Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

Воздушный поцелуй.

Кукла благодарит детей.

Молодцы ребята, вы очень  старательные.

 Воспитанный человек  всегда вежливый.  Много есть  вежливых слов для разных случаев, не забывайте их говорить, они как волшебные ключики отворяют любые двери и люди с удовольствием исполняют просьбы.

А сейчас немножко отдохнем и потанцуем.

 

Физкультминутка  «Секрет»

 

 урок «доброты»

 Воспитатель: На этом уроке мы поговорим про добрые дела и поступки.

    • Про какого человека можно сказать, что он добрый?

(про того кто делает  добро людям, заботится о других  людях, приходит на помощь другим, никогда не смеется над чужим  горем)

  • Если говорят, что человек злой - какой он? (он поступает плохо, делает вред людям, смеётся над бедой другого человека, не приходит на помощь даже если может)
    • Дети мы много читали сказки? (ответы детей), каких добрых персонажей сказок вы знаете?
    • А злые герои  в сказках бывают? Кто они? 

Игра «добрый,  злой» 

Цель: закрепить и конкретизировать представления детей о понятии  добра и зла, подвести детей к  выводу о том, что вежливые слова  помогают людям в общении.

( если герой  злой, дети поднимают карточку(красного  цвета) если герой  добрый  карточку (красного цвета)

3лые герои: (змей Горыныч,  Карабас Барабас, Баба Яга,  Кощей Бессмертный).

Добрые герои: (волшебники, феи, Красная Шапочка, Буратино, Золотая рыбка,  Цветик-семицветик, Волшебная палочка, Скатерть-самобранка, Старик Хоттабыч)

Молодцы, ребята, все мы разные и это здорово. Сколько в нашей группе ребят, столько и характеров. 

Кукла благодарит детей.

Воспитанный ребенок должен уметь быть  вежливым и терпеливым, благородным и добрым, уметь прощать, и у него обязательно  доброе сердце.

Мы  можем совершить доброе дело, подарить принцессе Маше    чувство  – любовь.   Расскажите Маше кого вы любите?

 Ответы детей: «Родителей. Дедушку и бабушку, близких…»

Воспитатель: «А где живет любовь? Как вы думаете?»

Ответы детей: «Любовь живет у нас в сердце!»

Воспитатель: «Да, верно! Так поделитесь частью своего тепла, подарите любовь принцессе Маше и ее семье,  чтобы они жили долго и счастливо,

вылепим  для них  из цветного теста, сувениры в виде сердца»

 (Дети за столами,  из цветного теста  лепят  сувениры в виде сердца, жестами показывают, как они отдают любовь из сердца жителям волшебной страны) каждый ребёнок отдает сувенир кукле Маше, и говорит  свое пожелания.Маша, я желаю тебе:(не забывать здороваться, т.д)

Воспитатель: Любовь позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Будьте  внимательными к окружающим и совершайте добрые поступки и люди будут уважать вас. 

(кукла благодарит  детей, за все, чему ее научили, теперь она  всегда будет воспитанной,  говорить вежливые слова, совершать только добрые дела и поступки, прощается с каждым ребенком за руку)

 

Заключительная часть.

- А  сейчас давайте сядем на коврик  в круг, возьмемся за руки и вспомним, о чем же мы сегодня говорили. А что вам больше всего понравилось?  А какое хорошее дело мы с вами сделали? (ответы детей)

Будьте вежливыми и чуткими, делайте добрые дела, у вас всегда будет много друзей.

Рефлексия (подведение итогов на доске).

Дети если вам  наше путешествие в волшебную страну понравилось, возьмите весёлую пиктограмму  и прикрепите ее на доску, а если было трудно  и грустно возьмите - грустную пиктограмму и тоже прикрепите ее на доску.

Я рада, что вы все такие веселые добрые и воспитанные, надеюсь что сегодня и всегда будете говорить вежливые слова,  делать только добрые дела близким, друзьям и всем людям. Я хочу вас наградить вот такими медалями, которые будут напоминать вам о нашем занятии (вручаю медали).

Пора возвращаться в группу. Беритесь за руки и улыбнитесь друг другу, закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: «Чудесная волшебная сила помоги в детей  нас преврати» (дети снимают колпачки).

 

Очень хочется, чтобы  сегодня каждый для себя решил, что отношения между людьми во многом зависят от культуры воспитания и поведения, умения помочь себе и другим в трудной ситуации. Я горжусь вами, вы не только знаете вежливые слова, но и помогаете другим, кто в этом нуждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

Игры для формирования навыков общения

у детей с нарушениями опорно-двигательного

аппарата

 

Игра «Добрый ручеек»

Цель. Актуализация эмоций, развитие адекватных форм проявлений эмоций, учить понимать состояние другого.

Оборудование:

Описание игры: Дети становятся в круг. Все они – цветы, один – ручеек. Каждый цветок рассказывает ручейку любую свою обиду, а ручеек должен успокоить его. Например, цветок говорит: «Ветерок оторвал мой красивый лепесток». Ручеек отвечает: «Не плачь, я попрошу солнышка согреть твои корешки, а дождя – напоить тебя капельками и тогда у тебя вырастет новый лепесток». Как только ручеек успокоит цветка, он становится в круг на его место, а цветочек становится ручейком.

 

Игра «Сердечко Честности»

Цель. Воспитывать чувство единства, желание соблюдать моральные нормы.

Оборудование: фломастеры разного цвета

Описание игры: Дети становятся в круг и получают по цветному фломастеру. Воспитатель дает одному из детей вырезанное из картона «Сердечко Честности», разделенное на ячейки по количеству детей в группе. Тот, кто получил сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а потом закрашивает одну ячейку фломастером. Затем сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное «Сердечко Честности».

 

Игра «Добрый дождик»

Цель. Воспитывать у детей желание делать добро ближнему; укреплять доверительные отношения между детьми и родителями.

 Оборудование: музыка, чашечка с водой.

Описание игры: Дети садятся в круг. Все они – «хорошие капли». В центре – «Мама Туча». Этому ребенку дается чашечка с «волшебной водой доброты». Включается веселая музыка, и все «капельки» танцуют, кружатся вокруг «Мамы Тучи». Когда мелодия обрывается, все «капельки» замирают, а «Мама Туча» брызжет водой из чашечки поочередно на каждого ребенка в кругу и спрашивает «капелек», кому они помогли. После того, как все «капельки» сообщат о своих делах, «Мама Туча» должна повторить все, что рассказали ей «капельки».

 

 

Игра «Добрый лесник»

Цель. Воспитывать у детей желание помогать ближнему, развивать воображение, создать атмосферу доверия.

Описание игры: Дети становятся в круг. Все они – разные лесные жители. Один ребенок – «лесник». Каждый ребенок по очереди называет себя и просит «лесника» ему помочь в той или иной ситуации. Например, «Помоги мне, мои веточки сломанные». Лесник подходит к дереву и жестами показывает, как он ему поможет. Остальные дети должны отгадать, что «лесник» сделал для деревца. Затем дети меняются ролями («Лесник» и тот, кому он помогал.)

 

Игра «Тень»

Цель. Развивать наблюдательность, внутреннюю свободу.

 Описание игры: Взрослый – «странник», ребенок – «тень». 
Путешественник идет через поле, а за ним, на два-три шага позади, его «тень», которая пытается скопировать движения путешественника. Потом меняются ролями.

 

Игра «Телефон»

Цель. Развивать восприятие, создание чувства доверия.

 Описание игры: В группе выбирается один ведущий. Вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ведущий подходит к кому-нибудь и тайком от других показывает какую-нибудь позу. Ведущий отворачивается и отходит в сторону. Затем ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую сам увидел. Когда все дети покажут друг другу позу, они встают лицом в круг. Ведущий становится в свою позу, а тот, кто был последним – в свою. Первая и последняя позы сравниваются.

 

Игра «Фотография»

Цель. Создать атмосферу доверия. Развивать память, наблюдательность. Описание игры: Играют в парах. Ведущий принимает какую-нибудь неподвижную позу и говорит: «Внимание! Снимаю!». Необходимо воспроизвести ту позу, что увидел. Потом меняются ролями.

 

Игра «Стекло»

Цель. Развивать коммуникативные способности.

 Описание игры: Игра в парах. Игроки садятся напротив друг друга. Надо представить, что между ними толстое стекло. Друг другу невербально (мимикой, жестами, без слов) передают информацию.

На улице холодно, ты забыл надеть шапку.

Иди домой – уже  поздно.

Скоро очень интересные мультфильмы.

Скоро обед, иди кушать.

Вынеси мне стакан воды.

Игра «Спрячь киндера в пещеру»

Цель. Развивать коммуникативные способности, глазомер.

Оборудование. Игрушка из киндер-сюрприза на каждую пару детей, нить и лента, баклажка («пещера») с отрезанным горлышком на пару детей.

Описание игры: Игра в парах. К животному (киндер-сюрприз) привязывается нитка. Второй конец нити крепится к середине ленты, которую держит пара. Надо опустить киндера в «пещеру».

 

Игра «Золушка»

Цель. Развивать коммуникативные способности, мелкую моторику.

Оборудование. 3 тарелки, горох, фасоль.

Описание игры: Игра подгруппами. Ведущий смешивает на столе вместе горох с фасолью. Игроки стараются как можно быстрее разобрать их на две отдельные кучки. Выигрывает тот, кто справится с этой задачей быстрее.

 

Игра «Веселый мячик»

Цель. Создать атмосферу доверия. Развивать чувство единства.

Оборудование. Мячик.

Описание игры: Дети и взрослые становятся в круг и под музыкальное сопровождение передают друг другу мячик, который говорит:

Ты катись, веселый мячик, 
Быстро-быстро по рукам. 
У кого веселый мячик, 
Тот танцует гопака.

У кого на последнем слове речи в руках будет мячик, тот становится в центр круга и танцует (в паре с родителями).

 

Игра «Не шевелись»

Цель. Учить чувствовать и понимать друг друга.

Описание игры:Играют в парах. Хлопают в ладоши друг с другом под стихотворение. Потом не двигаются, пока кто-то первый не шелохнется (засмеется).

Раз, два, три, четыре, 
Мы сидели на квартире, 
Чай пили, чашки били, 
По-турецки говорили: 
- Чаби-чаляби-чаляби-чаби-чаби. 
Мы набрали в рот воды 
И сказали всем замри. 
А кто первый шелохнется, 
Тот выходит из игры.

 

Игра «Прогноз погоды»

Цель. Создать атмосферу доверия. Снятие напряженности.

Описание игры: Дети стоят перед родителями. Родители делают массаж. 
«Дождь» – постукивают по спине кончиками пальцев. 
«Град пошел» – сильнее постукивают кончиками пальцев. 
«Гром и молния» – ребром ладони трут по спине. 
«Тайфун» – кулачком не очень сильно стучат по спине. 
«Землетрясение» – трясут за плечи. 
«Солнце» – мягкое поглаживание по спине. 
- Приятно ли вам было, дети? (Ответы). 
Когда тебе сделали приятно старайся ответить людям тем же. 
(Дети делают массаж родителям.)

 

Игра «Улыбка по кругу»

Цель. Создать атмосферу доверия. Снятие напряженности.

Описание игры: Дети стоят перед родителями в кругу, взявшись за руки. Ведущий улыбается взрослому справа, берет «улыбку» в соединенные ладони и бережно «передает» ее взрослому, который в свою очередь «передает улыбку» ребенку, что стоит рядом (справа), и так продолжается до тех пор, пока улыбка не вернется к ведущему.

 

Игра «Приветствие»

Цель. Дать ребенку и взрослому почувствовать свою принадлежность в группе, выразить свое настроение. Научить участников чувствовать близость, тепло другого.

Оборудование. Магнитофон, запись спокойной музыки, большой обруч.

(Звучит спокойная музыка).

Описание игры: Ведущий. «Здравствуйте! Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось 2 круга: одно – в середине – это обруч, второе – снаружи – это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я прикоснусь к тому, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и таким же образом прикоснется к своему соседу, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны. Замечательно! 
А сейчас мы с вами уже открыли глаза и будем жестами передавать друг другу воду, цветок, бабочку … Теперь погладьте щечку своего соседа. Здорово!».

 

Игра «Веселые клоуны»

Цель. Развивать мимику, чувство симпатии.

 Описание игры: Участники разбиваются на пары. «Веселый клоун» пытается рассмешить «несмеянок». Используется мимика, жесты, интонации, затем они меняются ролями.



 

 

1-Й ВАРИАНТ

Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с  мячом в руках. Ведущий бросает  мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом