Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
Теоретический анализ проблемы исследования.
Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73

Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Файлы: 1 файл

svetlana_maksimova_diplom.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

Поскольку в школе  отсутствует отдельный предмет, направленный на изучение истории и  культуры Тверской области, то знания о родном крае учащиеся получают фрагментарно, непоследовательно, и зачастую они  не закрепляются в памяти детей. На уроках по ознакомлению с окружающим миром ученики получают сведения о территориально ближайшем окружении: адрес школы и дома, значимые объекты, расположенные вблизи от них, социально-культурные объекты, такие как почта, больница, магазин, библиотека, кинотеатр. Такие начальные знания можно отнести к пропедевтике изучения краеведения. Но к изучению Тверского края в широком смысле учеников так и не подвели. На уроках изобразительного искусства они выполняют творческие работы, рисуют достопримечательности поселка, один раз в четверть посещают экскурсии, знакомятся с краеведческим материалом на внеклассных занятиях. Но эта работа так же при изучении краеведения младшими школьниками с ЗПР не реализуется в полном объеме, не способствует приобретению и закреплению теоретических знаний, практических умений и навыков.

К краеведческому материалу, использованному в эксперименте, предъявлялись следующие требования:

1. Историко-культурные  сведения, а так же памятники, достопримечательности, знания о семье, природе своего края, Великой Отечественной войне, на основе которых проводилось исследование, должны быть знакомы ученикам, т.е. должна быть опора на имеющиеся у школьников знания о родном поселке.

2. Содержание предъявляемого материала должно соответствовать 
возрастным особенностям учащихся, быть ярким, красочным, интересным и узнаваемым.

Исследование проводилось  в рамках внеклассной работы после  проведения уроков по расписанию, без  нарушения привычного хода учебного процесса.

При проведении II этана констатирующего эксперимента использовались три серии заданий - три теста, рисунок и 2 анкеты. Задания трех серий подобранны с учетом познавательных возможностей учеников, их возрастных особенностей, чтобы обеспечить доступность материала, поддержать интерес к проводимой работе и избежать переутомления испытуемых. Ответы на вопросы анкет и выполнение тестовых заданий позволили выявить наличие и характер краеведческих знаний у учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VII вида.

Первая серия  заданий. Цель тестирования состояла в выявлении конкретных знаний школьников о своей семье, об истории родного края, в условиях выбора правильного ответа из трех возможных. Проведение тестирования ставит всех учащихся в равные условия; в процессе обработки полученных данных используются единые процедура и критерии оценки. Соблюдение таких условий исключает субъективизм. Полученные данные в результате тестирования включают в себя информацию о пробелах в краеведческих знаниях.

Задание №1. Игра «Третий лишний». В каждом ряду есть одно лишнее слово. Определите, какое и вычеркните его.

А) Какое слово не является названием реки?

1) Тверца, 2) Волга, 3)Бассейн.

Б) Какое слово не является названием города?

1) Москва, 2) Эммаусс, 3) Тверь.

В) Название какого города не имеет отношения к Тверской области?

1) Калинин, 2) Тверь, 3) Москва.

     За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.

    Задание №2. Выбери и подчеркни один правильный вариант ответа:

    А) Центральная улица своего поселка: Речная, Лесная, Мужества.

    Б) Река, на которой основан наш поселок: Тверца, Волга, Нева.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2

Задание № 3. Нарисуй «Древо семьи» и коротко напиши о каждом члене своей семьи (ф.и.о. отца, матери, где работают, когда день рождения, любимый праздник вашей семьи) - 10баллов.

Вторая серия  заданий представляла собой письменное анкетирование. Анкета содержит конкретные вопросы, которые требуют четких и однозначных ответов. Вопросы подобраны по следующим критериям: доступность, логичность, краткость, конкретность; вопросы не содержали подсказку в формулировке и ориентировались на ближайшее окружение учеников и элементарные знаний о родном крае.

Анкета1:

  1. Как называется наш поселок? – 1  балл.
  2. Кто основал наш поселок? – 1 балл.
  3. Когда был основан наш поселок? – 1 балл.
  4. Кому в нашем поселке стоит памятник? Укажи название. – 1 балл.
  5. Как называется главная улица? – 1 балл.
  6. Какие старинные здания ты можешь называть? – 1 балл.
  7. Как называется область, в которой ты живешь? – 1 балл.

Максимальное количество баллов - 7. 
На выполнение данного вида задания отводилось 15 минут.

Анкета 2. «Дети нашего края в годы Великой Отечественной войны»:

1. Фамилия, имя, отчество  (прабабушки, прадедушки) – 2 балла.

2. Дата и место рождения (прабабушки, прадедушки) – 4 балла.

     3. Сколько было лет, когда началась война (прабабушке, прадедушке) – 2 балла.

    4. Чем занимались прабабушка и прадедушка в годы войны – 4 балла.

Максимальное количество баллов - 12.

   В третьей серии заданий нужно было перечислить общественные объекты и подписать названия известных зданий и памятников архитектуры поселка Эммаусс. Как было выяснено в беседе с учителем, все ученики, принимавшие участие в эксперименте, были на экскурсии к этим достопримечательностям.

Задание № 1. Допиши общественные здания поселка: школа, Дом культуры, магазины…………. - по 1 баллу за каждый названный объект. Максимальное количество баллов - 8.

Задание №2. Узнай на фотографии и подпиши название каждого объекта. За каждый правильно указанный объект – 2 балла. Максимальное количество баллов - 10 баллов. Для выполнения этого задания ученикам отводилось 5 минут. (Приложение 1).

После проведения констатирующего эксперимента был осуществлен анализ состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР 3 класса школы VII вида.

 

2.2. Анализ результатов  констатирующего эксперимента

     Полученные в экспериментальном исследовании данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, позволяющей представить целостную картину об уровне краеведческих знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VII вида и выделить их особенности.

При оценке результатов  учитывались следующие критерии: 
правильность ответа, его полнота и самостоятельность выполнения заданий. 
За каждое выполненное задание ученик получал определенное количество баллов в соответствии с заданными критериями (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1.

Краткая характеристика заданий констатирующего эксперимента

Серия заданий

Проверяемые знания

№ задания

Максимальное  количество баллов

1

Знания школьников о своей семье, об истории родного края

1

3 балла

2

2 балла

3

10 баллов

2

Представления о поселке.

Знания школьников о семье, о жизни прабабушек и прадедушек во время Великой Отечественной войны

1

7 баллов

2

       12баллов

3

Знания школьников об общественных объектах, известных зданиях и памятниках архитектуры поселка Эммаусс.

1

8 баллов

2

10 баллов

Всего

7

52 балла

За самостоятельность  выполнения работы – 2 дополнительных поощрительных балла.

 Итого максимальный  балл за работу - 54




      Валидность исследования заключалась в том, что оценивался только уровень знаний о родном крае, другие образовательные критерии, например, такие как наличие грамматических или орфографических ошибок, при анализе работ не учитывались.

Таким образом, выбранные  критерии оценки ответов наиболее полно  отражают качество усвоенных краеведческих  знаний учеников. Исходя из выше указанных требований, в соответствии с ответами учащихся и набранными баллами были определены следующие уровни краеведческих знаний учащихся:

1 уровень, низкий –  от 1 до 24 баллов.

2 уровень, средний  – от 25 до 46 баллов.

3 уровень, высокий  – от 47 до 54 балла.

При обработке результатов констатирующего эксперимента была проведена оценка трех серий заданий, которые были выполнены учениками, и так же рассчитана общая сумма баллов, набранная каждым из учащихся. Максимальное количество баллов, которое мог набрать ученик – 54 (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Состояние краеведческих  знаний учащихся с ЗПР (в баллах)

Участники эксперимента:

Серии заданий

 

 

Сумма баллов:

Уровень знаний:

№1

№2

№3

1

2

3

1

2

1

2

   

1. Марина С.

3

2

4

4

5

8

5

31

II

2. Виктор П.

1

2

2

0

3

6

3

17

I

3. Карина М. 

2

1

2

3

5

3

2

18

I

4. Даниил С. 

1

2

2

4

4

3

3

19

I

5. Евгений Д.

1

2

4

2

4

9

4

26

II

6.Сергей К. 

3

2

1

1

4

9

5

25

II

7. Иван С.

1

2

1

3

2

5

1

15

I

8. Ольга А.

3

2

4

2

4

7

3

25

II

9. Полина Д. 

3

2

2

2

5

2

1

17

I

10.Ренат С.

2

3

2

3

5

8

3

26

II


 

Исходя из набранных  баллов, знания всех участников эксперимента были распределены по трем уровням. Данные приведены ниже в таблице:

Таблица 3.

Уровни развития краеведческих знаний учащихся с  ЗПР 

 

Уровни

 

I

I I

III

Количество учащихся:

5

5

0


      Из таблицы видно, что состояние краеведческих знаний учащихся с ЗПР соответствует I и II (низкому и среднему) уровням. Никто из учащихся не отказался от выполнения работы, все участники исследования старались правильно выполнить предложенные задания, набрав определенную сумму баллов. Но никто из учащихся не набрал сумму баллов, достаточную для высокого уровня знаний. Большинство испытуемых набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню качества краеведческих знаний. Это говорит о том, что в классе отдельные учащиеся интересуются историей родного края и имеют о нем некоторое представление. Но этих знаний недостаточно для соответствия высокому уровню развития краеведческих знаний, поэтому требуется их дальнейшее формирование. При таком расхождении в качестве знаний стоит обратить особое внимание на тех школьников, чьи знания находятся на низком уровне. Это значит, что в целом, состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР находится на начальном этапе формирования. Поэтому для дальнейшего эффективного их формирования целесообразно проводить внеклассные занятия краеведческой направленности. Их использование, с одной стороны, позволит ребенку самостоятельно приобрести, закрепить и использовать определенные краеведческие знания, а с другой - поможет сделать образовательный процесс эмоциональным, действенным, даст детям важные навыки коммуникабельности и совместной работы.

Внеклассная деятельность краеведческого содержания направлена не только на формирование, закрепление  и отработку знаний, но и на развитие творчества в целом, умения принимать решения в нестандартной ситуации. При анализе ответов учащихся третьего класса было выявлено, что не все задания оказались посильными для школьников с ЗПР. При выполнении первой серии заданий, где в задании №1 ученикам требовалось исключить не подходящее по смыслу слово, 4 ученика правильно исключили слово бассейн, так как знали, что Тверца и Волга – это реки, протекающие в Тверской области, 2 человека допустили ошибки. Девять из десяти испытуемых правильно отметили, что поселок Эммаусс «лишний», а Москва и Тверь - это города, значит, большинство учащихся имеют представления об этих городах. Но только четверо школьников правильно отметили, что город Москва не имеет отношения к нашей Тверской области, а является столицей нашей Родины. Шесть испытуемых ответили, что не знают, что город Калинин это прежнее название Твери.

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе