Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
Теоретический анализ проблемы исследования.
Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние преподавания истории родного края
в специальной школе VII вида ……………………………………… 6
1.1. Понятие « краеведение». Его сущность и значение………………6
1.2. Особенности усвоения краеведческих знаний младшими
школьниками с ЗПР………………………………………………………19
1.3. Возможности осуществления внеклассной краеведческой работы
в специальной школе VII вида …………………………………………33
Глава 2. Исследование состояния краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР ……………………………………………………..48
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……...48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………...53
Глава 3. Возможности внеклассной работы в формировании
краеведческих знаний младших школьников с ЗПР……………….62
3.1. Цель, задачи и методики обучающего эксперимента…………….62
3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников
с ЗПР после специального обучения…………………………………...67
3.3. Методические рекомендации по формированию краеведческих
знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе………..73

Заключение………………………………………………………………78
Список литературы…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………86

Файлы: 1 файл

svetlana_maksimova_diplom.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

После посещения музея  у ребят появилось желание  подробнее узнать, изучить судьбу своих родных. Особенно их заинтересовала тема «Дети нашего края в годы войны», так как у нескольких ребят  живы прабабушки, и они являлись на тот момент детьми войны. Прежде чем начать итоговое занятие мы с ребятами договорились, чтобы они принесли фотографии и расспросили бабушек о тех далеких военных годах. Чтобы работы получились более продуктивными, учащимся был предложен план сбора информации:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата и место рождения.
  3. Занятие детей в годы войны.
  4. Послевоенные годы как сложилась их судьба.

После сбора информации с помощью родителей была сделана  презентация по теме «Дети нашего края в годы войны» (Приложение 4).

Итоговым занятием в  ходе обучающего эксперимента стало  внеклассное мероприятие: «Великая Отечественная война в судьбах  моих родных», в ходе которого состоялась встреча с ветеранами войны, которым  учащиеся преподнесли памятные сувениры, сделанные своими руками на кружке «Волшебный мир дерева». Для выполнения этих работ требовалось участие семьи. Многие родители с интересом и должным вниманием отнеслись к предложенной работе и помогали детям в сборе информации, в заучивании стихов и даже присутствовали и оказали помощь в проведении мероприятия. Так же учащимся 3-го класса помогал Совет старшеклассников школы.

     Таким образом, на этапе обучающего эксперимента была продумана и реализована система работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР в процессе внеклассной работы.

 

     3.2. Состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

             после специального обучения

     После проведения ряда внеклассных занятий в рамках обучающего эксперимента был проведен контрольный срез краеведческих знаний учащихся по методике констатирующего эксперимента.

1 этап: наблюдение  за деятельностью детей во  внеклассной работе.

При проведении внеклассных  мероприятий с использованием краеведческого материала школьники были активны, инициативны. Хочется отметить то, что каждый ребенок проявил себя в каком-то мероприятии. В целом, можно говорить о положительной стороне использования краеведческого материала во внеклассной деятельности: возросла познавательная активность ребят, что способствовало повышению уровня произвольного внимания, а значит и более глубокому осмыслению материала.

Включение во внеклассную  деятельность краеведческого материала  способствовало осуществлению деятельностного  подхода в обучении, который предполагает творческое самовыражение учащихся. При выполнении творческих заданий школьники с ЗПР проделали трудную для них работу, требующую умения организовать свою деятельность, довести ее до конца, самостоятельности, целенаправленности и проявления волевых качеств. Работы ребят получились яркими, интересными, не похожими друг на друга. В них ученики с любовью и искренним интересом рассказали о судьбах своих прабабушек или прадедушек, причем постарались изложить материал грамотно, связно, развернуто. Все это говорит о том, что предложенная тема им небезразлична и близка. Выполняя творческую работу, учащиеся с помощью взрослых искали нужную информацию, обрабатывали ее; таким образом формировалось умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, оценивать результаты своего труда. Работы для ребят ценны еще и тем, что они выполнены совместно с родителями. Организация работы с родителями по изучению краеведения очень трудна, учитывая контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VII вида, но имеет важное значение: любая работа, выполненная ребенком совместно со своими родителями, тем более, если семья неблагополучная, ценится им выше, чем самостоятельная работа или работа, выполненная с помощью учителя.

Внеклассная деятельность с включением краеведческого материала повысила уровень познавательной активности учащихся. Рассказ о судьбах людей, которые выросли на той же земле, где теперь живут сами школьники, об их подвигах на фронтах Великой Отечественной войны вызвал эмоциональный отклик учащихся, благодаря чему повысился уровень произвольного внимания, школьники осознанно воспринимали данный материал.

Таким образом, по результатам  наблюдений за деятельностью учащихся во внеурочное время можно сделать  вывод о том, что включение  краеведческого материала во внеклассную работу способствовало повышению качества краеведческих знаний учащихся с ЗПР, формированию у них устойчивого интереса к краеведению, развитию коммуникативных умений. Изучаемые темы вызывали эмоциональный отклик ребят, они активно общались, проявляли свое личное отношение к событиям, фактам, поступкам героев.

2 этап: открытое  анкетирование с выполнением  заданий, направленных на выявление наличия конкретных знаний школьников об истории и достопримечательностях родного края в условиях выбора правильного ответа из трех возможных. На этом этапе учащимся была предложена анкета с теми же вопросами и заданиями, как в констатирующем эксперименте, т.е. в анкету входили 7 вопросов, позволяющих определить уровень краеведческих знаний. Инструкция по заполнению анкеты осталась прежней. Ответы учащихся на вопросы оценивались по тем же критериям, что и в констатирующем эксперименте (Результаты исследования представлены в табл.4).

Таблица 4.

Уровень краеведческих  знаний учащихся после обучающего эксперимента

Участники эксперимента

Серии заданий

Сумма баллов

Уровень знаний

№1

№2

№3

1

2

3

1

2

1

2

1. Марина С.

3

2

3

8

8

20

5

51

III

2. Виктор П.

2

2

5

8

6

8

3

32

II

3. Карина М.

3

2

3

8

8

20

5

54

III

4. Даниил С. 

2

2

8

5

5

5

3

24

I

5. Евгений Д.

3

2

2

6

7

12

5

40

II

6. Сергей К. 

3

2

5

4

2

8

5

28

II

7. Иван С.

3

2

4

6

5

19

5

45

II

8. Ольга А.

3

2

5

8

8

20

7

53

III

9. Полина Д. 

3

2

5

4

6

12

3

35

II

10.Ренат С.

3

2

5

8

8

20

5

51

III


      Из таблицы 4 видно, что высокий уровень краеведческих знаний обнаружили 4 учащихся, средний уровень - 5 учащихся, низкий уровень - 1 учащийся.

Для сравнения результаты констатирующего и обучающего экспериментов  отразим в диаграммах.

Диаграммы показывают, что уровень  краеведческих знаний учащихся повысился. Если в констатирующем эксперименте у 6 учащихся был низкий уровень краеведческих знаний (60%), у 4 учащихся - средний уровень знаний (40%), то после проведения обучающего эксперимента только 1 учащийся (10%) показал низкий уровень знаний, остальные участники эксперимента обнаружили повышение уровня краеведческих знаний: у 5 учеников - с низкого до среднего (50%), у остальных 4 учащихся - до высокого (40%).

Рассмотрим подробнее  результаты исследования. Количество баллов после обучающего эксперимента значительно увеличилось у всех участников эксперимента: у Марины С. – на 20баллов, Виктора П. - на 15баллов, Карины М. - на 36 баллов, Даниила С. - на 5 баллов, Евгения Д. – на 14 баллов, Сергея К. – на 3 балла, Ивана С. – на 30 баллов, Ольги А. – на 28 баллов, Полины Д. - на 18 баллов, Рената С. - на 25 баллов. В своих ответах учащиеся назвали больше достопримечательностей поселка с точным их названием, а не просто указали место расположения памятника, перечислили большее количество улиц. Хотя в ответах у некоторых учащихся встречаются подмены исторических фактов. Например, Серова, чье имя носит одна из улиц поселка, учащиеся относят к землякам-героям.

Во время проведения обучающего эксперимента учащиеся увлеченно  работали по теме «Я и моя семья». 8 детей отлично справились с данной работой: нарисовали древо своей семьи, написали о каждом члене своей семьи, принесли фотографии и организовали выставку, но 2 человека (Виктор П. и Даниил С.) не смогли выполнить всю работу, затруднения вызвало заполнение древа.

Анализ анкеты так  же показал увеличение количества баллов, набранных учениками за ответы: на 50% - у Марины С. А Виктор П., Карина М.; Ольга А., и Ренат С. справились отлично и ответили на все поставленные вопросы анкеты. 3 учащихся – Даниил С., Иван С. и Евгений Д. - допустили незначительные ошибки и получили по 6 баллов из 8. На вопросы: «Кто основал наш поселок? Когда был основан?» не смогли ответить Сергей К. и Полина Д.

В анкете «Дети нашего края в годы Великой Отечественной  войны» тоже увеличилось количество баллов у более 50% учащихся. Практически  все учащиеся в анкете №2 написали имена своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и оборонных работ, тогда как в констатирующем эксперименте только 5 из 10 учащихся назвали имена и фамилии своих прабабушек и прадедушек. Ответ на этот вопрос дети смогли дать благодаря организованной работе с семьей. Все, за исключением одного человека, правильно ответили, что военные действия на территории района проходили, и жители поселка помогали в тылу.

Выполнение третьей  серии заданий, в которой ученикам требовалось подписать названия изображенных на карточках наиболее известных достопримечательностей Эммаусса, не вызвало затруднения. 5 учащихся выполнили работу – на 100%, 3 учащихся – на 50%. Даниил С. (5 баллов) и Виктор П. (8 баллов) допустили ошибки, не смогли подписать все достопримечательности.

Повышение уровня краеведческих  знаний объясняется проведенной  серией внеклассных мероприятий  по краеведению. Ребята, выполняя задания, смогли припомнить и воспроизвести знания, полученные на краеведческих занятиях. Конечно, учащиеся не называют всех объектов, названий, фамилий - это и невозможно, учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, но можно отметить положительную динамику развития их знаний. Если в констатирующем эксперименте школьники не знали год основания и имена основателей поселка, то после занятий по краеведению они отвечали правильно на все поставленные вопросы. Их заинтересовало то, к чему они раньше не проявляли интереса.

Таким образом, по результатам  проведенного исследования можно сделать следующие выводы: состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР обусловлено не только психофизическими особенностями детей, но и состоянием работы по данному направлению. Включение материала о родном крае во внеклассную работу, возможность привлечения семей учащихся к краеведческой работе способствуют повышению уровня краеведческих знаний и воспитанию интереса учащихся к дальнейшему их изучению.

 

3.3. Методические  рекомендации по формированию  краеведческих

 знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

     Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.

1.В настоящее время  действующие в специальных (коррекционных)  школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех компонентов знаний учащихся - федерального, регионального и школьного. Такой подход ориентирует учителей на широкое применение краеведческого материала при изучении различных учебных дисциплин, в том числе и при изучении предмета ознакомление с окружающим миром. С другой стороны, программы по краеведению в младших классах специальных (коррекционных) школ VII вида для многих регионов России отсутствуют, поэтому учителю необходимо разработать свое тематическое планирование краеведческих занятий, включенных в учебно-воспитательный процесс (вариант тематического планирования представлен в приложении 1). В тематическом планировании надо продумать, как в программные темы интегрировать краеведческий материал.

Обучающий эксперимент  показал, что включать краеведческий  материал во внеклассную работу необходимо, потому что для учащихся с ЗПР  такой материал является более привлекательным, наглядным и доступным; он позволяет  комплексно решать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Включение краеведческого материала во внеклассную деятельность позволяет сделать процесс обучения и воспитания практико-ориентированным: учащиеся с ЗПР активно осваивают пространства родного края, учатся ориентироваться в нем, представлять проблемы его жителей, использовать историко-культурный потенциал края. Кроме того, использование краеведческого материала во внеклассной работе способствует стимуляции положительных мотивов учебной и воспитательной деятельности.

2. Включение краеведческого материала в процесс обучения и воспитания школьников с ЗПР предполагает тесную взаимосвязь учебной и внеклассной работы. Исходя из этого положения, учителю и воспитателю необходимо продумать систему внеклассной работы с включением краеведческого материала, согласуя внеклассную деятельность и учебную.

Изучение прошлого и  настоящего своего края - одно из наиболее интересных, доступных и значимых для учащихся специальной (коррекционной) школы направлений внеклассной  работы. Внеклассная краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Краеведческая работа предполагает участие школьников в различных видах деятельности: они читают рекомендуемую учителем краеведческую литературу, участвуют в экскурсиях по местам исторических событий, знакомятся с архитектурными памятниками и музейными экспонатами; результаты такой деятельности оформляются в виде фотовыставок, стенгазет, сочинений и используются в дальнейшем учебно-воспитательном процессе (Петрова 2003). Учителем могут быть использованы разнообразные формы краеведческой работы: уроки мужества, конкурсы рисунков, фестивали военной, народной песни, викторины, военно-спортивная игра «Зарница», праздник народных игр, встречи с героями и участниками войны, изготовление сувениров и подарков участникам войны, праздники, посвященные памятным датам и другие.

Исходя из результатов  обучающего эксперимента, можно отметить, что во внеклассной работе создаются большие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений учащихся специальной (коррекционной) школы в процессе выполнения ими разнообразных видов заданий репродуктивного и творческого характера (тематические рисунки, устные сообщения, письменные отзывы об экскурсиях). На внеклассных краеведческих мероприятиях развиваются умения, которые успешно могут быть применены на уроках для прочного и осознанного усвоения содержания учебного материала. Все это приобретает особое значение в условиях специальной (коррекционной) школы.

3. Работа по краеведению  должна вестись комплексно, сочетая  систематическое включение краеведческого  материала в уроки, особенно  ознакомления с окружающим миром, и внеклассную работу. Только систематическое использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе поможет сформировать у учащихся с ЗПР целостную систему представлений о родном крае, поможет избежать фрагментарности краеведческих знаний. Формируя комплекс краеведческих знаний у школьников с ЗПР, мы формируем историческое сознание, воспитываем любовь к родной земле, ответственность за её судьбу.

Информация о работе Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе