Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 2 -  Уровень коммуникативных умений  участников экспериментальной  группы

 

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1.

Кристина В.

2,1

Средний

2.

Катя Б.

1,7

Низкий

3.

Лиза Б.

1,4

Низкий

4.

Захар Р.

2

Средний

5.

Мария К.

1,1

Низкий

6.

Никита К.

1,2

Низкий


 

Анализ представленных в таблице 2 результатов, позволяет нам сделать следующий вывод:  четверо  детей имеют низкий уровень речевой коммуникации; 2 ребенка имеют средний уровень речевой коммуникации.

Для изучения уровня связной  речи используется методика «Пересказ  текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему  сказку «Белка».

Пересказы детей записывались и анализировались  по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, лексика, грамматика, правильность речи, примечание.

Каждый показатель оценивался отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

Протоколы обследования каждого ребенка  представлены  в приложении  4. 

 

Таблица 3 -  Уровень воспроизведения текста  испытуемыми

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень воспроизведения  текста

1.

Кристина К.

7

Средний

2.

Катя Б.

3

Низкий

3.

Лиза Б.

7

Средний

4.

Захар Р.

6

Средний

5.

Мария К.

3

низкий

6.

Никита К

3

низкий


 

Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что  у 3 детей низкий уровень воспроизведения  текста; у 3 детей средний уровень  воспроизведения текста и ни у  одного ребенка нет высокого уровня воспроизведения текста.

Проанализировав  полученные результаты,  можно сделать вывод  о том, что у большинства детей  плохо сформирован уровень речевой  коммуникации и уровень связанной  речи. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога.

Для оценки эффективности  разработанной программы развития коммуникативных умений и навыков с элементами психотерапии у детей с ДЦП был проведен итоговый диагностический срез с использованием методик:  «Изучение уровня речевой коммуникации детей с ДЦП» (приложение 1), «Изучение уровня связанной речи детей  с ДЦП» (приложение 2). Данные методики использовались на первом (диагностическом этапе) работы.

 

 

 

 

Представим полученные результаты и проведем их сравнительный  анализ.

 

Таблица 4 -  Уровень коммуникативных умений  участников экспериментальной  группы

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1.

Кристина В.

2,5

  Высокий

2.

Катя Б.

2

Средний

3.

Лиза Б.

1,4

Низкий

4.

Захар Р.

2

Средний

5.

Мария К.

1,1

Низкий

6.

Никита К.

1,2

Низкий


 

Анализ представленных в таблице 4 результатов, позволяет  нам сделать следующий вывод:  трое  детей имеют низкий уровень речевой коммуникации; 1 ребенок имеют средний уровень речевой коммуникации и 1 ребенок  имеет высокий уровень речевой коммуникации.

В таблице 5 представлены сводные результаты изучения связной  речи детей.

Таблица 5 -  Уровень воспроизведения текста  испытуемыми

 

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень воспроизведения  текста

1.

Кристина К.

8

Высокий

2.

Катя Б.

4

средний

3.

Лиза Б.

7

средний

4.

Захар Р.

6

Средний

5.

Мария К.

3

Низкий 

6.

Никита К

3

низкий


 

Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что у 2 детей  низкий уровень воспроизведения  текста; у 3 детей средний уровень  воспроизведения текста и   у  одного ребенка высокий уровень  воспроизведения текста. Проанализировав  полученные результаты,  можно сделать вывод о том, что  существует незначительная положительная динамика в развитии коммуникативных умений и навыков  детей.  Наглядно данную динамику можно представить в виде диаграмм (Рис. 1, рис.2).

 

Рисунок 1. Динамика развития коммуникативных умений у  детей ( в кол-ве человек)

 

Рисунок 2. Динамика развития связной речи  у детей (в кол-ве человек)

 

 

Выводы по второй главе

В главе представлено описание разработанной нами программы формирования коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с ДЦП «Я – говорю, Мы -- говорим»

Анализ динамики развития коммуникативных умений и навыков  осуществлялся   в  процессе  сравнения результатов исследования уровня развития коммуникативных умений и навыков у детей до их участия в программе и по результатам их участия в программе.   Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Изучение уровня речевой коммуникации  детей с ДЦП», «Изучение уровня связанной речи детей с ДЦП». На первом этапе (до начала работы с детьми по программе) было выявлено, что дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога.

Сравнительный анализ результатов  перового и итогового диагностического среза позволил зафиксировать положительную  динамику в развитии коммуникативных  умений и навыков у детей, принимавших участие в эксперименте.

Полученные  результаты,  позволили нам сделать  вывод об  эффективности разработанных  игровых занятий. Они позволили  восполнить, обогатить представления детей о социальных взаимосвязях окружающего мира, о возможных и наиболее правильных путях преодоления барьеров коммуникативной деятельности. Коррекционный этап исследования показал, что большая часть детей получила благоприятные условия для развития общения и совершенствования взаимоотношений с окружающими людьми.

 

 

2.3. Рекомендации  по использованию элементов сказкотерапии для формирования  коммуникативных умений и навыков  у детей с ДЦП      

 

На начальном этапе  работы необходимо установить эмоциональный  контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации. Также необходимо поднять эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он максимально приспособлен.

На основе достигнутого «благополучия» в контактах с миром становится возможным усложнение этого взаимодействия с одновременным формированием механизмов следующего уровня, что способствует формированию более сложных способов поведения, соответствующих этому новому уровню.

Необходимо помнить, что  сказка для ребенка с проблемами развития является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем — мир жизненных смыслов. Всякая сказка — это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная «особому» ребенку, но именно она и позволяет ему постичь высоту проявления чувств.

В связи с трудностью усвоения детьми данной категории моральных норм и принципов целесообразно организовывать деятельность, в которой дети смогли бы интериоризировать нормы социального взаимодействия. В нашем случае такой деятельностью стала игра (театрализованная, дидактическая игра на основе сказки, психогимнастические игры и пр.).

Необходимо также зафиксировать  ряд требований к сказкам,  которые  могут быть использованы в работе с детьми с ДЦП:

1. Лучше подбирать сказки, легкие для их восприятия, без философского смысла, эмоционально насыщенные, с хорошим концом, не сложные для разыгрывания, о животных, если волшебные сказки, то недлинные.

2. Необходимость организации обязательного  анализа сказки. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок помогает детям с особенностями психофизического развития осознать и принести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей Созидателя.

Готовясь к беседе с детьми, психолог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку. Беседа не должна состоять из нотаций и поучений. Это снизит эмоциональное состояние, ту радость, которую ребенок получил от хорошей сказки.

Нецелесообразно ставить перед  детьми с проблемами в развитии слишком  много вопросов, так как это  мешает осознанию главной идеи. Ставятся вопросы, пробуждающие интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему. Если оценка образа оказалась сложна, можно предложить дополнительные вопросы, которые помогут психологу, педагогу понять душевное состояние детей, выявить их способность сравнивать и обобщать прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

После беседы можно предложить детям  вопросы: «О чем ты думал, когда слушал сказку? Может быть, что-нибудь похожее  было и в твоей жизни? Расскажи»  и так далее. Это помогает переносить представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность.

Если рефлексивный уровень ребенка  недостаточно развит, чтобы активно участвовать в анализе сказки, не позволяет ему проявлять достаточную самостоятельность, тогда психолог сам коротко анализирует ее либо в отдельных случаях данный этап занятия опускается.

Анализируя сказки, мы рассматриваем  скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, для сбора идей, для разрешения проблем, с целью психодиагностики.

3. Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, что она не имеет единственного правильного решения. Цель сказочной задачи — простимулировать процесс «регенерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление с множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

4. Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка. Эффективным приемом в предлагаемых сказкотерапевтических играх является передача ребенку оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Это помогает усилить «Я» ребенка, обрести чувство защищенности.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом