Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
Теоретический анализ проблемы исследования.
Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73

Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Файлы: 1 файл

svetlana_maksimova_diplom.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

4. При включении краеведческого  материала в занятия учителю  необходимо продумать, как можно использовать внешкольные резервы: работу с музеями, работу с семьей, работу с общественными организациями.

Музеи, от которых в  настоящее время, главным образом, исходит инициатива, направляют значительные усилия на создание системы приобщения учащихся к музею, предполагающей его регулярное посещение, поэтапное освоение культурного наследия, включенность музея в образовательный процесс школы. К числу инновационных организационных и содержательных моделей совместной деятельности музея и школы относится создание специальных программ. Так, например, в Тверском краеведческом музее разработана программа «Музей - детям», рассчитанная на три возрастные категории детей: дошкольники, младшие школьники и учащиеся 5-11 классов. Принять участие в мероприятиях этой программы могут и учащиеся специальной (коррекционной) школы. В плане реализации программы содержатся не только экскурсии по выставкам, но и познавательно-развлекательные мероприятия, такие как «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (русский народный костюм), «Русский дом», «История старой пластинки» и другие. Учитывая программу, предложенную музеем, учитель может планировать ряд уроков с использованием краеведческого материала и, прежде всего, внеклассную деятельность, включая в планы воспитательной работы посещение мероприятий музея.

Роль семьи в образовании, воспитании и развитии любого ребенка, в том числе и школьника  с интеллектуальной недостаточностью, трудно переоценить. Именно семья выступает  в роли воспитательного института, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются нравственные ценности человека, формируются нормы поведения, положительное отношение к таким человеческим качествам как любовь, взаимопонимание, ответственность, порядочность. Чтобы повысить эффективность работы с учащимися в изучении краеведения, учителю необходимо продумать формы работы с семьей. В зависимости от изучаемых тем детям может быть предложено вместе с родителями составить «генеалогическое древо семьи», написать творческую работу «Семейные обычаи и традиции», «Трудовые династии в моей семье», «Не место красит человека, а человек место», можно организовать совместные туристические походы к местам боевой Славы.

Таким образом, используя  различные направления по изучению родного края, учитель создает систему работы по формированию краеведческих знаний школьников с ЗПР.

Выводы по III главе:

На этапе обучающего эксперимента была продумана и реализована  система работы по формированию краеведческих  знаний у младших школьников с  ЗПР через введение краеведческого материала во внеклассную работу. Проанализировав и сопоставив результаты контрольного и обучающего экспериментов, можно сделать следующие выводы: состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР обусловлено не только психофизическими особенностями детей, но и состоянием работы по данному направлению. Включение материала о родном крае во внеклассную работу, возможность привлечения семей учащихся к краеведческой работе способствуют повышению уровня краеведческих знаний и воспитанию интереса учащихся к дальнейшему их изучению.

Опираясь на опыт обучающего эксперимента и его результаты, были сформулированы методические рекомендации для учителей и воспитателей по формированию краеведческих знаний школьников с  ЗПР.

      Заключение

В современной системе общего и специального обучения краеведческое образование школьников приобретает особую значимость и является одним из компонентов обязательного образования в школах. Поэтому тема дипломной работы была обозначена как «Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе». Целью исследования стало изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.

Была сформулирована гипотеза: при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы VII вида. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью в формировании у учеников знаний о родном крае.

Анализ литературных источников показал, что существуют научные и учебно-методические работы, рассматривающие аспекты различных  направлений краеведческой работы со школьниками, но фактически в этих работах не рассматриваются особенности и возможности такой работы с учащимися, имеющими задержку психического развития.

Педагогу, работающему  с детьми с ЗПР, необходимо учитывать  как особенности познавательной деятельности учащихся, своеобразие  их личности, так и основные особенности усвоения знаний, в том числе и краеведческих; чтобы не допустить пробелов в знаниях, давать достоверный и интересный материал, подкрепляя его краеведческими примерами и фактами, которые в специальной (коррекционной) школе VII вида изучаются во внеклассной работе по краеведению.

В настоящее время  работа по включению краеведения  в качестве самостоятельного предмета в учебный процесс как в  массовых, так и в специальных (коррекционных) школах VII вида ведется, но еще многое в этом направлении необходимо сделать, особенно в регионах Российской Федерации. Даже если в учебный план школы введен предмет краеведения, то не следует забывать о межпредметных связях: краеведческий материал необходимо фрагментарно вводить в другие учебные предметы. Использование краеведческого материала должно быть направлено на развитие познавательной активности школьников и носить коррекционную направленность. Основным путем формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР остается внеклассная работа с многообразием ее форм и видов.

Таким образом, намеченные в дипломном исследовании задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

 

 

 

Список литературы

  1. Барков А. С. О научном краеведении. « Вопросы методики и истории географии». - М., Учпедгиз, 1960. - 311с.
  2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1987. – 48с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2006. – 37с.
  4. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М., Просвещение, 1982. – 223 с.
  5. Бородин С.П. Общие вопросы школьного краеведения.- М., 1971. – 162с.
  6. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе.- М., 1972. - 298 – 301с.
  7. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий. Вопросы психологии.- М., 2002. - 71с.
  8. Верба А. И., Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы. «Воспитание школьников». 1986. - № 2.  - с.55—56.
  9. Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 63с.
  10. Волков М. В.Современные подходы к краеведению. «Созвездие»., 1991. – 43с.
  11. Воробьев В. М. История Тверского края. Учебное пособие. Тверь: «Созвездие», 1996. – 208 с.
  12. Гаврилова Н. Г. Краеведение в начальной школе. « Начальная школа». 1999.- № 1. – 27с.
  13. Григорян Н. В. Задачи для петербургских школьников. Пособие для учащихся, родителей и учителей. - СПб., 2003. – 88 с.
  14. Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. - М., 1969. – 379 с.
  15. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. - М.,1978. – 53с.
  16. Даринский А. В., Кривоносова Л. Н., Круглова В. А., Луканенкова В.К. Краеведение: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987. – 231 с.
  17. Ермолаева Л. К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски. «Начальная школа». 1999 - №1. - 12 с.
  18. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. – СПб., 2008. -с.30.
  19. Жукова С. А. Средства обучения истории в начальной школе. « Начальная школа». 2005. - № 4. - с.17.
  20. Жукова Т. Д. Познаем свою малую Родину. « Юный краевед». 2007. - №1. – с.28.
  21. Зайцева Л. И. Опыт объединения учителей – краеведов. « Начальная школа». 1998. -№5. – 24 с.
  22. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. - СПб, 2007. - с.28
  23. Иванов П. В., Матрусов И. С., Сейненский А. Е. Краеведение //  П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский. Под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.
  24. Иванов П. В. Современное школьное краеведение. « Советская педагогика». 1990. - №10. – С. 27-30.
  25. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975. – 191с.
  26. Кузнецов Ю.Ф. История как предмет обучения в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта. – М., 1993.- 158с.
  27. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература. 1985. – 205с.
  28. Лебединская К.С. Нарушение психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов// 2 изд. - М.: Академия 2004. - 55с.
  29. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.- с.65.
  30. Лубовский В.И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1983. - с.54.
  31. «Любить меня таким, какой я есть…» Актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции 18 декабря 2008 года / Под ред. Н.Н. Яковлевой, Е. А. Петровой, Т. И. Ивановой, Е. А. Афанасьевой. – СПб: СПбАППО. 2008.
  32. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение.- М.,1964. – 223 с.
  33. Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. – М., 2005. – 72с.
  34. Никашина Н. А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей/ Под ред. В.И.Лубовского. – Смоленск. 1994. – 73 с.
  35. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
  36. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва.: Academia, 2001. – 480 с.
  37. Овчарова О. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998. - С.146 
  38. Особенности преподавания краеведческого курса «История и культура Санкт-Петербурга» учащимся с интеллектуальным недоразвитием //Ребенок с особыми образовательными потребностями в мире искусства: Материалы XY Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». – СПб.: Издательство Политехнического университета, - 2008. – С.264-267.
  39. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М., Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 207 с.
  40. Петрова Л.В. Наш город. Программа краеведческого курса для спец</spa

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе