Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

       Введение.

    Не  подлежит сомнению, что в современной  школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан  России. Сегодня в основополагающих государственных документах, определяющих общие направления развития и  совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданина выдвинуты  на первый план. Однако на практике нередко  необходимая систематическая работа в указанном направлении подменяется  отдельными «воспитательными» мероприятиями, что, естественно, малоэффективно.

    Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан  России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в  нашей стране гражданского общества и правового государства.

    Сегодня гражданское образование становится необходимой составной частью образовательного процесса в российской школе. Гражданское  образование - это воспитание и обучение, ориентированные на формирование гражданских  свойств личности.

    Достойный гражданин России - это человек, обладающий широкими правами, адекватными Международной  хартии прав человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия  и произвола, - человек, честно, по велению  сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь  с Отечеством, его прошлым, настоящим  и будущим, постоянно берущий  на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче.

    Можно выделить три взаимосвязанных направления  гражданского образования, это:

    - формирование у школьников социально-гражданской  компетентности, в основе которой  совокупность знаний в области  социологии, этики, права, экономики,  политологии, позволяющих свободно  ориентироваться в жизни гражданского  общества, правильно определять  способы своего поведения и  жизненные планы;

    - воспитание гражданственности, предполагающей  у человека системы социально  и нравственно значимых ценностных  ориентиров, питающих чувства причастности  к судьбе Отечества, определяющих  готовность принять на себя  моральную ответственность за  его прошлое, настоящее, будущее,  установку на активное участие  в развитии своей страны, в  общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;

    - создание условий для развития  гражданской активности, накопления  учащимися опыта реальных социально  значимых дел, участия в гражданских  объединениях и акциях, направленные  на защиту прав граждан, укрепление  правопорядка и т.д.

    Воспитание  юной личности в духе гражданственности  на основе развития нравственных чувств и ориентиров – очень сложная  задача, решение которой требует  особого такта и педагогического  мастерства.

    Проанализировав литературу по формированию активной гражданской позиции учащихся, мы пришли к выводу, что существующие методики не достаточно разработаны  и описаны.

    На  каждый школьный предмет необходима своя, адаптированная методика по формированию активной гражданской позиции учащихся.

    Поставим  цель и выделим предмет и объект нашей предквалифиционной работы.

     Разработанность проблемы: проблемой воспитания гражданственности у школьников на уроках технологии ранее занимались такие известные теоретики, как А. Макаренко, Л.С. Выготский. Также некоторые принципы разрабатывались психологами А.Ф. Лазурецким, Я.А. Каменским, К.Д. Ушинским. Системой нетрадиционных уроков занимались Трофимова О.В., Подласый И.П., Селевко Г.В. 

    Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии

    Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии

    Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии

    Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

    Задачи:

  1. В психолого-педагогической литературе рассмотреть особенности формирования гражданской позиции.
  2. Разработать и экспериментально проверить методику по формированию активной гражданской позиции на уроках технологии.
  3. Теоретически обосновать особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии.

    Методика  исследования включает в себя анализ психолого-педагогической литературы, тест «Оценка нравственной направленности личности» (Андреев А.А.). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава I.  Формирование гражданской позиции  и гражданского воспитания школьников.

§1.2. Историко – педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников.

      В России содержание понятия «гражданин»  менялось на протяжении длительного  периода и в настоящее время  в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей  стране находится в стадии становления  и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с  одной стороны – юридической, общий смысл которой сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает  свои права и обязанности, но и  уважает права другого, видя в  этом залог прогрессивного развития страны.

     Общественная  потребность в гражданском образовании  личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование  определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения  правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и  обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной  жизни и деятельности в демократическом  правовом государстве, гражданском  обществе. Международные обязательства  России, в частности, ее членство в  Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно  более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть  на преемственность поколений в  плане защиты национальных интересов  России.

     В истории гражданского образования  и воспитания в России исследователи  выделяют три больших этапа: царский (1901 – 1917 гг.), советский (начало 20-х –  конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 –2005 гг.).

     На  первом этапе основные задачи школы  – подготовка учащихся к труду, вузу и пр. Второй этап условно разделяется  на четыре периода, в течение которых  менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания:

     1. (20-е – начало 30-х годов). Решаются  задачи всеобщего начального  образования детей и молодежи, ликвидации безграмотности и  малограмотности взрослого населения.  Основные задачи школы также - подготовка учащихся к труду. Историко-педагогический анализ показывает, что вопрос о создании после победы Октября трудовой школы, которая по мере создания необходимых условий должна была наращивать темпы преобразования в трудовую политехническую, решался именно в русле реализации задач гражданского воспитания. Это прослеживается в намерении соединить участие школьников в производительном труде с теоретическим изучением технических и социально-экономических основ производства, с развитием навыков мышления, необходимых выпускнику школы как будущему организатору производства, хозяину индустриально развивающейся страны. [4]

     Необходимостью  подготовки «нового гражданина»  было продиктовано и введение в 1922 г. программ ГУСа, главная идея которых состояла в том, чтобы органично связать обучение с посильным участием школьников в конкретных видах общественно полезной деятельности, имеющей значение не только для коллектива школы, но и для района, города, прививать школьникам умение непосредственно в ходе обучения не только созерцать окружающую действительность, но и изменять ее к лучшему (Струминский). Каждый учебный концентр должен был представлять собою этап «врастания» (Шульман) в общественно-трудовую жизнь пролетариата и крестьянства. Принципиально новым являлось то, что согласно программам ГУСа педагогические коллективы школ становились непосредственными организаторами участия школьников в общественно полезной деятельности. 

     Для 1920-х гг. были характерны такие тенденции  развития практики гражданского воспитания: организация коллективного производительного  труда и общественно полезной деятельности (нередко в ущерб  обучению) в единстве с политическим информированием, организацией ученического самоуправления, высокой активностью  деятельности пионерских и комсомольских  организаций.

     2. (Середина 30-х – конец 50-х годов). Главной задачей этого периода  являлось осуществление неполного  среднего образования детей и  молодежи – сначала семилетнего,  затем восьмилетнего. Восстановилось  совместное обучение девочек  и мальчиков, вводились новые  учебные планы и программы,  активно развивались трудовое  обучение и воспитание.

     Этот  этап в динамике гражданского воспитания обусловлен возвратом   к патерналистской  парадигме формирования личности гражданина. Для этого этапа характерны ограничение  демократических основ деятельности школы, деформация отношений сотрудничества между учителями и учащимися, сужение прав ученического самоуправления, что в конечном счете привело  к прекращению деятельности этих органов школьной общественности. В  условиях командно-административной системы  была утрачена целевая установка  на подготовку в процессе труда будущих  хозяев страны, в чем можно усмотреть  одну из причин отказа от трудового  характера школы: уроки труда  были отменены, школьные мастерские ликвидированы. Исключением явился опыт А.С. Макаренко, организовавшего в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство, основанное на последних достижениях науки  и техники, с отношениями соуправления в процессе организации коллективного  труда. [5]

     Интерес для исследования представляет тот  факт, что кризисные моменты в  гражданском воспитании были связаны  именно с утратой трудовой направленности работы школы. Так, в начале 1950-х гг. сказался результат долгих лет отсутствия связи обучения с производительным трудом, что выразилось в снижении трудовой мотивации молодежи. Высшая школа могла принять немногим более трети выпускников средней школы, а родители, действуя по традиции, наметившейся в 1930-х гг., ориентировали детей исключительно на продолжение образования в вузе. Выпускники школ год за годом нигде не работали, надеясь, что удастся поступить в вуз. В данном случае страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности значительной части выпускников школ, что разрушало основы гражданского воспитания. Необходимостью разрешить это противоречие были продиктованы решения ноябрьского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важнейшей функции школы подготовку технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Учащиеся старших классов совмещали обучение с трудом на производстве и одновременно с аттестатом зрелости получали свидетельство о приобретенной специальности. Однако массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. В условиях сокращения сферы домашнего труда и отказа школы от организации производственной деятельности учащихся старшеклассники были обречены на роль потребителей, иждивенцев, что резко подорвало основу для воспитания гражданственности.

     3. (60-е – 70-е годы). Введено восьмилетнее  обязательное образование и одиннадцатилетнее  полное среднее, расширяется сеть  вечерних (сменных) школ рабочей  молодежи.

     4. (70-е – конец 80-х годов). Реформа  общеобразовательной и профессиональной  школы, цель которой – формирование  гармонически развитой личности  через совершенствование структуры  образования. 

     В этот период происходит утрата трудового  содержания жизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение, требование, поощрение  и наказание, превалирование форм словесного воздействия на сознание; с 1990-х гг. до настоящего времени − возрождение производительного труда школьников в ряде регионов страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии