Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
Теоретический анализ проблемы исследования.
Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73

Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Файлы: 1 файл

svetlana_maksimova_diplom.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

Большую роль в формировании познавательной активности может играть практическая деятельность учащихся. В процессе изучения краеведческого материала используются разнообразные виды практических работ: определение нахождения памятников культуры, ориентирование на местности, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, заполнение таблиц (обобщающих, сравнительных, требующиех классификации объектов). 

Использование наглядности  призвано повысить восприятие краеведческого материала, его конкретность, эмоциональность  и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на занятиях развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. В работе с учащимися разных возрастных групп необходимо использовать различные виды наглядности: натуральные предметы (коллекции растений, предметы быта), объемные пособия (макеты, модели), картины, схемы. При отборе наглядных пособий по краеведению главными критериями являются типичность изображенного объекта или явления и  доступность для учащихся с ЗПР.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с ЗПР к краеведению является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т. д. (Ермолаева 2008:30). На занятиях по краеведению используют игры на знание памятников, достопримечательностей, выдающихся людей своего края, викторины, конкурсы, «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.

Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к краеведческому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации.  Использование игр даёт возможность вызвать активную деятельность школьников, проявить волевое усилие, настойчивость в решении задач; способствует развитию произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения (Григорян 2003: 45).

Описанные методические приемы не исчерпывают  всего многообразия средств, которые  применяются в краеведческой  деятельности в специальной (коррекционной) школе VII вида для формирования  прочных краеведческих знаний, воспитания интереса к краеведению и активизации познавательной деятельности учащихся с ЗПР.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой  категории детей  и состояния и краеведческих знаний позволяет сделать следующие выводы: задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка и является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Для этого, необходимо сформировать основу для становления высших психических функций, обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. Такой подход может способствовать эффективному формированию разнообразных по содержанию знаний, в том числе и краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.

 

1.3. Возможности осуществления  внеклассной краеведческой работы  в

       специальной школе VII вида

       Решая образовательно-воспитательные задачи краеведческого образования в специальной школе VII вида, необходимо учитывать особенности детей с ЗПР и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса. На внеклассных занятиях по краеведению коррекционно-развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся с ЗПР; реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств с учетом как типических общих закономерностей развития детей с ЗПР, так и структуры дефекта каждого ученика.

Внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие» (Шмидт 2004: 51).

Краеведение способствует решению  задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени, которая должна решаться и специальной школой VII вида.

Как показывает опыт, огромные возможности  для развития детей с ЗПР имеет  внеклассная работа по краеведению, носящая характер внеурочной деятельности. Она осуществляется в свободное  от уроков время и одновременно может охватывать учащихся разных классов, одного класса или части класса. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. Учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения (Даринский, Кривоносова, Круглова, Луканенкова 1987: 32).

Во внеклассную деятельность часто  вовлекаются родители, специалисты  в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Деятельность детей в свободное от уроков время чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена (Верба, Сейненский  1986: 31).

По мнению Г.Н. Матюшина, ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства (Матюшин 1964: 180).

Внеклассные мероприятия  по краеведению позволяют ближе  познакомиться с историей родного  края, обогатить свои знания. Внеклассная  работа, включая в себя разнообразные  виды занятий, может носить различный  характер: массовый (краеведческие  игры, конференции), групповой (работа кружка, КТД), индивидуальный (помощь ученику при подготовке выступлений). Краеведческий материал помогают освоить экскурсии  в музей и предприятия райцентра, по местам родного края, выпуски школьной «Краеведческой газеты», поисковая работа, и т.д. (Родин, Соколовский 1974: 42).

Важнейшее условие результативности краеведения – сочетание экскурсионных  занятий; введение творческих заданий, которые способствуют формированию оценочных суждений. Краеведение  стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию гражданственной нравственности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения – общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер (Борисов, Дранишников, Иванов, Кацюба 1982: 106).

Внеклассной работой  по краеведению называют «деятельность  учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и  самостоятельности, имеет своим  содержанием познание исторического  прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области краеведения, развитию их разнообразных интересов и способностей, формированию личности» (Гаврилова 1999: 188).

Определяя задачи внеклассной  работы, известный краевед-историк А. Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами». Внеклассная краеведческая  работа в единстве с учебной  позволяют оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся с ЗПР,  стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их индивидуальных интересов и способностей. Внеклассная деятельность по краеведению имеет значительно больше возможностей по сравнению  с уроком, позволяет учителю выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для полной реализации их потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счёт работы в библиотеках, музеях, и т.п. (Родин, Соколовский 1974: 45).

Внеклассная работа по краеведению различается по характеру деятельности: постоянная, систематическая; по длительности осуществления: в течение учебного года, нескольких лет (кружки, внеклассные чтения, создание школьных музеев); эпизодическая (встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.).

Л.К. Ермолаева считает, что при организации внеклассной  краеведческой работы необходимо направить  усилия педагогического коллектива на разносторонность её содержания и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени (Ермолаева 1999: 53).

Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная  работа охватывала всех учащихся, способствуя  развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. В  процессе изучения своего края знания, умения, чувства, интересы, мировоззрение учащихся формируются на основе получения ими определенной информации извне и внутренней переработки ее восприятием, воображением, памятью. Организация внеклассной краеведческой работы с учащимися с ЗПР требует учета своеобразия их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностной сферы.

Внеклассная работа по краеведению  в специальной (коррекционной) школе VII вида призвана решать целый комплекс задач:

1) углубление и расширение знаний, полученных школьниками на учебных занятиях, обогащение их новыми представлениями и понятиями. Обращение к краеведческим материалам, музейным экспонатам, дополнительной литературе поможет учащимся с ЗПР лучше овладеть знаниями по краеведению;

2) развитие интереса  учащихся к краеведению. Решение  этой задачи начинается на  уроке, но именно разнообразие  содержания и форм организации  внеклассной деятельности, доступных  учащимся специальной (коррекционной)  школы, способствует более успешному  ее осуществлению;

3) развитие умственных  способностей учащихся с ЗПР.  Этому способствует использование  многообразных источников познания (окружающая действительность, предметы  материальной культуры, документы,  периодическая печать, произведения  искусства и т.п.);

4) развитие интеллектуальных  и практических умений учащихся: находить нужную книгу, пользоваться  справочными изданиями, готовить  сообщения, вести беседу с участниками  событий, собирать краеведческий  материал, воспроизводить историческое  прошлое в рисунках и т.п.;

5) воспитание чувств, нравственно-эстетическое развитие  личности, воспитание коллективизма,  взаимопомощи, трудолюбия, ответственности  за порученное дело (Петрова 2003: 182).

Предполагается, что в  ходе различных форм внеклассной  работы учащиеся научатся  правильно использовать дополнительную литературу, творчески мыслить, находить рациональные пути  решения поставленных задач; смогут приобщиться к доступной исследовательской работе по изучению краеведческого материала.

Таким образом, в процессе внеклассной работы по краеведению решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Изучение ярких, увлекательных краеведческих фактов расширяет, обогащает знания учеников, формирует их нравственные убеждения, помогает глубже усвоить материал. На внеклассных мероприятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для прочного и осознанного усвоения знаний. В ходе внеклассной краеведческой работы должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников с ЗПР при полном контакте с ними учителя. К этому должен стремиться учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы VII вида.

Виды и формы  внеклассной краеведческой работы специальной школы VII вида. В настоящее время учитель начальных классов располагает многообразными педагогическими средствами, которые призваны помогать осуществлению задачи связи школы с жизнью. В специальной школе VII вида используются различные формы организации изучения краеведения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа учащихся. Единство учебной, внеклассной и внешкольной краеведческой работы, многообразие форм и методов, разнообразная тематика являются важнейшим условием успешного осуществления изучения родного края. Эффективность воспитания учащихся с ЗПР достигается при умелом использовании разнообразных форм и видов внеклассной краеведческой работы и четкой ее организации. При выборе содержания внеклассного занятия по краеведению всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Жукова 2007: 23).

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной  краеведческой работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная  работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, например: подготовка докладов, иллюстрированных альбомов, отражающих особенности своего края, и т.д. Это позволяет каждому ученику найти своё место  в общем деле. Такая деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, что выясняется путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.  

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе