Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

     Гражданское воспитание средствами общественных дисциплин  можно представить на трёх уровнях:

     — теоретическая часть определяется социальным заказом общества, потребностями  личности; она включает в себя концепции  и идеи, положенные в основу курса (общественных дисциплин);

     — содержательная часть включает в  себя учебные пособия, разработанные  на основе составленных программ и  методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса;

     — деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских  качеств средствами содержания курса  и деятельность учащихся по созданию себя - гражданина.

     Для успешного воспитания гражданских  качеств средствами общественных дисциплин  необходимо:

     1) увеличение доли практикумов,  разработанных на основе поисковых  и продуктивных методов обучения. Такие занятия активизируют ученика,  при этом он вовлекается в  процесс самостоятельного поиска  «открытия» новых знаний, решает  вопросы проблемного характера;

     2) усиление мотивации, осознание  важности, а также целесообразности  изучения данного предмета в  целом и отдельных его разделов;

     3) увеличение социологических и  диагностических методов в работе  учителя.

     Важную  роль в гражданском становлении  школьников имеет деятельность.  Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую.

     Значимое  место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность учащихся. Воспитательный аспект их в  гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить школьников художественному «ремеслу», а в  том, чтобы дать образное видение  мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина. То есть на уроках технологии дети не должны научиться  правильно и искусно обжигать горшки или тачать сапоги, они должны понять, что существуют такие профессии, что профессии эти такие же важные как и современный программист, врач, милиционер или управляющий  банком. Дети должны с детства осознать, что не стоит оскорблять человека только потому, что он занят гончарным  делом или является поваром в  детском саду.

     Гражданское воспитание школьников в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов. Творческим исполнением жизни  называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет  тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств.

     Несмотря  на различия, все виды детских игр  с педагогической точки зрения, воспитания гражданственности имеют много  общего. Их воспитательный потенциал  зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой  в сюжетах игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом  игры как деятельности, требующей  достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения в процессе достижения успеха, проявления определённых гражданских  качеств.

     При организации любого мероприятия, направленного  на воспитание тех или иных гражданских  качеств, нужна чёткая его целенаправленность.

     Кардинальной  перестройки с целью решения  задач гражданского воспитания требуют  содержание и организация труда  в школе. Труд — это жизнедеятельность человека в обществе. Труд школьника имеет особую значимость.

     Эта значимость кроется в его воспитательном аспекте.

     Неограниченные  возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать  себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку  в своих силах, повышает степень  гражданской устойчивости. В этом плане можно указать на роль школьных музеев, музейно-краеведческую работу в целом. Большими воспитательными  возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно-краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям. О том, насколько успешно  этот вид общественной деятельности может способствовать формированию гражданских качеств, свидетельствует  опыт создания и деятельности музеев в школах №1, 30, 45 и других. Эти  музеи были созданы своими руками, то есть стенды, вывески, витрины для  экспонатов – все было создано  старшеклассниками со своим учителем на уроках технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по второй главе.

      С точки зрения современной системы  образования и формирования активной гражданской позиции у школьников цель общения человека с трудовой деятельностью – это выработка  потребности человека к самосовершенствованию, а также к совершенствованию  окружающего мира, в котором человек  находится.

        С точки зрения современных  учителей гражданская позиция  школьников должна заключаться  в следующем:

     - присутствие понятия основных социальных ролей - дочери, сына;

     - присутствие преемственности поколений, семейные традиции;

      - наличие любовь к Родине, гордость;

     - наличие гражданского долга;

     - активность жизненной позиции;

     - соблюдение правил и норм поведения;

     - верность долгу;

     - профессиональное самоопределение  и польза обществу;

     - призвание и успех в жизни;

     - роль коллектива;

     - уважение других людей;

     - сопереживание и участие;

     - лидерская позиция и др.;

     С помощью системы нетрадиционных уроков все эти качества должны прививаться  на уроках технологии, но для этого  у самого учителя должна быть сформирована активная гражданская позиция.

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии