Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36
Катя Б.
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений |
Оценка в баллах |
1. |
Характер общения |
2 |
2. |
Инициативность |
3 |
3. |
Умение вступать в диалог |
2 |
4. |
Умение поддерживать и вести диалог |
2 |
5. |
Умение слушать собеседника |
1 |
6. |
Умение понимать собеседника |
1 |
7. |
Умение ясно выражать свои мысли |
1 |
Средний балл |
1,7 |
Лиза Б.
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений |
Оценка в баллах |
1. |
Характер общения |
1 |
2. |
Инициативность |
1 |
3. |
Умение вступать в диалог |
1 |
4. |
Умение поддерживать и вести диалог |
2 |
5. |
Умение слушать собеседника |
2 |
6. |
Умение понимать собеседника |
2 |
7. |
Умение ясно выражать свои мысли |
1 |
Средний балл |
1,4 |
Никита К.
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений |
Оценка в баллах |
1. |
Характер общения |
1 |
2. |
Инициативность |
1 |
3. |
Умение вступать в диалог |
1 |
4. |
Умение поддерживать и вести диалог |
1 |
5. |
Умение слушать собеседника |
2 |
6. |
Умение понимать собеседника |
2 |
7. |
Умение ясно выражать свои мысли |
1 |
Средний балл |
1,2 |
Захар Р.
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений |
Оценка в баллах |
1. |
Характер общения |
2 |
2. |
Инициативность |
2 |
3. |
Умение вступать в диалог |
2 |
4. |
Умение поддерживать и вести диалог |
2 |
5. |
Умение слушать собеседника |
2 |
6. |
Умение понимать собеседника |
2 |
7. |
Умение ясно выражать свои мысли |
2 |
Средний балл |
2 |
Маша К.
№ |
Критерии оценки коммуникативных умений |
Оценка в баллах |
1. |
Характер общения |
1 |
2. |
Инициативность |
1 |
3. |
Умение вступать в диалог |
1 |
4. |
Умение поддерживать и вести диалог |
2 |
5. |
Умение слушать собеседника |
1 |
6. |
Умение понимать собеседника |
1 |
7. |
Умение ясно выражать свои мысли |
1 |
Средний балл |
1,1 |
Приложение 3
Методика «Изучение уровня связанной речи у детей с ДЦП»
Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
1. Понимание текста |
Правильно ли ребенок формулирует основную мысль |
2. Структурирование текста |
Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
3. Лексика |
Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
4. Грамматика |
Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения |
5. Плавность речи |
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста |
Примечание.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.
Приложение 4
Протоколы обследования связанной речи детей
Кристина В.
№ |
Критерии оценки уровня связанной речи |
Оценка в баллах |
1. |
Понимание текста |
2 |
2. |
Структурирование текста |
2 |
3. |
Лексика |
1 |
4. |
Грамматика |
1 |
5. |
Плавность речи |
1 |
Итого |
7 |
Катя Б.
№ |
Критерии оценки уровня связанной речи |
Оценка в баллах |
1. |
Понимание текста |
1 |
2. |
Структурирование текста |
1 |
3. |
Лексика |
1 |
4. |
Грамматика |
0 |
5. |
Плавность речи |
0 |
Итого |
3 |
Лиза Б.
№ |
Критерии оценки уровня связанной речи |
Оценка в баллах |
1. |
Понимание текста |
2 |
2. |
Структурирование текста |
2 |
3. |
Лексика |
2 |
4. |
Грамматика |
2 |
5. |
Плавность речи |
1 |
Итого |
9 |
Маша К.
№ |
Критерии оценки уровня связанной речи |
Оценка в баллах |
1. |
Понимание текста |
2 |
2. |
Структурирование текста |
0 |
3. |
Лексика |
0 |
4. |
Грамматика |
0 |
5. |
Плавность речи |
0 |
Итого |
2 |
Захар Р.
№ |
Критерии оценки уровня связанной речи |
Оценка в баллах |
1. |
Понимание текста |
2 |
2. |
Структурирование текста |
1 |
3. |
Лексика |
1 |
4. |
Грамматика |
1 |
5. |
Плавность речи |
1 |
Итого |
6 |
Никита К.
№ |
Критерии оценки уровня связанной речи |
Оценка в баллах |
1. |
Понимание текста |
1 |
2. |
Структурирование текста |
1 |
3. |
Лексика |
1 |
4. |
Грамматика |
1 |
5. |
Плавность речи |
1 |
Итого |
5 |
Приложение 5
Занятие: « ТЕРЕМОК»
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива.
Задачи:
Обучение
способам адекватного выражения
раз-
личных эмоциональных состояний.
Сплочение детского коллектива.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Коррекция и развитие психомоторной сферы.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие речи.
Используемые методы и техники:
Сказкотерапия.
Драмотерапия.
Игротерапия.
Музыкотерапия.
Психогимнастика.
Дидактическая игра.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Детям предлагается отправиться в сказку на волшебном фургоне, которым правят добрые лесные гномы. Ребята «садятся в вагоны» — берут Друг друга за плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочной стране.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.
Хронометраж: 2-3 мин.
Этап 2. Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Повторение сказки, закрепление последовательности событий.
Содержание этапа: Взрослый рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует интонационную выразительность речи и наводящие вопросы.
Материалы, оборудование: Текст сказки «Теремок» (см. Приложение).
Хронометраж: 3-4 мин.
Этап 3. Драматизация сказки «Теремок»
Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использование вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.
Содержание этапа: Варианты организации игры:
Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее.
Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку. Помощь взрослого — ситуативна.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски.
Хронометраж: 10-15 мин.
Этап 4. Дидактическая игра «Теремок»
Цель: Развитие познавательного интереса; закрепление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.
Содержание этапа: Варианты организации игры:
Дети «расселяют» героев в любые окошки теремка. По ходу или завершении игры уточнить, в какое (по форме, цвету) окошко смотрит каждый из животных.