Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
Гражданское воспитание средствами общественных дисциплин можно представить на трёх уровнях:
—
теоретическая часть
— содержательная часть включает в себя учебные пособия, разработанные на основе составленных программ и методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса;
— деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских качеств средствами содержания курса и деятельность учащихся по созданию себя - гражданина.
Для успешного воспитания гражданских качеств средствами общественных дисциплин необходимо:
1)
увеличение доли практикумов,
разработанных на основе
2)
усиление мотивации, осознание
важности, а также целесообразности
изучения данного предмета в
целом и отдельных его
3)
увеличение социологических и
диагностических методов в
Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность. Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющих значимое влияние на воспитание Гражданина, можно отнести: аудиторную, кружковую, краеведческую, поисково-исследовательскую, экологическую, правоохранительную, патриотическую, общественно-политическую.
Значимое место в гражданском воспитании занимает искусство, художественная деятельность учащихся. Воспитательный аспект их в гражданском воспитании очевиден. Цель не в том, чтобы обучить школьников художественному «ремеслу», а в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина. То есть на уроках технологии дети не должны научиться правильно и искусно обжигать горшки или тачать сапоги, они должны понять, что существуют такие профессии, что профессии эти такие же важные как и современный программист, врач, милиционер или управляющий банком. Дети должны с детства осознать, что не стоит оскорблять человека только потому, что он занят гончарным делом или является поваром в детском саду.
Гражданское воспитание школьников в процессе обучения осуществляется через разнообразие методов. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения, воспитания гражданственности имеют много общего. Их воспитательный потенциал зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключённой в сюжетах игры; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения в процессе достижения успеха, проявления определённых гражданских качеств.
При организации любого мероприятия, направленного на воспитание тех или иных гражданских качеств, нужна чёткая его целенаправленность.
Кардинальной перестройки с целью решения задач гражданского воспитания требуют содержание и организация труда в школе. Труд — это жизнедеятельность человека в обществе. Труд школьника имеет особую значимость.
Эта значимость кроется в его воспитательном аспекте.
Неограниченные
возможности для гражданского воспитания
имеет дополнительное образование,
которое позволяет ученику
Выводы по второй главе.
С
точки зрения современной системы
образования и формирования активной
гражданской позиции у
С точки зрения современных учителей гражданская позиция школьников должна заключаться в следующем:
- присутствие понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
- присутствие преемственности поколений, семейные традиции;
- наличие любовь к Родине, гордость;
- наличие гражданского долга;
- активность жизненной позиции;
-
соблюдение правил и норм
- верность долгу;
-
профессиональное
- призвание и успех в жизни;
- роль коллектива;
- уважение других людей;
- сопереживание и участие;
- лидерская позиция и др.;
С помощью системы нетрадиционных уроков все эти качества должны прививаться на уроках технологии, но для этого у самого учителя должна быть сформирована активная гражданская позиция.
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии