Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36
Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку. Помощь взрослого – ситуативна.
Материалы, оборудование: Модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала; плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; геометрические фигуры разной формы.
Хронометраж: 5-8 мин.
Этап 5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»
Цель: Снятие психомышечного напряжени.
Содержание этапа: Под текст ведущего дети изображают маленького зайчика, медведя.
Материалы, оборудование: Текст психогимнастических этюдов.
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном фургоне, вспомнить, где они были, что делали. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.
Самоанализ
Занятия по сказке «Теремок» в дошкольной группе для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями воспитателя второй квалификационной категории Тригубович Т.С
Занятие по закреплению
ранее приобретенных
Форма организации детей на занятии - подгрупповая. Перед занятием была проведена предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций сказочных героев.)
Цель моего занятия: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива, совершенствование коммуникативных навыков.
Задачи:
Обогащать представление детей о способах адекватного
выражения
личных эмоциональных состояний. Способствовать
совершенствованию коммуникативных навыков.
Корректировать и развивать психомоторную сферу, активизировать речевое общения.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу способствовать сплочению детского коллектива.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Этап 2. Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Повторение сказки, закрепление последовательности событий.
Этап 3. Драматизация сказки «Теремок»
Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использование вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.
Этап 4. Дидактическая игра «Теремок»
Цель: Развитие познавательного интереса; закрепление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.
Этап 5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»
Цель: Снятие психомышечного напряжени.
Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Реализация задач достигалась
мною с помощью следующих методов:
практические (упражнения),
игровые (дидактическая игра доскажи словечка, дидактическая игра «Теремок», музыкально дидактическая игра.
словесные (рассказ, познавательная беседа); такие приемы как указание, пояснение, объяснение и педагогическая оценка.
В ходе занятия старалась осуществлять личностно-ориентированный подход: для создания ситуации успеха для детей были продуманы задания в соответствии с особенностями развития каждого ребенка, задавала вопросы поискового характера, после выполнения задания давалась положительная оценка каждому ребенку. В каждой части занятия была продумана смена поз детей, что исключало утомляемость. На протяжение всего занятия чередовались разнообразные виды деятельности, что позволило поддержать интерес к занятию и повысить активность, качество внимания у детей с особенностями психофизического развития,
Занятие было проведено
в форме игры - путешествия
и имело определенную
Заключительная часть занятия была проведена в форме игры «Волшебный фургон»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Теремок (Русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка! А ты кто?
А я лягушка-квакушка!
Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
А я зайчик-побегайчик.
Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
А я лисичка-сестричка.
— иди к нам жить:
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок — серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчйк.
Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
А я волчок — серый бочок.
Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке все и живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчйк.
Я, лисичка-сестричка.
Я, волчок— серый бочок. А ты кто?
А я медведь косолапый.
Иди к нам
жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:
Я лучше у вас на крыше буду жить.
Да ты нас раздавишь!
Нет, не раздавлю.
Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчйк, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Психогимнастика
Зайка
Маленький зайчик по имени Кролик. Всех нас смеяться заставил до колик, Прыгал за белкой, за уткой скакал; Лапкой тюльпан поднимал как бокал. Ах, как смешно его уши торчали, Мы хохотали, души в нем не чая, Но на опушке, заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
Медведь
Идет медведь,
Шумит в кустах,
Спускается в овраг
На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так.
Раз — нагнулся, два — нагнулся.
Лапы в сторону развел —
Видно, меду не нашел.
Мишка в улей влез и вот...
Каплет с лапы сладкий мед:
Кап, кап, кап, кап!
Приложение 6
Конспект комплексного занятия.
Тема «Школа доброты»
Задачи:
Образовательная: обогащать представление детей о «вежливых» словах, употребляемых в общении, продолжать знакомить с правилами их использования.
Коррекционно - развивающая задача: развивать произвольное внимание, зрительную память, активизировать речевое общения, мелкую моторику в ходе выполнения заданий и упражнений.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и сверстникам.
Материал: кукла Маша, колпачки, цветное тесто, пиктограммы, медали.
Ход занятия
Вводная часть. Воспитатель приветствует ребят.
Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть, а вы рады нашей встрече? Давайте порадуемся вместе.
Упражнение «давайте порадуемся» (дети, сидя на ковре, держатся за руки).
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
а также порадуемся улыбчивым лицам.
и всем кто живет на этой планете,
«Доброе утро!»- скажем все вместе.
«Доброе утро!»- маме и папе.
«Доброе утро!»- останется с нами.
Почувствовали, как сразу стало уютнее и теплее в комнате от наших улыбок и добрых слов? Стук в дверь, воспитатель вносит куклу.
Посмотрите какая к нам гостя красивая пожаловала. (Кукла на ушко воспитателю рассказывает почему пришла в гости к ребятам), ребята я вам расскажу почему кукла пришла к нам гости.
Основная часть (сидя на ковре).
В одной сказочной стране, где на берегу прекрасного моря стоит дворец, а нем живет правитель, который правил государством много лет, одно только огорчает правителя – его единственная дочь принцесса Маша. Она часто ссорилась и грубила, вежливых слов не говорила . Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Что надо сделать, чтобы принцесса Маша не ссорилась, не грубила и их семья жила долго и счастливо?»
Мудрецы долго совещались, и один самый старый мудрец сказал: «Отношения между людьми зависят от их культуры воспитания и поведения, умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал отправить принцессу Машу к нам в гости, чтобы мы научили принцессу Машу быть всегда вежливой и воспитанной, доброжелательной, а также совершать только добрые дела и поступки.
Поможем принцессе Волшебной страны и вспомним вместе, что знаем о вежливости и доброте.
Для этого приглашаю вас совершить путешествие в волшебную «Школу доброты», Маша будет внимательно слушать и запоминать.
Беритесь за руки
и улыбнитесь друг другу,
Первый урок «вежливости» ( на ковре)
Цель: закреплять в речи детей, разные слова приветствия.
Воспитатель: на этом уроке ребята, мы будем вспоминать, вежливые слова.
(ответы детей)
Воспитатель: При встречи люди всегда здороваются.
Если даже плохая погода пасмурно и сыро, нужно всё равно говорить: «доброе утро!»- и сразу станет теплее, радостнее.
Говоря «Здравствуйте» мы желаем друг другу здоровья и благополучия, чтобы весь день был радостным, светлым.
Давайте каждый из вас ребята поздоровается и познакомиться с принцессой Машей.(дети по кругу за ручку знакомятся и здороваются с принцессой Машей.)
- Здравствуй, меня зовут Маша.
- Доброе утро, меня зовут Захар.
Воспитанные дети произносят «вежливые» слова не только дома, но и в садике и на улице.
Кукла благодарит детей.
Молодцы, ребята много «вежливых» слов вы знаете. Еще поиграем и повеселимся?
Игра «Доскажи словечко»
Цель: уточнить представления детей о вежливых словах, обогащать знания детей о правилах вежливости.
(дети заканчивают, предложения вежливыми словами с волшебной палочкой)
А еще можно
здороваться не только словами,
(Кукла, здоровается с детьми жестами)
Воспитатель: Ребята, какими жестами можно поздороваться (ответы детей).