Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

Этап 2. Повторение

Этап 3. Групповой  коллаж «Сказочный аквариум»

Этап 4. Чтение сказки «Подводный бал»

Этап 5. Игра-драматизация по сказке «Подводный бал»

Этап 6. Резюмирование

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 7. Разговор по телефону

Задачи:

Моделирование социальных ситуаций и способов поведения.

Развитие  умения слушать другого.

Развитие  пространственного мышления, зрительного  восприятия.

Стимулирование  творческого воображения.

Изменение ригидных, деконструктивных моделей самовыражения.

Развитие  способности выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебный лепесток»

Этап 2. Дидактическая  игра «Разговор по телефону»

Этап 3. Чтение сказок с последующим кратким  обсуждением

Этап 4. Анализ сказок

Этап 5. Игра-драматизация по сказке

Этап 6. Упражнение «Ласковый дождик»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Волшебный лепесток»

 

Занятие 8. Три поросенка

Задачи:

Обучение  адекватным формам поведения в проблемных ситуациях: социально-бытовых и микросоциальных.

Актуализация  чувства страха.

Регулирование эмоционального состояния.

Накопление  положительного эмоционального опыта.

Развитие  мотивации на принятие и поддержку другого.

Развитие  пространственного и зрительного  восприятия.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Лабиринт»

Этап 2. Игра «Волчьи  игры»

Этап 3. Рассказывание  сказки «Три поросенка»

Этап 4. Драматизация сказки «Три поросенка»

Этап 5. Дидактическая  игра «Три поросенка»

Этап 6. Рисование  «Смешной страх»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Лабиринт»

 

Занятие 9. Жил-был заяц.

  Задачи:

Развитие практического мышления.

Формирование  навыков самостоятельности.

Моделирование социальных ситуаций и способов поведения.

Закрепление знания цифр и счета (прямой, обратный) в пределах 10.

Открытие  внутренних ресурсов. 
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Лошадки»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Как зайчик в школу пошел»

Этап 3. Анализ сказки

Этап 4. Драматизация сказки «Как зайчик в школу пошел» с элементами дидактической игры

Этап 5. Игра «Волшебные кляксы»

Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Лошадки»

 

Занятие 10. Почини одеяло

Задачи:

Коррекция и  развитие пространственного мышления, моторики рук и сенсорно-перцептивной сферы.

Снятие психомышечного напряжения.

Осознание детьми своих желаний, их направленности.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Зеркало»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Буратино и Мальвина»

Этап 3. Анализ сказки

Этап 4. Драматизация сказки «Буратино и Мальвина»  с элементами дидактической игры

Этап 5. Игра «Волшебные рисунки»

Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Зеркало»

 

Занятие 11. Гусята     

Задачи:

Расширение  представления об эмоциях.

Развитие  навыков самообслуживания.

Обучение  взаимодействию с другими людьми.

Создание  эмоционального комфорта в группе. 
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Улыбка»

Этап 2. Рассказывание сказки «Про гусят».

Этап 3. Этюды  «Гусята гуляют», «Снежинки», «Гусята  загрустили»

Этап 4. Дидактическая  игра «Наденем сапожки»

Этап 5. Игра «Скажи доброе слово»

Этап 6. Упражнение «Весело»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Улыбка».

 

Занятие 12.  Волшебный камешек

Задачи:

Обучение  позитивным способам разрешения гнева.

Стабилизация  нервных процессов.

Развитие  саморегуляции.

Повышение внимания друг к другу. 
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек»

Этап 2. Чтение сказки «Волшебный камешек»

Этап 3. Анализ сказки

Этап 4. Драматизация сказки «Волшебный камешек»

Этап 5. Игра «Шариковая груша»

Этап 6. Дидактическая  игра «Мальчики»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение «Волшебный камешек»

 

Занятие 13. Медведь – липовая нога

Задачи:

Развитие  умения соблюдать общепринятые нормы 
в отношениях между людьми.

Коррекция нежелательных  черт характера и поведения.

Создание  возможностей для самовыражения.

Обогащение  пассивного и активного словаря детей.

Развитие  психических процессов.

Снятие  эмоционально-психического  и  телесногонапряжения.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Змейка»

Этап 2. Этюд «Наглец»

Этап 3. Анализ этюда

Этап 4. Рассказывание  сказки «Медведь — липовая нога»

Этап 5. Драматизация сказки «Медведь — липовая нога»

Этап 6. Игра «Веселые медвежата»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Змейка»

 

Занятие 14. Путешествие паровозика (часть 1)

Задачи:

Обучение  произвольному проявлению чувств.

Развитие  сенсорно-перцептивной сферы.

Формирование  помогающего поведения.

Активизация и обогащение словарного запаса.

Развитие  чувственно-двигательной координации.

Развитие  познавательного интереса.

Освоение  окружающей действительности.

Накопление  положительного эмоционального опыта. 
Этап I. Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Путешествие паровозика»

Этап 3. Коллаж «Вагончики к паровозику»

Этап 4. Игра «Паровоз»-1

Этап 5. Психодинамическая  медитация «Зверюшки»

Этап 6. Игра «Паровоз»-2

Этап 7. Ритуал «выхода». Релаксационное упражнение «Аленький цветочек»

 

Занятие 15. Путешествие паровозика (часть 2)

Задачи:

Обучение  произвольному проявлению чувств.

Развитие  сенсорно-перцептивной сферы.

Формирование  помогающего поведения.

Активизация и обогащение словарного запаса.

Развитие  чувственно-двигательной координации.

Развитие  познавательного интереса.

Освоение  окружающей действительности.

Накопление  положительного эмоционального опыта. 
Этап I. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Орешки»

Этап 2. Игра «На  полянке» и/или психогимнастика  «Бабочка»

 Этап 3. Психодинамическая  медитация «Цветы» 

Этап 4. . Игра «Змейка»

Этап 5. Психогимнастика  «Солнышко». Гимнастика для глаз

Этап 6. . Рисование (коллаж) под музыку на тему: «Море  и солнце»

Этап 7.  Обсуждение занятия

Этап 8. Ритуал «выхода». Релаксационное упражнение «Аленький цветочек»

 

Занятие 16. Колобок

Задачи:

Формирование  сенсорных эталонов формы, величины, цвета, развитие тактильной чувствительности рук.

Формирование  представлений о тесте и о том, что из него можно вылепить.

Развитие  мелкой  моторики рук и  координации  движений (смешивать ингредиенты, мять, отрывать, раскатывать тесто, лепить из него фигурки и т. д.).

Развитие  речи.

Развитие  познавательного интереса.

Развитие  познавательных процессов.

Развитие  эстетического вкуса.

Воспитание  аккуратности в работе.

Снятие напряжения, успокоение,  расслабление, энергетическая подзарядка.

Совершенствование коммуникативных навыков.

Развитие  творческого потенциала.

Обогащение    положительного    эмоционального опыта.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку-Упражнение «Волшебная палочка»

Этап 2. Психомедитация «Волшебный лужок»

Этап 3. Повторение сказки «Колобок»

Этап 4. Лепка  сказочного героя (Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса)

Этап 5. Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Этап 6. Психогимнастические  упражнения  «Медвежата», «Лисята», «Волчата», «Зайчата».

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Волшебная палочка»

 

Занятие 17. Злость

Задачи:

Обучение  позитивным способам разрешения гнева.

Стабилизация нервных процессов.

Развитие  саморегуляции.

Расширение  представления детей об эмоциях.

Развитие  умения различать эмоциональные  ощущения и связанные с ними физические состояния.

Сплочение группы.

Развитие  творческих способностей. 
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение «Волшебное покрывало»

Этап 2.  Знакомство со слугой-чувством Злость

Этап 3. Игра «Закончи сказку»

Этап 4. Интеграция

Этап 5. Резюмирование

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Волшебное покрывало»

  

  Занятие 18. Школа доброты

  Задачи:

Обогащать представление  детей о «вежливых» словах, употребляемых  в общении,  продолжать  знакомить  с правилами их использования.

Развивать произвольное  внимание, зрительную память, активизировать речевое общения,  мелкую моторику в ходе выполнения заданий и упражнений.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и сверстникам.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Давайте порадуемся» 

Этап 2.  Упражнение «Вежливые слова», Игра «Доскажи словечко» 

Этап 3.  Физкультминутка «Секрет»

Этап 4.  Игра «добрый,  злой» 

Этап 5. Выход. Упражнение «Комплимент».

 

 

 

 




Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом