Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
Введение.
Не
подлежит сомнению, что в современной
школе наиболее актуальными являются
задачи воспитания молодых граждан
России. Сегодня в основополагающих
государственных документах, определяющих
общие направления развития и
совершенствования общего образования,
задачи воспитания гражданина выдвинуты
на первый план. Однако на практике нередко
необходимая систематическая
Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.
Сегодня
гражданское образование
Достойный гражданин России - это человек, обладающий широкими правами, адекватными Международной хартии прав человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, - человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущий на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче.
Можно
выделить три взаимосвязанных
-
формирование у школьников
-
воспитание гражданственности,
-
создание условий для развития
гражданской активности, накопления
учащимися опыта реальных
Воспитание
юной личности в духе гражданственности
на основе развития нравственных чувств
и ориентиров – очень сложная
задача, решение которой требует
особого такта и
Проанализировав литературу по формированию активной гражданской позиции учащихся, мы пришли к выводу, что существующие методики не достаточно разработаны и описаны.
На каждый школьный предмет необходима своя, адаптированная методика по формированию активной гражданской позиции учащихся.
Поставим цель и выделим предмет и объект нашей предквалифиционной работы.
Разработанность
проблемы: проблемой воспитания гражданственности
у школьников на уроках технологии ранее
занимались такие известные теоретики,
как А. Макаренко, Л.С. Выготский. Также
некоторые принципы разрабатывались психологами
А.Ф. Лазурецким, Я.А. Каменским, К.Д. Ушинским.
Системой нетрадиционных уроков занимались
Трофимова О.В., Подласый И.П., Селевко Г.В.
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
Методика
исследования включает в себя анализ
психолого-педагогической литературы,
тест «Оценка нравственной направленности
личности» (Андреев А.А.).
Глава I. Формирование гражданской позиции и гражданского воспитания школьников.
§1.2. Историко – педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников.
В
России содержание понятия «гражданин»
менялось на протяжении длительного
периода и в настоящее время
в педагогической литературе не всегда
можно найти его четко
Общественная
потребность в гражданском
В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа: царский (1901 – 1917 гг.), советский (начало 20-х – конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 –2005 гг.).
На первом этапе основные задачи школы – подготовка учащихся к труду, вузу и пр. Второй этап условно разделяется на четыре периода, в течение которых менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания:
1.
(20-е – начало 30-х годов). Решаются
задачи всеобщего начального
образования детей и молодежи,
ликвидации безграмотности и
малограмотности взрослого
Необходимостью
подготовки «нового гражданина»
было продиктовано и введение в 1922
г. программ ГУСа, главная идея которых
состояла в том, чтобы органично связать
обучение с посильным участием школьников
в конкретных видах общественно полезной
деятельности, имеющей значение не только
для коллектива школы, но и для района,
города, прививать школьникам умение непосредственно
в ходе обучения не только созерцать окружающую
действительность, но и изменять ее к лучшему
(Струминский). Каждый учебный концентр
должен был представлять собою этап «врастания»
(Шульман) в общественно-трудовую жизнь
пролетариата и крестьянства. Принципиально
новым являлось то, что согласно программам
ГУСа педагогические коллективы школ
становились непосредственными организаторами
участия школьников в общественно полезной
деятельности.
Для
1920-х гг. были характерны такие тенденции
развития практики гражданского воспитания:
организация коллективного
2.
(Середина 30-х – конец 50-х годов).
Главной задачей этого периода
являлось осуществление
Этот
этап в динамике гражданского воспитания
обусловлен возвратом к патерналистской
парадигме формирования личности гражданина.
Для этого этапа характерны ограничение
демократических основ
Интерес для исследования представляет тот факт, что кризисные моменты в гражданском воспитании были связаны именно с утратой трудовой направленности работы школы. Так, в начале 1950-х гг. сказался результат долгих лет отсутствия связи обучения с производительным трудом, что выразилось в снижении трудовой мотивации молодежи. Высшая школа могла принять немногим более трети выпускников средней школы, а родители, действуя по традиции, наметившейся в 1930-х гг., ориентировали детей исключительно на продолжение образования в вузе. Выпускники школ год за годом нигде не работали, надеясь, что удастся поступить в вуз. В данном случае страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности значительной части выпускников школ, что разрушало основы гражданского воспитания. Необходимостью разрешить это противоречие были продиктованы решения ноябрьского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важнейшей функции школы подготовку технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Учащиеся старших классов совмещали обучение с трудом на производстве и одновременно с аттестатом зрелости получали свидетельство о приобретенной специальности. Однако массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. В условиях сокращения сферы домашнего труда и отказа школы от организации производственной деятельности учащихся старшеклассники были обречены на роль потребителей, иждивенцев, что резко подорвало основу для воспитания гражданственности.
3.
(60-е – 70-е годы). Введено восьмилетнее
обязательное образование и
4.
(70-е – конец 80-х годов). Реформа
общеобразовательной и
В этот период происходит утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение, требование, поощрение и наказание, превалирование форм словесного воздействия на сознание; с 1990-х гг. до настоящего времени − возрождение производительного труда школьников в ряде регионов страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии