Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

Дети со средней степенью тяжести двигательного поражения  передвигаются самостоятельно, хотя с дефектной осанкой. У них  неплохо развита манипулятивная деятельность рук. Тонические рефлексы выражены незначительно. Контрактуры  и деформации развиваются в меньшей степени. Речевые нарушения наблюдаются у 65- -75% детей, ЗПР - у 45-55% , у 15-25 % - умственная отсталости.

Дети с легкой степенью тяжести двигательного поражения  отмечают неловкость и замедленность  темпа движения в руках, относительно легкое ограничение объема активных движений в ногах, преимущественно в голеностопных суставах, незначительное повышение тонуса мышц. Дети самостоятельно передвигаются, но походка их остается несколько дефектной. Речевые нарушения наблюдаются у 40- 50% детей, ЗПР - у 20-30%, умственная отсталость - у 5% .

Прогностически спастическая диплегия - это благоприятная форма  заболевания в отношении преодоления  психических и речевых расстройств  и менее благоприятная в отношении  становления локомоций.

Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.

3. Гемипаретическая  форма

Эта форма заболевания  характеризуется поражением односторонних  руки и ноги. В 80% случаев развивается  у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути головного мозга. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга и правая при левостороннем. При данной форме ДЦП обычно тяжелее поражается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встречается, чаще чем левосторонний.

У 25-35% детей наблюдается  легкая степень умственной отсталости, у 45- 50% - вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 20-35% детей, чаще по типу псевдобульбарной дизартрии, реже - моторной алалии.

После рождения у ребенка  с такой формой ДЦП все врожденные двигательные рефлексы оказываются  сформированными. Однако уже впервые недели жизни можно выявить ограничение спонтанных движений и высокие сухожильные рефлексы в пораженных конечностях; рефлекс опоры, шаговые движения. Хватательный рефлекс менее выражен в пораженной руке. Сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим запозданием, при этом поза оказывается асимметричной, что может привести к сколиозу. Проявления гемипареза формируется к 6 - 10 месяцам жизни ребенка и постепенно нарастает.

Выделяют 3 степени тяжести  гемипаретической формы ДЦП: тяжелую, среднюю и легкую.

При тяжелой степени  поражения в верхней и нижней конечности наблюдаются выраженные нарушения тонуса мышц по типу спастичности и ригидности. Объем активных движений, особенно в предплечье, кисти, пальцах  и стопе, минимален. Манипулятивная деятельность верхней конечности практически отсутствует. Уменьшены кисть рук, длина всех фалангов пальцев, лопатка, стопа. В паретичной руке и ноге отмечается гипотрофия мышц и замедление роста костей. Дети начинают ходить самостоятельно только с 3-3,5 лет, при этом наблюдается грубое нарушение осанки, формируется сколиоз позвоночного столба и перекос таза. У 25- 35% детей выявляется умственная отсталость, у 55 - 60%о - речевые расстройства, у 40-50%о - судорожный синдром.

При средней тяжести  поражения двигательной функции нарушения тонуса мышц, трофические расстройства, ограничение объема активных движений менее выражены. Функция верхней конечности значительно нарушена, однако больной может брать предметы рукой. Дети начинают ходить самостоятельно с 1,5-2,5 лет, прихрамывая на больную ногу, с опорой на передние отделы стопы. У 20-80% детей наблюдается ЗПР, у 15-20% -умственная отсталость, у 40-50% - речевые расстройства, у 20-30% - судорожный синдром.

При легкой степени поражения  нарушения тонуса мышц и трофики незначительны, объем активных движений в руке сохранен, но отмечается неловкость движений. Дети начинают ходить самостоятельно с 1 г. 1 мес. - 1 г. 3 мес. без переката стопы в больной ноге. У 25-30% детей отмечается ЗПР, у 5% - умственная отсталость, у 25-30% - речевые расстройства.

4. Гиперкинетическая форма

Причиной этой формы  ДЦП чаще всего является билирубиновая  энцефалопатия как результат  гемолитической болезни новорожденных. Реже причиной может быть недоношенность с последующей черепно-мозговой травмой во время родов, при которой происходит разрыв артерий, снабжающих кровью подкорковые ядра.

В неврологическом статусе  у этих больных наблюдаются гиперкинелы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый  двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих.

После рождения у такого ребенка врожденные двигательные рефлексы оказываются нарушенными: врожденные движения вялые и ограниченные. Сосательный рефлекс ослаблен, нарушена координация сосания, глотания, дыхания. Задержка формирования установочных рефлексов, мышечная дистония, а впоследствии и гиперкинезы нарушают формирование нормальных  поз и приводит к тому, что ребенок длительное время не может научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить.

Выделяют типы гиперкинезов: хореиформный, атетоидный, хореатетоз, паркинсоноподобный тремор. Хореиформный гиперкинез характеризуется быстрыми и отрывочными движениями. Атетоз характеризуется медленными, червеобразными движениями, одновременно возникающими в сгибателях и разгибателях.

Нарушения речевой функции  встречаются у 90 % больных, чаще в  форме гиперкинетической дизартрии, ЗПР - у 50%), нарушения слуха - у 25 -30%. Интеллект  в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно, а трудности в обучении могут быть связаны с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов.

Прогностические это  вполне благоприятная форма в  отношении обучения и социальной адаптации. Прогноз  заболевания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза: при хореическом - дети, как правило, овладевают самостоятельным передвижением к 2-3 годам: при двойном атетозе прогноз крайне неблагоприятен.

5. Атонически - астатическая форма

Эта форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, нарушением координации движений, равновесия.

С момента рождения выявляется несамостоятельность врожденных двигательных рефлексов: отсутствуют рефлексы опоры, автоматической походки, ползанья, слабо выражены или отсутствуют, защитный и хватательный рефлексы. Снижен тонус мышц. Такие больные начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить - к 6 годам.

Речевые расстройства в  форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии наблюдается у 60 - 75 % детей, имеет место ЗПР.

При этой форме ДЦП  поражается лобные доли и мозжечок. Характерными симптомами являются атаксия, гиперметрия, интенционный тремор. Эта форма прогностически тяжелая.

Смешанная форма

При этой форме имеются сочетания всех перечисленных выше форм. Нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой.

 По двигательному  дефекту различаются три степени  тяжести ДЦП всех перечисленных  формах заболевания:

- легкая - физический  дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания;

- средняя - дети нуждаются  в частичной помощи окружающих  при движении и самообслуживании;

- тяжелая - дети целиком  зависят от окружающих.

 

 

1.2. Сравнительная характеристика  развития  коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений  в развитии  и  у детей с ДЦП

 

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие коммуникации связано  с информационными обменами, которые  существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. Коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями. Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.  Различают вербальную и невербальную коммуникацию.

Выделяют три  основные категории средств общения:

1. экспрессивно - мимические средства общения  (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно  - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые  средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития.

В современных  исследованиях выделяются 4 формы  общения детей со взрослыми (М.И.Лисина и др):

1) ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);

2) ситуативно- деловая (предметно-действенная);

3) внеситуативно-познавательная;

4) внеситуативно-личностная.

В общении  детей со сверстниками выделяют также  ряд последовательно сменяющих  друг друга форм общения (М.И.Лисина):

1) эмоционально-практическая;

2) ситуативно-деловая;

3) внеситуативно-деловая.

Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем  году жизни ребенка. От сверстника ребенок  ожидает соучастия в своих  забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно - мимические.

Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками - ситуативно-деловая. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.

В развитии общения выделяется ряд этапов (М.И. Лисина и др.):

1 этап. Установление отношений  ребенка с взрослым, причем взрослый  выступает в данном случае  в роли взрослого как взрослого.  Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

2 этап. На этом этапе  взрослый выступает уже не  носителем образцов. А равным  партнером по совместной деятельности.

3 этап. Между детьми  устанавливаются отношения равноправных  партнеров по совместной деятельности.

4 этап. На этом этапе  ребенок в коллективной деятельности  выступает в роли носителя  образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать  максимально активное отношение  ребенка к осваиваемой деятельности  и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее". Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, - задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Общение следует рассматривать  в качестве специфической формы  деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального  поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов свойств и состояний.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом