Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

Минский районный исполнительный комитет отдел образования

ГУО  "Центр коррекционно - развивающего обучения  и реабилитации  Минского района"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для аттестации

на первую квалификационную категорию

воспитателя Тригубович Татьяны Сергеевны

 

Тема: Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей

c детским церебральным параличом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3            

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП

    1. Понятие и характерные особенности развития детей

с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5                                                                                      

1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11                                                                                                                

Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16                                                                   

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП

2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18                             

2.2 Мониторинг  сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате  обучения……………………………...21                                        

2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29    

Выводы  по второй главе ……………………………………………….31                                                                    

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32                                                                                      

Список использованных источников ………………………………34                                              Приложения …………………………………………36                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Речевая функция является одной из важнейших психических  функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы  познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Проблемы нарушения  общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и  взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками необходим.

Нарушения речи в той  или иной степени (в зависимости  от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое  развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

Изучению нарушения  общения у детей с детским  церебральным параличом посвящено  много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы  их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой  Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 - 80 % детей с ДЦП.

 В связи с этим  актуальным представляется изучение  проблемы развития коммуникативных  возможностей детей с ДЦП.

 С учетом актуальности  этой проблемы была определена  тема исследования: «Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с детским  церебральным параличом». 

 Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП.

   Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.

 Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;

- осуществить сравнительную  характеристику особенностей коммуникации  детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;

-  описать  методику  формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП;

-  осуществить  мониторинг формирования коммуникативных умений и навыков  у детей с ДЦП с использованием  элементов сказкотерапии.

Гипотеза исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:

- коммуникативный компонент  будет выделен как центральный,  обеспечивающий вхождение ребенка  с ДЦП в общение с окружающими;

- будут учитываться  особенности психофизического развития  детей с ДЦП;

- специальные методики, используемые для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.

В работе  использованы следующие группы методов:

- теоретический: анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования;

- эмпирические методы: методики использовались для выявления уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей. Методика  «Изучение уровня речевой коммуникации детей  с ДЦП» (приложение 1), методика  «Изучение уровня связанной речи детей с ДЦП» (приложение 2).

База исследования: дошкольная  специальная группа ГУО "ЦКРОиР Минского района" для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими  нарушениями на базе ГУО «Детский сад №4 "Золотой ключик" г.  Заславля".

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ   НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП

 

 

1.1  Понятие  и характерные особенности детей с   ДЦП, формы ДЦП

 

Термин "детский церебральный паралич" (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи  с повреждением мозга. ДЦП развивается  в результате поражения головного  и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

К основному симптому ДЦП - двигательным расстройствам - в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром. Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Однако термин "детский церебральный паралич" принадлежит З.Фрейду. В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей.

В 1958 г. на заседании ВОЗ  в Оксфорде в классификации болезней этот термин утвердили и дали следующее  определение: "Детский церебральный паралич - не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга".

Обозначая данное заболевание  как "детский церебральный паралич", следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных впервые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга.

М.Я. Брейтман (1902) первым описал патологоанатомическую и  клиническую картину ДЦП и  отметил, что при данном заболевании  страдает не только двигательная сфера, но и интеллект, и речь.

 

В 60-80-х гг. XX в, появились  работы, посвященные изучению познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом [Эйдинова и Правдина-Винарская, 1959; Тардье, 1961; Кириченко. 1902; Абрамович-Лехтман, 1962; 1905; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969; 1977; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976: Симонова, 1981; Калижнюк, 1987 и др.].

В настоящее время  ДЦП рассматривают как заболевание, возникшее в результате поражения  мозга, перенесенного в пренотальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных, структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Калижнюк, 1987; Ковалев, 1985, и др.].

У детей с ДЦП в  той или иной степени выключена  из деятельности важнейшая функциональная система - двигательная. Выраженная двигательная патология нередко в сочетании  с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.

Выделяют  пять основных форм ДЦП: ( Семенова К. С.)

- двойная гемиплегия;

- спастическая диплегия;

- гемипаретическая форма:

- гиперкинетическая форма;

- атонически-астатическая форма.

1. Двойная гемиплегия

Это самая тяжелая  форма ДЦП возникает при значительном поражении мозга в периоде  внутриутробной жизни.

Двигательные нарушения  выявляются уже в периоде новорожденности, как правило, отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы: лабиринтные, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище. Не развиваются цепные установочные рефлексы, т.е. ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Функции рук и ног практически отсутствуют. Всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся интенсивных тонических рефлексов. Из-за повышенной активности тонических рефлексов ребенок в положении на животе или спине имеет резко выраженную сгибательную или разгибательную позу. При поддержке в вертикальном положении наблюдается разгибательная поза при свисании головы. Все сухожильные рефлексы очень высокие, тонус мышц в руках и ногах резко нарушен. Произвольная моторика совсем или почти не развита.

Психическое развитие, детей находится на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени.

Речь отсутствует: анартрия или тяжелая дизартрия.

Прогноз дальнейшего  развития двигательной, речевой и  психических функций крайне неблагоприятен. Диагноз "двойная гемиплегия" указывает на полную инвалидность ребенка.

2. Спастическая диплегия

Это распространенная форма  ДЦП, известная под названием  болезни, или синдрома, Литтля.

У детей со спастической диплегией часто наблюдается  вторичная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6-8 годам может быть устранена; 30-35% детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии, значительно реже - в форме моторной алалии.

Тяжесть речевых, психических  и двигательных нарушений варьируется  в широких пределах. Это связано  с временем и силой действия вредных  факторов. В зависимости от степени  тяжести поражения мозга уже  в периоде новорожденности слабо выражены и вовсе не возникают врожденные двигательные рефлексы: защитные, ползания, опоры, шаговые движения новорожденного и др., т. е. нарушается основа, на базе которой формируются установочные рефлексы.  Хватательный рефлекс чаще всего усилен, так же как и тонические рефлексы: шейные, лабиринтный; причем степень их выраженности может нарастать к 2 - 4 мес. жизни.

Резко повышен тонус  мышц языка, так что он оказывается  приведенным к корню, а подвижность  его резко ограничивается. Глаза  ребенка поднимаются вверх. Т.о. в порочный круг оказывается втянутыми функции зрения и речь.

При выраженности симметричного  шейно-тонического рефлекса при  сгибании головы возникает сгибательная поза в руках и разгибательная в ногах, а при разгибании головы, возникает разгибание рук и сгибание ног. Эта связь тонических рефлексов с мышцами к 2-3 годам приводит к стойким прочным позам и установкам.

К 2-3 годам порочные позы и установки становятся стойкими, и с этого времени в зависимости  от степени тяжести двигательных нарушений различают тяжелую, среднюю и легкую степени спастической диплегии.

Дети с тяжелой степенью самостоятельно не передвигаются или  передвигаются с помощью костылей.  Деятельность рук у них значительно  снижена. Эти дети себя не обслуживают  или обслуживают частично.

У 70-80 % детей наблюдаются  речевые нарушения, у 50-60% - задержка психического развития, у 25-35 % - умственная отсталость. У этих детей на протяжении 3-7 и более лет не редуцируются тонические рефлексы и с трудом формируются  установочные выпрямительные рефлексы.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом