Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36
2-Й ВАРИАНТ
Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т.д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3-Й ВАРИАНТ
Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.
Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
Приложение 8
Программа
развития коммуникативных умений и навыков детей с ДЦП
«Я – говорю, мы - говорим»
В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.
В наиболее общем виде
основные принципы деятельности специалистов
с проблемными детьми были сформулированы
еще Л.С.Выготским и в работах
Психодиагностика детей с ограниченными возможностями показала, что основной блок психологических затруднений составляют: личностная незащищенность (100%), трудности в общении (78%), чувство неполноценности (53%), депрессия (49.5%), зависимость (40%), агрессия (40%).
Как видно из этих данных, трудности в общении у детей с ДЦП занимают далеко не последнее место. Поэтому, важно детей с инвалидностью с раннего возраста учить искусству общения, воспитывать в них творческую активность, не давать развиться чувству ненужности. Это подвело нас к составлению программы по развитию коммуникативных умений и навыков для детей с двигательными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Программа
решает следующие основные
Основными принципами построения программы являются доступность и постепенность усложнения игрового задания, наглядность и выразительность игрового материала, учет индивидуальных медико-психологических показаний, возможностей и интересов детей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития (по Л.С.Выготскому).
Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные, а также психокоррекционные сказкотерапевтические игры.
По мнению многих специалистов (Е. А. Стребелева, О. С. Никольская, Л. А. Головчиц, Н. Д. Соколова, Е. С. Слепович, Л. И. Плаксина и др.), через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации.
В программу вошли игры таких авторов, как: К.Фопель, Е.Коротаева, Н.Л.Кряжева, С.А.Беличева, Н.В.Самоукина, Е.Л. Набойкина. В ее составлении также руководствовалась качествами личности, представленными А.А.Бодалевым (Психология общения М.,1996), необходимыми для успешного общения. Поэтому использовались игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, мышления и воспитанности эмоциональной сферы.
Структура занятий. Занятие включает 5 основных этапов. На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточения внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткие сюжеты составляются педагогом (например, «Кто в домике живет?»), используются стихотворения, потешки для малышей, стихи А. Барто «Игрушки» и т.п. В качестве наглядного материала используются сюжетные игрушки.
На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей. Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений. Здесь могут использоваться сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Возможна первоначальная работа с сокращенными вариантами сказок. Педагог изображает сказку с использованием игрушек или различных видов кукольного театра.
На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки. Используются те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В.Сутеева). Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и флонелеграфа. Далее педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение. Затем педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на флонелеграфе в последовательности появления. Эта работа сопровождается совместным рассказыванием сказки.
Только на четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки. Используются сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», сказка Н. Лабачовой «Чьи башмачки?», сказки В.Сутеева. Педагог читает сказки с показом иллюстраций и последующей беседой по содержанию. После чтения педагог предлагает детям разыграть отдельные элементы сюжета с помощью кукольного театра.
На пятом этапе детей обучают драматизации сказок. Используются занимательные простые сказки. Педагог постепенно включает детей в драматизацию со сменой ролей, исполняемых каждым ребенком.
В результате работы с
детьми достигаются следующие
Содержание психокоррекционной работы представлено групповой формой работы.
Групповая форма работы предполагает коррекционное воздействие не только со стороны воспитателя на каждого ребенка, посещающего занятие, но и внутри группы при взаимодействии участников. Задания подаются по образцу (показу и одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью выполнения тех или иных движений.
В таблице 1 содержится перечень источников, которые использованы при разработке занятий.
Талица 1 - Упражнения и игры для организации занятий в рамках программы «Я – говорю, М – говорим»
Задачи |
Используемые упражнения и игры |
Развитие способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования |
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком Речь 2006. -144с. |
Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно выражать свои |
Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.) Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком Речь 2006. -144с. Зинкевич-Евстигнеева
Т. Д. Тренинг по сказкотера- |
Развитие групповой сплоченности |
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком Речь 2006. -144с. |
Развитие доверия и формирование позитивного отношения к другому |
И.Л.Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2004.; Н.Яковлева Психологическая помщь дошкольнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002; К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т. 4, 3, 1. М.: Генезис, 1999.) |
Снятие эмоционального напряжения. Релаксация |
К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т.1, Т. 2, Т. 3, Т. 4. М.: Генезис, 1999. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком Речь 2006. -144с. |
Развитие творческих способностей |
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком Речь 2006. -144с. Добровольская Т. А. Артпедагогика
и арттерапия в специальном образовании: Учеб. пособие для студ.
сред, и Зинкевич-Евстигнеева
Т. Д. Тренинг по сказкотера- Тихомирова Л. Ф., Нижегородцева
Н. В. Упражнения на каждый день: развитие
внимания и воображения |
Обогащение пассивного и активного словаря детей. |
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком Речь 2006. -144с. |
Содержание занятий.
Занятие 1. Путешествие в страну чувств
Задачи: Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Развитие способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования.
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку.
Релаксационное упражнение «Полет над морем»
Этап 2. Рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств»
Этап 3. Анализ сказки
Этап 4. Драматизация сказки «Путешествие в страну чувств»
Этап 5. Ритуал «выхода» из сказки.
Этап 6. Интеграция - Связь нового опыта с реальной жизнью.
Этап 7. Резюмирование
Занятие 2. Муха-Цокотуха
Задачи:
Идентификация себя со сказочным героем.
Актуализация чувств: радости, страха, гнева.
Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними физические ощущения.
Развитие саморегуляции.
Стабилизация нервных процессов.
Развитие творческих способностей.
Раскрытие ресурсного состояния.
Сплочение группы.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Путешествие на корабле»
Этап 2. Чтение сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского
Этап 3. Анализ сказки
Этап 4. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»
Этап 5. Игра «Воздушное настроение»
Этап 6. Резюмирование
Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки
Занятие 3. Муравьишки.
Задачи: Обучение детей пониманию своих чувств и чувств других.
Развитие сенсорной сферы.
Формирование представлений о символическом изображении вещей.
Обогащение пассивного и активного словаря детей.
Развитие познавательного интереса.
Освоение окружающей действительности.
Развитие самоконтроля.
Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение «Ладошки»
Этап 2. Рассказывание сказки «Муравьишки»
Этап 3. Анализ сказки
Этап 4. Игра-драматизация по сказке «Муравьишки»
Этап 5. Дидактическая игра «Муравьи»
Этап 6. Психогимнастика «Муравьи»
Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Ладошки»
Занятие 4. Спрячь мышку
Задачи:
Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Развитие произвольного внимания и памяти.
Формирование восприятия внешнего выражения эмоций.
Развитие общей моторики.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Паутина»
Этап 2. Рассказывание сказки «Про кота Рыжика»
Этап 3. Этюд «Повторяка»
Этап 4. Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Этап 5. Подвижная игра «Кот и мыши»
Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки.
Занятие 5. Теремок
Задачи:
Обучение способам адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Сплочение детского коллектива.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Коррекция и развитие психомоторной сферы.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие речи.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»
Этап 2. Рассказывание сказки «Теремок»
Этап 3. Драматизация сказки «Теремок»
Этап 4. Дидактическая игра «Теремок»
Этап 5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»
Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»
Занятие 6. Сказка о рыбках
Задачи:
Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Развитие познавательного интереса.
Развитие речи.
Развитие произвольного внимания, памяти.
Расширение представлений о животном мире, закрепление (формирование) знаний о строении рыбы.
Развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе.
Обучение адекватным способам реагирования.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Раскрытие творческого потенциала.
Обогащение
положительного эмоционального опыта.
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку.
Статическая медитация «Путешествие на облаке» (1 часть)