него есть реальные противники, что требует как определенной спортивной этики, так и запрещения приемов, могущих привести вред людям. 
Таким образом, если поставить во главу угла, как основную цель бизнеса - прибыль, то это неизбежно приведет к беспощадной борьбе за экономическое господство, где все методы хороши и люди являются только разменными фигурами. 
Для любого разумного человека, который занялся бизнесом раздвоение между золотым тельцом и нравственностью неизбежно возникает. 
Только ложное учение о человеческой жизни, как о существовании животного от рождения до смерти, в котором воспитывается и поддерживаются люди, производит то мучительное состояние раздвоения, в которое вступают люди при обнаружении в них их разумного сознания. 
Человеку, находящемуся в этом заблуждении, кажется, что жизнь раздваивается в нем.  
Человек знает, что жизнь его одна, а чувствует их две. Человек, перекрутив два пальца и между ними катая шарик, знает, что шарик один, но чувствует их два. Нечто подобное происходит с человеком, усвоившим ложное представление о жизни. 
Разум человека ложно направлен. Его научили признавать жизнью одно свое плотское существование, которое не может быть жизнью. 
Что же тогда может стать целью, если саму предпринимательскую деятельность не отбрасывать как таковую?  
Тут нам и может помочь аналогия с боевыми искусствами. Во-первых, это необходимо для защиты от экономического нападения и использования экономики в качестве способа контроля и навязывания своей воли как для отдельного человека, так и для группы людей и государства.  
Во-вторых по списку и в первую очередь по значению, для собственного развития, как интеллектуального так и духовного. 
То есть предпринимательская деятельность становится только полигоном, тренировочным залом для проверки уровня развития человека, его способности устоять перед искушениями. Как искушением деньгами, так и искушением славой, искушением властью и так далее. 
Читателю, я думаю, становится понятно, что если эзотерическая школа предпринимателей еще не существует, то должна рано или поздно появиться. Как мне кажется, это становится неизбежным всей логикой развития цивилизации, так как борьба (конкуренция) между людьми и государствами все больше уходит из военной сферы и боевых искусств и переходит к экономической. 
Но экономика не может по-прежнему оставаться бездуховной. Это слишком опасно.

Нравственность предпринимателей, как и представителей любых других слоев общества, небезупречна. И  социальные институты - традиции, обычаи, правовые нормы - призваны минимизировать отрицательные последствия возможных  злоупотреблений, воспрепятствовать  отдельным людям или группам, преследующим свои эгоистические интересы, наносить ущерб интересам других людей и обществу в целом. В  развитых странах этому способствует отлаженное законодательство, деловые  традиции, свободные СМИ. Поэтому  случаи уклонения от уплаты налогов, нарушений антимонопольного законодательства, коррупции и т.д. достаточно быстро выявляются и пресекаются. В странах  же с переходной экономикой слабость государства, не способного даже гарантировать  охрану жизни и имущества граждан, отсутствие привычки соблюдать законы, противоречивость самого законодательства создают благоприятную почву  для всякого рода злоупотреблений. В этих странах перед обществом встает чрезвычайно сложная задача - с одной стороны, не допустить криминализации бизнеса и политики, с другой стороны, под предлогом борьбы с преступностью не задавить нарождающееся предпринимательство, не пресечь "инакомыслие", не вернуться в "светлое прошлое" социализма, а создать для бизнеса такую внешнюю среду, в которой честное ведение дел экономически выгодно.

Нравственные качества отличаются большим разнообразием, поскольку  сложна психологическая структура  самой личности. Рассмотрим некоторые из них.

Три вида нравственных качеств представляются наиболее характерными с точки зрения рассматриваемого вопроса - это порядочность, способность привлекать к себе людей, умение воздействовать на подчиненных. Эти качества характеризуют особенность личности предпринимателя, как она воспринимается коллективом и как она способна воздействовать на членов коллектива.

Порядочность. Наверное, каждый мог бы предложить свое толкование, что такое порядочность. Мнения были бы в чем-то совпадающие, а в чем-то различающиеся. В общем перечне  признаков порядочности выделим  три, которые наиболее важны для  предпринимателя: правдивость, уважительное и справедливое отношение к подчиненным, здоровое восприятие критики.

Правдивость является основой  нравственности. Уважение личности подчиненного и справедливое к нему отношение это также безусловный признак порядочности руководителя. Достоинство подчиненного не должно быть унижено ни при каких обстоятельствах. Состояние взаимоотношений предпринимателя с коллективом служит своеобразной и убедительной характеристикой уровня его профессионализма.

Способность привлекать к  себе людей. Людям импонирует руководитель, склонный к коллективному принятию решений, доверяющий сотрудникам, справедливо  оценивающий результаты их труда, способный  наладить с подчиненными нормальные, деловые отношения, желающий улавливать их настроения и откликаться на них. Это порождает в коллективе благоприятный  моральный климат.

К сожалению, случается, что  чем деловитее человек, тем он жестче в обращении с людьми, держится почему-то отчужденно, информацию воспринимает только служебную, а все, касающееся жизни человека, его интересов  и душевного настроя, игнорирует. Притом делается это нередко демонстративно: дескать, план надо делать, а не миндальничать. Руководитель должен ценить каждую секунду  своего времени - и никаких эмоций.

Это руководители, если так  можно выразиться, с суженным сознанием, с низким уровнем культуры деловых  отношений. Они полагают, что "деловой  мир" есть нечто отчужденное от обыденной жизни. Коллектив воспринимается ими, по сути, в качестве своеобразного  механизма, где все детали настолько  подогнаны, что там не остается места  для эмоций.

Умение влиять на поведение  подчиненных. Руководитель должен обладать способностями согласовывать и активизировать деятельность людей, направленную на решение задач, поставленных перед коллективом.

II. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. 

Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение  к богатству как к кумиру неизбежно  разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную «войну всех против всех». 

Стяжание богатства ради богатства  заведет в тупик и личность, и дело, и национальную экономику. 

Богатство – само по себе не благословение  и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. 

Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, «вкладываются» в социальную стабильность. Если человек созидает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, – он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле. 

Деловые отношения должны строиться  на уважении прав и законных интересов  их участников. В экономике нужно  сочетать принципы справедливости и  эффективности. 

Обладая властью над материальными  средствами и людьми, работодатель, в том числе государство, должен чувствовать ответственность за свои экономические решения, за действия своих работников и за последствия  таких действий. 

Честность и профессионализм в  отношениях с клиентом и деловым  партнером завоевывают доверие  и укрепляют экономическое положение  предприятия, в то время как «нечестная игра» обрекает его на неизбежный крах. 

Соблюдение устных и письменных договоренностей служит основой  гармоничных отношений в экономике. Напротив, невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета делового сословия, да и авторитета всей страны. 

 

 


Информация о работе Нравственные качества предпринимателя