Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

 

Катя Б.

Критерии оценки коммуникативных  умений

Оценка в баллах

1.

Характер общения

2

2.

Инициативность

3

3.

Умение вступать в  диалог

2

4.

Умение поддерживать и вести диалог

2

5.

Умение слушать собеседника

1

6.

Умение понимать собеседника

1

7.

Умение ясно выражать свои мысли

1

 

Средний балл

1,7


 

Лиза Б.

Критерии оценки коммуникативных  умений

Оценка в баллах

1.

Характер общения

1

2.

Инициативность

1

3.

Умение вступать в  диалог

1

4.

Умение поддерживать и вести диалог

2

5.

Умение слушать собеседника

2

6.

Умение понимать собеседника

2

7.

Умение ясно выражать свои мысли

1

 

Средний балл

1,4


 

 

Никита К.

Критерии оценки коммуникативных  умений

Оценка в баллах

1.

Характер общения

1

2.

Инициативность

1

3.

Умение вступать в  диалог

1

4.

Умение поддерживать и вести диалог

1

5.

Умение слушать собеседника

2

6.

Умение понимать собеседника

2

7.

Умение ясно выражать свои мысли

1

 

Средний балл

1,2


 

Захар Р.

Критерии оценки коммуникативных  умений

Оценка в баллах

1.

Характер общения

2

2.

Инициативность

2

3.

Умение вступать в  диалог

2

4.

Умение поддерживать и вести диалог

2

5.

Умение слушать собеседника

2

6.

Умение понимать собеседника

2

7.

Умение ясно выражать свои мысли

2

 

Средний балл

2


 

Маша К.

Критерии оценки коммуникативных  умений

Оценка в баллах

1.

Характер общения

1

2.

Инициативность

1

3.

Умение вступать в  диалог

1

4.

Умение поддерживать и вести диалог

2

5.

Умение слушать собеседника

1

6.

Умение понимать собеседника

1

7.

Умение ясно выражать свои мысли

1

 

Средний балл

1,1


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика «Изучение уровня связанной речи у детей с ДЦП»

 

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим  показателям:

 

1. Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

2. Структурирование текста

Умение последовательно  и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. Лексика

Полнота использования  лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

4. Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

5. Плавность речи

Наличие или  отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста


 

Примечание.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

 

Приложение 4

 

Протоколы обследования связанной речи детей

 

Кристина В.

Критерии оценки уровня связанной речи

Оценка в баллах

1.

Понимание текста

2

2.

Структурирование текста

2

3.

Лексика

1

4.

Грамматика

1

5.

Плавность речи

1

 

Итого

7


 

Катя Б.

Критерии оценки уровня связанной речи

Оценка в баллах

1.

Понимание текста

1

2.

Структурирование текста

1

3.

Лексика

1

4.

Грамматика

0

5.

Плавность речи

0

 

Итого

3


 

Лиза Б.

Критерии оценки уровня связанной речи

Оценка в баллах

1.

Понимание текста

2

2.

Структурирование текста

2

3.

Лексика

2

4.

Грамматика

2

5.

Плавность речи

1

 

Итого

9


 

Маша К.

Критерии оценки уровня связанной речи

Оценка в баллах

1.

Понимание текста

2

2.

Структурирование текста

0

3.

Лексика

0

4.

Грамматика

0

5.

Плавность речи

0

 

Итого

2


 

 

 

 

 

Захар Р.

Критерии оценки уровня связанной речи

Оценка в баллах

1.

Понимание текста

2

2.

Структурирование текста

1

3.

Лексика

1

4.

Грамматика

1

5.

Плавность речи

1

 

Итого

6


 

Никита К.

Критерии оценки уровня связанной речи

Оценка в баллах

1.

Понимание текста

1

2.

Структурирование текста

1

3.

Лексика

1

4.

Грамматика

1

5.

Плавность речи

1

 

Итого

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Занятие: « ТЕРЕМОК»

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива.

 Задачи:

Обучение  способам адекватного выражения  раз- 
личных эмоциональных состояний.

Сплочение детского коллектива.

Развитие  сенсорно-перцептивной сферы.

Коррекция и развитие психомоторной сферы.

Совершенствование коммуникативных навыков.

Развитие  речи.

Используемые  методы и техники:

Сказкотерапия.

Драмотерапия.

Игротерапия.

Музыкотерапия.

Психогимнастика.

Дидактическая игра.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Содержание  этапа: Детям предлагается отправиться в сказку на волшебном фургоне, которым правят добрые лесные гномы. Ребята «садятся в вагоны» — берут Друг друга за плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочной стране.

Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.

Хронометраж: 2-3 мин.

Этап 2. Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: Повторение сказки, закрепление последовательности событий.

Содержание  этапа: Взрослый рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует интонационную выразительность речи и наводящие вопросы.

Материалы, оборудование: Текст сказки «Теремок» (см. Приложение).

Хронометраж: 3-4 мин.

Этап 3. Драматизация сказки «Теремок»

Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использование вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.

Содержание  этапа: Варианты организации игры:

Взрослый  рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее.

Детям предлагается    самостоятельно   обыграть сказку. Помощь взрослого — ситуативна.

Материалы, оборудование: Шапочки-маски.

Хронометраж: 10-15 мин.

Этап 4. Дидактическая игра «Теремок»

Цель: Развитие познавательного интереса; закрепление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.

Содержание  этапа: Варианты организации игры:

Дети «расселяют» героев в любые окошки теремка. По ходу или завершении игры уточнить, в какое (по форме, цвету) окошко смотрит каждый из животных.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом