Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку. Помощь взрослого – ситуативна.

Материалы, оборудование: Модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала; плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; геометрические фигуры разной формы.

Хронометраж: 5-8 мин.

Этап 5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»

Цель: Снятие психомышечного напряжени.

Содержание  этапа: Под текст ведущего дети изображают маленького зайчика, медведя.

Материалы, оборудование: Текст психогимнастических этюдов.

Хронометраж: 3-4 мин.

    Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание  этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном фургоне, вспомнить, где они были, что делали. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

 Занятия  по сказке   «Теремок» в дошкольной группе для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями воспитателя второй квалификационной категории Тригубович Т.С

 

Занятие по закреплению  ранее приобретенных представлений, умений.

 Форма организации детей на занятии - подгрупповая.  Перед занятием была проведена предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций  сказочных героев.)

Цель моего занятия: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива, совершенствование коммуникативных навыков.

 

Задачи:

Обогащать представление  детей о способах адекватного выражения  
личных эмоциональных состояний. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков.

Корректировать  и  развивать  психомоторную сферу, активизировать речевое общения. 

Воспитывать доброжелательное отношение  друг к  другу способствовать сплочению детского коллектива.

 

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Этап 2. Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: Повторение сказки, закрепление последовательности событий.

Этап 3. Драматизация сказки «Теремок»

Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использование вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.

Этап 4. Дидактическая игра «Теремок»

Цель: Развитие познавательного интереса; закрепление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.

Этап 5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»

Цель: Снятие психомышечного напряжени.

 Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Реализация задач достигалась  мною с помощью следующих методов:    наглядные  методы (демонстрация картинок),  прием показ образца.

практические (упражнения),

игровые (дидактическая  игра доскажи словечка,  дидактическая  игра «Теремок», музыкально дидактическая игра.

словесные  (рассказ, познавательная беседа); такие приемы   как  указание, пояснение, объяснение и педагогическая оценка.

В ходе занятия  старалась  осуществлять  личностно-ориентированный  подход:  для создания ситуации успеха для детей  были продуманы задания в соответствии с особенностями развития каждого ребенка, задавала вопросы поискового характера, после  выполнения задания  давалась положительная оценка  каждому ребенку. В каждой части занятия  была продумана смена поз детей, что исключало утомляемость. На протяжение всего занятия чередовались  разнообразные  виды деятельности, что позволило поддержать интерес к занятию и повысить активность,  качество внимания  у детей с особенностями психофизического развития,

  Занятие было проведено  в форме  игры -  путешествия  и имело определенную логическую  направленность;  было построено  в соответствии с особенностями  и возможностями детей, выбирались  задания такого уровня, чтобы  они были  посильны, интересны и увлекательны для каждого ребенка. В занятии было 6 этапов. На протяжении всего занятия поддерживался доброжелательный стиль общения, который присутствовал на протяжении всего занятия.

Заключительная часть  занятия была проведена в форме  игры «Волшебный фургон»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Теремок (Русская народная сказка)

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и  стала в нем жить.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка!

Иди ко мне  жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам  жить!

Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет лисичка-сестричка. Постучала  в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

— иди к нам жить:

Забралась лисичка  в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал  волчок — серый бочок, заглянул в  дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчйк.

Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

А я волчок — серый бочок.

Иди к нам  жить!

Волк и  влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке все и живут, песни поют.

Вдруг идет мимо медведь  косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчйк.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок—  серый бочок. А ты кто?

А я медведь  косолапый.

Иди к нам  жить! 
Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:

Я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас  раздавишь!

Нет, не раздавлю.

Ну, так полезай!

Влез медведь  на крышу и только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчйк, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Все целы и невредимы.

Принялись они  бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

                     ПРИЛОЖЕНИЕ

Психогимнастика

Зайка

Маленький зайчик по имени Кролик. Всех нас смеяться заставил до колик, Прыгал за белкой, за уткой скакал; Лапкой тюльпан поднимал как бокал. Ах, как смешно его уши торчали, Мы хохотали, души в нем не чая, Но на опушке, заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

Медведь

Идет медведь,

Шумит в кустах,

Спускается  в овраг

На двух ногах, на двух руках,

Мы тоже можем  так.

Раз — нагнулся, два  — нагнулся.

Лапы в  сторону развел —

Видно, меду не нашел.

Мишка в улей влез и вот...

Каплет с  лапы сладкий мед:

Кап, кап, кап, кап!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Конспект  комплексного занятия.

Тема «Школа доброты»

Задачи:

Образовательная: обогащать  представление  детей о «вежливых» словах, употребляемых в общении,  продолжать  знакомить с правилами  их использования.

Коррекционно - развивающая  задача: развивать произвольное  внимание, зрительную память, активизировать речевое общения,  мелкую моторику в ходе выполнения заданий и упражнений.

Воспитательная: воспитывать  доброжелательное отношение к окружающим и сверстникам.

 

 

Материал:  кукла Маша, колпачки,  цветное тесто, пиктограммы, медали.

Ход занятия

 

Вводная часть. Воспитатель приветствует ребят. 

Здравствуйте  дорогие  ребята!  Я очень  рада вас видеть, а  вы рады нашей встрече?  Давайте  порадуемся вместе.

Упражнение «давайте порадуемся» (дети, сидя на ковре,  держатся за руки).

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

а также порадуемся улыбчивым  лицам.

и всем кто живет на этой планете,

«Доброе утро!»-  скажем все вместе.

«Доброе утро!»- маме и  папе.

«Доброе утро!»- останется с нами.

Почувствовали, как сразу  стало уютнее и теплее в комнате  от наших улыбок и добрых слов? Стук в дверь, воспитатель вносит куклу.

Посмотрите  какая  к нам гостя красивая пожаловала. (Кукла на ушко воспитателю рассказывает почему пришла в гости к ребятам), ребята  я вам расскажу почему кукла пришла к нам гости.

Основная часть (сидя на ковре).

В одной сказочной  стране, где на берегу прекрасного  моря стоит  дворец, а нем живет  правитель, который правил государством  много лет,  одно только огорчает   правителя – его единственная дочь принцесса Маша.   Она часто ссорилась и грубила, вежливых слов не говорила . Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Что надо сделать, чтобы принцесса Маша не ссорилась, не грубила  и их семья жила долго и счастливо?»

Мудрецы долго совещались, и один самый старый мудрец сказал: «Отношения между людьми зависят  от их культуры воспитания и  поведения, умения помочь себе и другим в трудных  ситуациях». Выслушал правитель мудреца  и приказал  отправить   принцессу Машу к нам  в гости, чтобы мы  научили принцессу Машу быть  всегда вежливой и воспитанной, доброжелательной, а также   совершать  только добрые дела и  поступки. 

  Поможем  принцессе   Волшебной страны и вспомним  вместе, что знаем о вежливости и доброте.

 Для этого  приглашаю  вас совершить путешествие в  волшебную  «Школу доброты», Маша  будет внимательно слушать и  запоминать.

  Беритесь за руки  и улыбнитесь друг другу, закройте  глаза и повторяйте за мной  волшебные слова: «Чудесная волшебная сила помоги в волшебников нас преврати»(детям надевают  колпачки волшебников)

Первый урок «вежливости» ( на ковре)

Цель: закреплять в речи детей, разные слова приветствия.

Воспитатель: на этом уроке ребята, мы будем вспоминать, вежливые слова.

  • Какие слова вы говорите когда встречаетесь?

(ответы детей)

 Воспитатель: При встречи люди всегда здороваются.

Если даже плохая погода  пасмурно и сыро,  нужно всё  равно говорить: «доброе утро!»- и  сразу станет теплее, радостнее.

Говоря «Здравствуйте»  мы желаем  друг другу здоровья и благополучия, чтобы весь день был радостным, светлым.

Давайте каждый из вас  ребята  поздоровается и познакомиться  с принцессой  Машей.(дети по кругу за ручку  знакомятся и здороваются с принцессой Машей.)

  -   Здравствуй, меня зовут Маша.

  -   Доброе утро, меня зовут Захар.

  • Какие слова вы говорите когда прощаетесь?(ответы детей)

 Воспитанные дети  произносят «вежливые» слова  не только дома, но и в садике  и на улице.

Кукла благодарит детей.

 Молодцы, ребята  много  «вежливых» слов вы знаете. Еще поиграем и повеселимся?

 Игра «Доскажи словечко»

Цель: уточнить представления детей о вежливых словах, обогащать знания детей о правилах вежливости.

(дети заканчивают, предложения вежливыми словами с волшебной палочкой)

  • Растает даже глыба от теплого (спасибо)
  • Зазеленеет даже пень, когда услышит (добрый день)
  • Для прощания и встречи много есть различных слов: (добрый день т.д)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит при встречи (здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости говорим (простите,  пожалуйста)
  • И во Франции и в Дании  на прощания говорят (до свидания)
  • Если больше есть не в силах, скажем мамам мы (спасибо)

    А еще можно  здороваться не только словами,  но и жестами.

(Кукла, здоровается  с детьми жестами)

Воспитатель: Ребята, какими жестами можно поздороваться (ответы детей).

  • Помахать рукой,
  • Кивнуть головой,
  • Обнять друг друга,
  • Взяться за руки,
  • Хлопнуть в ладоши,

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом