Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:55, аттестационная работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП. Цель исследования: создание условий для развития коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей с церебральным параличом.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
- осуществить сравнительную характеристику особенностей коммуникации детей, не имеющих нарушений в развитии, и детей с ДЦП;...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
Понятие и характерные особенности развития детей
с ДЦП, формы ДЦП…………………………………………………………..….5
1.2.Сравнительная характеристика развития коммуникации у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии и у детей с ДЦП………………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Описание программы формирования коммуникативных умений и навыков с элементами сказкотерапии у детей с ДЦП………………………18
2.2 Мониторинг сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП в результате обучения……………………………...21
2.3 Рекомендации по использованию элементов сказкотерапии для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ДЦП……..29
Выводы по второй главе ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………34
Приложения …………………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

2-Й ВАРИАНТ 

Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает  кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т.д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

3-Й ВАРИАНТ 

Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.

Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все  играющие хлопают дважды. В конце  составленного предложения все  хлопают в ладоши трижды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  8

Программа

развития коммуникативных  умений и навыков детей с ДЦП

«Я – говорю, мы - говорим»

 

В последнее время  число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих  вследствие внутриутробных, родовых  или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.

В наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С.Выготским и в работах ведущих дефектологов и психологов. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности.

Психодиагностика детей  с ограниченными возможностями показала, что основной блок психологических затруднений составляют: личностная незащищенность (100%), трудности в общении (78%), чувство неполноценности (53%), депрессия (49.5%), зависимость (40%), агрессия (40%).

Как видно из этих данных, трудности в общении у детей с ДЦП занимают далеко не последнее место. Поэтому, важно детей с инвалидностью с раннего возраста учить искусству общения, воспитывать в них творческую активность, не давать развиться чувству ненужности. Это подвело нас к составлению  программы по развитию коммуникативных умений и навыков для детей с двигательными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 Программа  решает следующие основные задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы в группе.
  2. Раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
  3. Научение правилам поведения в обществе, взаимодействия с окружающими.
  4. формирование умения слушать, задавать вопросы,
  5. Развитие воображения, логического мышления, речи.
  6. Расширение объема памяти.
  7. Воспитание эмоциональной сферы.
  8. Развитие и закрепление уверенного поведения.

Основными принципами построения программы являются доступность и постепенность усложнения игрового задания, наглядность и выразительность игрового материала, учет индивидуальных медико-психологических показаний, возможностей и интересов детей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития (по Л.С.Выготскому).

Для того чтобы достичь  положительных результатов в  работе с детьми, имеющими особенности  развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные, а также психокоррекционные сказкотерапевтические игры.

По мнению многих специалистов (Е. А. Стребелева, О. С. Никольская, Л. А. Головчиц, Н. Д. Соколова, Е. С. Слепович, Л. И. Плаксина и др.), через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации.

В программу вошли  игры таких авторов, как: К.Фопель, Е.Коротаева, Н.Л.Кряжева, С.А.Беличева, Н.В.Самоукина, Е.Л. Набойкина. В ее составлении также руководствовалась качествами личности, представленными А.А.Бодалевым (Психология общения М.,1996), необходимыми для успешного общения. Поэтому использовались игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, мышления и воспитанности эмоциональной сферы.

Структура занятий. Занятие включает 5 основных  этапов. На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточения внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткие сюжеты составляются педагогом (например, «Кто в домике живет?»),  используются стихотворения, потешки для малышей, стихи А. Барто «Игрушки» и т.п. В качестве наглядного материала используются сюжетные игрушки.

На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей. Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений. Здесь могут использоваться сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Возможна первоначальная работа с сокращенными вариантами сказок. Педагог изображает сказку с использованием игрушек или различных видов кукольного театра.

На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки. Используются те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В.Сутеева). Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и флонелеграфа. Далее педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение. Затем педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на флонелеграфе в последовательности появления. Эта работа сопровождается совместным рассказыванием сказки.

 

Только на четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки. Используются сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», сказка Н. Лабачовой «Чьи башмачки?», сказки В.Сутеева. Педагог читает сказки с показом иллюстраций и последующей беседой по содержанию. После чтения педагог предлагает детям разыграть отдельные элементы сюжета с помощью кукольного театра.

  На пятом этапе детей обучают драматизации сказок. Используются занимательные простые сказки. Педагог постепенно включает детей в драматизацию со сменой ролей, исполняемых каждым ребенком.

В результате работы с  детьми достигаются следующие первичные  умения: слушать педагога;  отвечать на вопрос  педагога  воспроизводить речевой материал с соответствующей интонацией и мимикой:  аккуратно обращаться с игровыми предметами:  подражать манипуляциям с игровыми предметами;  воспринимать отдельные плоские изображения и видеоряд;  воспринимать сюжет с опорой на наглядность.

Содержание психокоррекционной работы представлено групповой формой работы.

Групповая форма работы предполагает коррекционное воздействие  не только со стороны воспитателя  на каждого ребенка, посещающего  занятие, но и внутри группы при взаимодействии участников. Задания подаются по образцу (показу и одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью выполнения тех или иных движений.

В таблице 1 содержится перечень источников, которые использованы при  разработке занятий.

Талица 1 -   Упражнения и игры для организации  занятий в рамках программы «Я – говорю, М – говорим»

 

Задачи 

Используемые  упражнения и игры

Развитие способности  слушать другого, следить за ходом мыслей и умения выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования

Набойкина Е.Л. Сказки и  игры с «особым» ребенком  Речь 2006. -144с.

Развитие способностей распознавать эмоции и умения адекватно  выражать свои 

 Н.Яковлева Психологическая  помощь дошкольнику. СПб.: Валери  СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.)

Набойкина Е.Л. Сказки и  игры с «особым» ребенком  Речь 2006. -144с.

Зинкевич-Евстигнеева  Т. Д. Тренинг по сказкотера- 
пии. СПб.: Речь, 2000.

Развитие групповой  сплоченности 

Набойкина Е.Л. Сказки и  игры с «особым» ребенком  Речь 2006. -144с.

Развитие доверия и  формирование позитивного отношения  к другому  

И.Л.Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2004.; Н.Яковлева Психологическая помщь  дошкольнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002;

 К.Фопель Как научить  детей сотрудничать? Психологические  игры и упражнения. Т. 4, 3, 1. М.: Генезис, 1999.)

Снятие эмоционального напряжения. Релаксация

К.Фопель Как научить  детей сотрудничать? Психологические  игры и упражнения. Т.1, Т. 2, Т. 3, Т. 4. М.: Генезис, 1999.

Набойкина Е.Л. Сказки и  игры с «особым» ребенком  Речь 2006. -144с.

Развитие творческих способностей

Набойкина Е.Л. Сказки и  игры с «особым» ребенком  Речь 2006. -144с.

Добровольская Т. А. Артпедагогика  и арттерапия в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред, и 
высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Зинкевич-Евстигнеева  Т. Д. Тренинг по сказкотера- 
пии. СПб.: Речь, 2000.

Тихомирова Л. Ф., Нижегородцева  Н. В. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения 
дошкольников. Ярославль, 2002.

Обогащение пассивного и активного словаря детей.

Набойкина Е.Л. Сказки и  игры с «особым» ребенком  Речь 2006. -144с.


 

Содержание  занятий.

 

Занятие 1. Путешествие в страну чувств

Задачи: Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.

Развитие способности  слушать другого, следить за ходом мыслей и умения выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования.

Развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Сплочение группы.

Этап 1. Ритуал «входа»  в сказку.

Релаксационное  упражнение «Полет над морем»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Путешествие в страну чувств»

Этап 3. Анализ сказки

Этап 4. Драматизация сказки «Путешествие в страну чувств»

Этап 5. Ритуал «выхода» из сказки.

Этап 6. Интеграция -  Связь нового опыта с реальной жизнью.

Этап 7. Резюмирование

 

Занятие 2. Муха-Цокотуха

Задачи:

Идентификация себя со сказочным героем.

Актуализация  чувств: радости, страха, гнева.

Развитие  умения различать эмоциональные  состояния и связанные с ними  физические ощущения.

Развитие  саморегуляции.

Стабилизация  нервных процессов.

Развитие  творческих способностей.

Раскрытие ресурсного состояния.

Сплочение группы.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Путешествие на корабле»

Этап 2. Чтение сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского

Этап 3. Анализ сказки

Этап 4. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»

Этап 5. Игра «Воздушное настроение»

Этап 6. Резюмирование

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки

 

Занятие 3.  Муравьишки.

Задачи: Обучение детей пониманию своих чувств и чувств других.

Развитие  сенсорной сферы.

Формирование   представлений   о  символическом  изображении вещей.

Обогащение  пассивного и активного словаря  детей.

Развитие  познавательного интереса.

Освоение  окружающей действительности.

Развитие самоконтроля.

Снятие  эмоционально-психического  и  телесного напряжения.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение «Ладошки»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Муравьишки»

Этап 3. Анализ сказки

Этап 4. Игра-драматизация по сказке «Муравьишки»

Этап 5. Дидактическая  игра «Муравьи»

Этап 6. Психогимнастика  «Муравьи»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Ладошки»

 

Занятие 4. Спрячь мышку

Задачи:

Коррекция    и    развитие   сенсорно-перцептивной сферы.

Развитие  произвольного внимания и памяти.

Формирование  восприятия  внешнего  выражения  эмоций.

Развитие  общей моторики.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Паутина»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Про кота Рыжика»

Этап 3. Этюд «Повторяка»

Этап 4. Дидактическая  игра «Спрячь мышку»

Этап 5. Подвижная  игра «Кот и мыши»

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки.

 

Занятие 5. Теремок

Задачи:

Обучение  способам адекватного выражения  различных эмоциональных состояний.

Сплочение детского коллектива.

Развитие  сенсорно-перцептивной сферы.

Коррекция и  развитие психомоторной сферы.

Совершенствование коммуникативных навыков.

Развитие  речи.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебный фургон»

Этап 2. Рассказывание  сказки «Теремок»

Этап 3. Драматизация сказки «Теремок»

Этап 4. Дидактическая  игра «Теремок»

Этап 5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»

Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»

 

Занятие 6. Сказка о рыбках

Задачи:

Коррекция    и    развитие   сенсорно-перцептивной сферы.

Развитие  мелкой моторики рук и координации  движений.

Развитие  познавательного интереса.

Развитие  речи.

Развитие  произвольного внимания, памяти.

Расширение  представлений о животном мире, закрепление (формирование) знаний о строении рыбы.

Развитие  эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе.

Обучение  адекватным способам реагирования.

Совершенствование коммуникативных навыков.

Раскрытие творческого  потенциала.

Обогащение  положительного эмоционального опыта. 
Этап 1. Ритуал «входа» в сказку.

Статическая медитация «Путешествие на облаке» (1 часть)

Информация о работе Формирование коммуникативных умений и навыков с использованием элементов сказкотерапии у детей c детским церебральным параличом