Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
Теоретический анализ проблемы исследования.
Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73

Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Файлы: 1 файл

svetlana_maksimova_diplom.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

     Кружковая внеклассная краеведческая работа способствует развитию интересов и творческих способностей школьников. Наиболее распространены такие ее формы, как экскурсии, встречи с интересными людьми, старожилами края, выставки, смотры и др. Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает им стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и способствует углубленному усвоению знаний, развивает интерес и творческие способности, формирует практические умения школьников. Для активизации деятельности членов кружка важно их участие в выпуске краеведческих стенгазет, составлении викторин, обсуждении прочитанных книг, изготовлении фотомонтажа, различных наглядных пособий по истории и современной жизни края. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера. ( Под ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой, Т.А. Ивановой, Е.А. Афанасьевой 2008: 38-40).

Известный методист-историк  А.А. Вагин  подчеркивал,  что  «кружок  является  наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром  целого ряда внеклассных мероприятий по краеведению» (Вагин 1972: 25). Кружок - доступная форма внеклассной краеведческой работы с учащимися ЗПР. Кружок  позволяет сочетать и использовать разнообразные  формы  внеклассной краеведческой  работы,  дает возможность детям с ЗПР организовать систематические занятия по  определенной  программе и с постоянным составом. Работа в  кружке  превращает  учащихся  в  активных помощников учителя, в проведении внеклассных мероприятий по краеведению (Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 150).

К объединяющим формам краеведческой работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Углубленная постоянная и систематическая краеведческая работа иногда  приводит  к  созданию  в  школах   краеведческих   музеев. По профилю они могут быть краеведческие, краеведческо-литературные, природоведческие, художественные.

Организация школьного  музея  -  одна  из  лучших  форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только членов кружка, но  и педагогов, учащихся школы,  их  родителей.  Н.Г. Дайри отмечал: «Воспитание  интереса  к краеведению, понимание  ценности  памятников  истории  и  культуры,  гордость  за деяния славных земляков - одна из основных  задач  школьного  краеведческого музея» (Дайри 1978: 147). На базе школьного музея возможно проведение разнообразных занятий с детьми.

Необходимо так же содружество школы с местными музеями (в том числе и с краеведческим музеем), что позволяет решать как воспитательно-развивающие, так и образовательные задачи. В музеях на занятиях для детей с ОВЗ должна быть создана та атмосфера доброжелательности и открытости, в которой комфортно и интересно получать новые знания, а это одно из главных условий обучения и воспитания личности (Митникова 2008: 34).

Формы массовой краеведческой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая краеведческая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра, основанные на знании учащимися своего края, требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, утренников лишь часть школьников выступают в качестве исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее, от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Фольклор – это мудрость, которой народ поделился при помощи песен, сказок, поговорок и др. Фольклор собирали ученые, уходя в экспедиции по селам и деревням края. Дети тоже «ходят в экспедиции», собирают материал народов своего края, участвуют в праздниках. Фольклорные праздники вносят разнообразие, вызывают познавательный интерес учащихся, фольклор способствует воспитанию любви к родному краю.

      Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии в природу, к историческим памятникам и памятным местам, экскурсии в краеведческие музеи. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес (Родин, Соколовский 1974: 67).

А. В. Даринский, отмечает что, краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, вводные экскурсии, они предшествуют изучению краеведческого материала на занятии. Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение краеведческого материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. А также экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, с современностью. После проведения экскурсии учитель проводит беседу с учащимися, заслушивает сообщения, с которыми они выступают на внеклассных мероприятиях. Формой выявлений результатов экскурсии также может быть выпуск бюлетеня, стенгазеты, зарисовки, сочинения, фотографии, краткие описания экспонатов, экскурсионных объектов (Дайри 1978: 122).

Изучаемый  на краеведческих занятиях материал  дополняется  конкретными  наблюдениями  на   экскурсиях,   которые помогают    выработать    правильное     представление     об     окружающей действительности,  способствуют  расширению  кругозора  учащихся.   Изучение вещественных   памятников   позволяет   показать жизнь и    труд   народа, представить исторические   события.   Педагогическое значение экскурсии очень  велико: они учат видеть историю вокруг себя (Родин 1961: 9), что не всегда младшие школьники с ЗПР могут сделать самостоятельно.

Краеведческие  экскурсии  включают  посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями,  осмотр памятников материальной  культуры. В  этих  условиях  с  особым  интересом слушают  учащиеся  рассказы,  основанные  на  исторических документах, воспоминаниях  живых  свидетелей.  Перед  ними  как  бы  восстанавливаются  картины  прошедших  лет.  Они   вносят   в исторические представления учащихся образность,  конкретизируют  их  знание,  воспитывают умение видеть главное, связывая частное,  местное  с  общим.   В   задачу   краеведческих экскурсий входит и знакомство с сегодняшним днем города, деревни. Широкое распространение получили  военно-исторические экскурсии, посвященные героической борьбе нашего народа в  годы  Великой  Отечественной войны. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих  изучаемый  объект  с  разных точек  зрения,  нередко  с  посещением  музеев,  выставок.  (Петрова 2003: 42).

Во внеклассной работе с учащимися с ЗПР используют такую форму, как встречи с интересными людьми, хотя в современных условиях это происходит не часто. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников специальной (коррекционной) школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели. Встречи учащихся с интересными людьми могут проходить в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с какими детьми предстоит встреча.

Широкое распространение  среди школьников получили: конкурсы, викторины по краеведению. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, поэтому в условиях специальной школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение (Петрова 2003: 189).

Краеведческие конкурсы широко используются в работе с учащимися разных категорий. Атмосфера соревнования позволяет стимулировать  творческую активность, мобилизовать  способности каждого и, что самое главное, привлечь к активной работе всю аудиторию, включая зрителей (болельщиков). Подготовка конкурса требует чёткой формулировки условий его проведения, определения состава жюри для оценивания конкурсных работ, внимания каждой представленной работе, зашифровке участников конкурса, его подведение итогов.

Викторины по краеведению ближе стоят к игровой форме, могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся с ЗПР эта форма внеклассной работы доступна и интересна.

Внеклассное чтение художественной и научно-популярной краеведческой литературы. Чтение играет огромную роль в жизни людей. Произведения художественной литературы привлекаются в качестве выразительного материала на внеклассном занятии по краеведению. Художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для  ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их  нравственного и эстетического воспитания, потому что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические  представления у учащихся. Яркий, выразительный  художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. В произведениях художественной литературы краеведческой направленности мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого (Бородин 1971: 13).

В условиях специальной (коррекционной) школы VII вида необходимо целенаправленное руководство учителем внеклассным чтением по краеведению, которое осуществляется по нескольким линиям: изучение читательских интересов школьников, рекомендация книг краеведческого содержания для самостоятельного чтения, помощь учащимся в сознательном усвоении прочитанного, проведение обсуждения прочитанных книг.

Таким образом, внеклассная работа по краеведению интересна и многообразна, она требует четкой организации и определенной системы. Внеклассные занятия по краеведению нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.

Являясь самостоятельной  частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа по краеведению  может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по краеведению позволяют школьникам с ЗПР углубить и расширить знания, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому. Во всех формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VII вида, огромная роль принадлежит учителю. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с ЗПР.

Выводы по 1 главе:

  1. Проблема формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе является актуальной. На сегодняшний день определена ее сущность и значение, разработаны различные формы и виды внеклассной деятельности.
  2. Особенности познавательной сферы учащихся с ЗПР и состояние их краеведческих знаний приводят к необходимости использовать во внеклассной работе разнообразные формы изучения родного края.
  3. Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе должно быть согласовано с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние  краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

     2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

     На констатирующем этапе исследования, исходя из анализа психолого- педагогической и методической литературы, изучения особенностей развития детей с ЗПР, потребностей современного коррекционно-развивающего обучения, была поставлена цель: изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР; намечены задачи: выявление уровней развития и особенностей краеведческих знаний учащихся данной категории для определения возможностей дальнейшего совершенствования этих знаний.

Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VII вида поселка Эммаусс Калининского района Тверской области. В исследовании принимали участие 10 учеников 3 класса:

1. Марина С.,                                      6. Виктор П.,

2. Карина М.,                                      7. Даниил С.,

3. Евгений Д.,                                     8. Сергей К.,

4. Иван С.,                                          9. Ольга А.,

5.Полина Д.,                                    10. Ренат С.

Возраст учащихся варьируется  от 9 до 12 лет, все они обучаются в данной школе с 1 класса и имеют диагноз ЗПР различного генеза, за исключением ЗПР церебро-органического происхождения.

Следует отметить, что  на сегодняшний день краеведение как изучение истории родного края в Тверской области в рамках отдельного предмета в программе начальной школы отсутствует, поэтому краеведческий материал включен в ряд учебных предметов в качестве регионального компонента, а так же присутствует в различных видах и формах внеклассной работы с учащимися.

Констатирующий эксперимент  проходил в несколько этапов.

На 1 этапе исследования была проведена беседа с руководителем 3 класса с целью выявления, проводится ли с детьми работа по краеведению. В ходе беседы было установлено, что внеклассная работа по формированию краеведческих знаний у младших школьников с ЗПР проводится не систематически и их применению не придается важного значения. А так как одной из важных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: воспитание гражданственности и патриотизма, то у младших школьников должны быть сформированы элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов. Учитывая, что экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VII вида поселка Эммаусс Калининского района Тверской области, необходимо в первую очередь формировать у младших школьников элементарные представления о родном крае, о героях и важнейших событиях в жизни Тверской области, Малой Родины.

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе