Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36
Таблица 2 -
Уровень коммуникативных
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень речевой коммуникации |
1. |
Кристина В. |
2,1 |
Средний |
2. |
Катя Б. |
1,7 |
Низкий |
3. |
Лиза Б. |
1,4 |
Низкий |
4. |
Захар Р. |
2 |
Средний |
5. |
Мария К. |
1,1 |
Низкий |
6. |
Никита К. |
1,2 |
Низкий |
Анализ представленных в таблице 2 результатов, позволяет нам сделать следующий вывод: четверо детей имеют низкий уровень речевой коммуникации; 2 ребенка имеют средний уровень речевой коммуникации.
Для изучения уровня связной речи используется методика «Пересказ текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему сказку «Белка».
Пересказы детей записывались и анализировались по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, лексика, грамматика, правильность речи, примечание.
Каждый показатель оценивался отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.
Протоколы обследования каждого ребенка представлены в приложении 4.
Таблица 3 -
Уровень воспроизведения
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень воспроизведения текста |
1. |
Кристина К. |
7 |
Средний |
2. |
Катя Б. |
3 |
Низкий |
3. |
Лиза Б. |
7 |
Средний |
4. |
Захар Р. |
6 |
Средний |
5. |
Мария К. |
3 |
низкий |
6. |
Никита К |
3 |
низкий |
Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что у 3 детей низкий уровень воспроизведения текста; у 3 детей средний уровень воспроизведения текста и ни у одного ребенка нет высокого уровня воспроизведения текста.
Проанализировав полученные
результаты, можно сделать вывод
о том, что у большинства детей
плохо сформирован уровень
Для оценки эффективности
разработанной программы
Представим полученные результаты и проведем их сравнительный анализ.
Таблица 4 -
Уровень коммуникативных
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень речевой коммуникации |
1. |
Кристина В. |
2,5 |
Высокий |
2. |
Катя Б. |
2 |
Средний |
3. |
Лиза Б. |
1,4 |
Низкий |
4. |
Захар Р. |
2 |
Средний |
5. |
Мария К. |
1,1 |
Низкий |
6. |
Никита К. |
1,2 |
Низкий |
Анализ представленных в таблице 4 результатов, позволяет нам сделать следующий вывод: трое детей имеют низкий уровень речевой коммуникации; 1 ребенок имеют средний уровень речевой коммуникации и 1 ребенок имеет высокий уровень речевой коммуникации.
В таблице 5 представлены сводные результаты изучения связной речи детей.
Таблица 5 -
Уровень воспроизведения
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень воспроизведения текста |
1. |
Кристина К. |
8 |
Высокий |
2. |
Катя Б. |
4 |
средний |
3. |
Лиза Б. |
7 |
средний |
4. |
Захар Р. |
6 |
Средний |
5. |
Мария К. |
3 |
Низкий |
6. |
Никита К |
3 |
низкий |
Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что у 2 детей низкий уровень воспроизведения текста; у 3 детей средний уровень воспроизведения текста и у одного ребенка высокий уровень воспроизведения текста. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что существует незначительная положительная динамика в развитии коммуникативных умений и навыков детей. Наглядно данную динамику можно представить в виде диаграмм (Рис. 1, рис.2).
Рисунок 1. Динамика развития коммуникативных умений у детей ( в кол-ве человек)
Рисунок 2. Динамика развития связной речи у детей (в кол-ве человек)
Выводы по второй главе
В главе представлено описание разработанной нами программы формирования коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с ДЦП «Я – говорю, Мы -- говорим»
Анализ динамики развития коммуникативных умений и навыков осуществлялся в процессе сравнения результатов исследования уровня развития коммуникативных умений и навыков у детей до их участия в программе и по результатам их участия в программе. Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Изучение уровня речевой коммуникации детей с ДЦП», «Изучение уровня связанной речи детей с ДЦП». На первом этапе (до начала работы с детьми по программе) было выявлено, что дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога.
Сравнительный анализ результатов перового и итогового диагностического среза позволил зафиксировать положительную динамику в развитии коммуникативных умений и навыков у детей, принимавших участие в эксперименте.
Полученные результаты, позволили нам сделать вывод об эффективности разработанных игровых занятий. Они позволили восполнить, обогатить представления детей о социальных взаимосвязях окружающего мира, о возможных и наиболее правильных путях преодоления барьеров коммуникативной деятельности. Коррекционный этап исследования показал, что большая часть детей получила благоприятные условия для развития общения и совершенствования взаимоотношений с окружающими людьми.
2.3. Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП
На начальном этапе работы необходимо установить эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации. Также необходимо поднять эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он максимально приспособлен.
На основе достигнутого «благополучия» в контактах с миром становится возможным усложнение этого взаимодействия с одновременным формированием механизмов следующего уровня, что способствует формированию более сложных способов поведения, соответствующих этому новому уровню.
Необходимо помнить, что сказка для ребенка с проблемами развития является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем — мир жизненных смыслов. Всякая сказка — это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная «особому» ребенку, но именно она и позволяет ему постичь высоту проявления чувств.
В связи с трудностью усвоения детьми данной категории моральных норм и принципов целесообразно организовывать деятельность, в которой дети смогли бы интериоризировать нормы социального взаимодействия. В нашем случае такой деятельностью стала игра (театрализованная, дидактическая игра на основе сказки, психогимнастические игры и пр.).
Необходимо также
1. Лучше подбирать сказки, легкие для их восприятия, без философского смысла, эмоционально насыщенные, с хорошим концом, не сложные для разыгрывания, о животных, если волшебные сказки, то недлинные.
2. Необходимость организации обязательного анализа сказки. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок помогает детям с особенностями психофизического развития осознать и принести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей Созидателя.
Готовясь к беседе с детьми, психолог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку. Беседа не должна состоять из нотаций и поучений. Это снизит эмоциональное состояние, ту радость, которую ребенок получил от хорошей сказки.
Нецелесообразно ставить перед детьми с проблемами в развитии слишком много вопросов, так как это мешает осознанию главной идеи. Ставятся вопросы, пробуждающие интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему. Если оценка образа оказалась сложна, можно предложить дополнительные вопросы, которые помогут психологу, педагогу понять душевное состояние детей, выявить их способность сравнивать и обобщать прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
После беседы можно предложить детям вопросы: «О чем ты думал, когда слушал сказку? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи» и так далее. Это помогает переносить представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность.
Если рефлексивный уровень ребенка недостаточно развит, чтобы активно участвовать в анализе сказки, не позволяет ему проявлять достаточную самостоятельность, тогда психолог сам коротко анализирует ее либо в отдельных случаях данный этап занятия опускается.
Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, для сбора идей, для разрешения проблем, с целью психодиагностики.
3. Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, что она не имеет единственного правильного решения. Цель сказочной задачи — простимулировать процесс «регенерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление с множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.
4. Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка. Эффективным приемом в предлагаемых сказкотерапевтических играх является передача ребенку оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Это помогает усилить «Я» ребенка, обрести чувство защищенности.