Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36
Минский районный исполнительный комитет отдел образования
ГУО "Центр коррекционно - развивающего обучения и реабилитации Минского района"
Материалы для аттестации
на первую квалификационную категорию
воспитателя Тригубович Татьяны Сергеевны
Тема: Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей
c детским церебральным параличом
2012г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
с ДЦП, формы ДЦП………………………………………………………
1.2.Сравнительная характеристи
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Введение
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения
общения ребенка с ДЦП со сверстниками,
сложности адаптации в группе
сверстников в современном
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения
общения у детей с детским
церебральным параличом посвящено
много специальных
В связи с этим
актуальным представляется
С учетом актуальности этой проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с детским церебральным параличом».
Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;
- описать методику формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП;
- осуществить мониторинг формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП с использованием элементов сказкотерапии.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:
- коммуникативный компонент
будет выделен как центральный,
- будут учитываться
особенности психофизического
- специальные методики, используемые для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.
В работе использованы следующие группы методов:
- теоретический: анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: методики использовались для выявления уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей. Методика «Изучение уровня речевой коммуникации детей с ДЦП» (приложение 1), методика «Изучение уровня связанной речи детей с ДЦП» (приложение 2).
База исследования: дошкольная специальная группа ГУО "ЦКРОиР Минского района" для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на базе ГУО «Детский сад №4 "Золотой ключик" г. Заславля".
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
1.1 Понятие и характерные особенности детей с ДЦП, формы ДЦП
Термин "детский церебральный паралич" (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.
К основному симптому ДЦП - двигательным расстройствам - в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром. Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Однако термин "детский церебральный паралич" принадлежит З.Фрейду. В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей.
В 1958 г. на заседании ВОЗ в Оксфорде в классификации болезней этот термин утвердили и дали следующее определение: "Детский церебральный паралич - не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга".
Обозначая данное заболевание как "детский церебральный паралич", следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных впервые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга.
М.Я. Брейтман (1902) первым описал патологоанатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект, и речь.
В 60-80-х гг. XX в, появились работы, посвященные изучению познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом [Эйдинова и Правдина-Винарская, 1959; Тардье, 1961; Кириченко. 1902; Абрамович-Лехтман, 1962; 1905; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969; 1977; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976: Симонова, 1981; Калижнюк, 1987 и др.].
В настоящее время
ДЦП рассматривают как
У детей с ДЦП в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система - двигательная. Выраженная двигательная патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.
Выделяют пять основных форм ДЦП: ( Семенова К. С.)
- двойная гемиплегия;
- спастическая диплегия;
- гемипаретическая форма:
- гиперкинетическая форма;
- атонически-астатическая форма.
1. Двойная гемиплегия
Это самая тяжелая
форма ДЦП возникает при
Двигательные нарушения выявляются уже в периоде новорожденности, как правило, отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы: лабиринтные, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище. Не развиваются цепные установочные рефлексы, т.е. ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Функции рук и ног практически отсутствуют. Всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся интенсивных тонических рефлексов. Из-за повышенной активности тонических рефлексов ребенок в положении на животе или спине имеет резко выраженную сгибательную или разгибательную позу. При поддержке в вертикальном положении наблюдается разгибательная поза при свисании головы. Все сухожильные рефлексы очень высокие, тонус мышц в руках и ногах резко нарушен. Произвольная моторика совсем или почти не развита.
Психическое развитие, детей находится на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени.
Речь отсутствует: анартрия или тяжелая дизартрия.
Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и психических функций крайне неблагоприятен. Диагноз "двойная гемиплегия" указывает на полную инвалидность ребенка.
2. Спастическая диплегия
Это распространенная форма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля.
У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6-8 годам может быть устранена; 30-35% детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии, значительно реже - в форме моторной алалии.
Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений варьируется в широких пределах. Это связано с временем и силой действия вредных факторов. В зависимости от степени тяжести поражения мозга уже в периоде новорожденности слабо выражены и вовсе не возникают врожденные двигательные рефлексы: защитные, ползания, опоры, шаговые движения новорожденного и др., т. е. нарушается основа, на базе которой формируются установочные рефлексы. Хватательный рефлекс чаще всего усилен, так же как и тонические рефлексы: шейные, лабиринтный; причем степень их выраженности может нарастать к 2 - 4 мес. жизни.
Резко повышен тонус мышц языка, так что он оказывается приведенным к корню, а подвижность его резко ограничивается. Глаза ребенка поднимаются вверх. Т.о. в порочный круг оказывается втянутыми функции зрения и речь.
При выраженности симметричного шейно-тонического рефлекса при сгибании головы возникает сгибательная поза в руках и разгибательная в ногах, а при разгибании головы, возникает разгибание рук и сгибание ног. Эта связь тонических рефлексов с мышцами к 2-3 годам приводит к стойким прочным позам и установкам.
К 2-3 годам порочные позы
и установки становятся стойкими,
и с этого времени в
Дети с тяжелой степенью
самостоятельно не передвигаются или
передвигаются с помощью
У 70-80 % детей наблюдаются речевые нарушения, у 50-60% - задержка психического развития, у 25-35 % - умственная отсталость. У этих детей на протяжении 3-7 и более лет не редуцируются тонические рефлексы и с трудом формируются установочные выпрямительные рефлексы.