Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
Педагогический
аспект рассмотрения «гражданской позиции»
говорит о возможности
Изучив педагогический опыт (Л.И.Божович, Т.В.Болотиной, Н.М.Воскресенской, Н.Я.Мещеряковой, В.И.Попова, О.Н.Прокопец, И.В.Молодцовой, Л.Н.Щербаковой и др.), нами выделены составляющие гражданской позиции ученика могут являться следующие качества личности:-
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
-
гражданственность (
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
Инновационная технология учебно-воспитательного «погружения», разработанная и апробированная в МОУ СОШ №45 в течение 4-х лет система воспитательных «погружений», которая основана на концепции воспитания Человека Культуры (Е.В. Бондаревская), направлена на формирование гражданской позиции школьников.
Вся система воспитательной деятельности школы основана на компонентах личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности (Е.В.Бондаревская):
а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающие общечеловеческие ценности, отношение человека к миру, людям, самому себе;
б)
культурологический - различные «культурные
задания» и культурные среды, в которых
разворачивается
в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;
г) морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;
д) гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств: отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;
е) личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самовоспитания, проектирования своего поведения;
ж) индивидуально-творческий - средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.
Данные компоненты позволяют раскрыть деятельность школы через реализацию воспитательных направлений, которые легли в основу системы «погружений».
Используя компетентностный подход в воспитании подрастающего поколения, мы добились большей включенности всех субъектов образовательного процесса в воспитание Человека Культуры, гражданина и патриота свей родины. На протяжении четырех лет воспитательная работа в школе строится на основе модульной системы, с максимальным включением всех субъектов образовательного процесса в реализацию авторской системы «погружений» (специальная организация концентрации внимания и усилий исследовательской направленности группы людей на проблеме, решение которой достигается посредством интеграции индивидуальной и коллективной форм работы). Благодаря данной технологии учащееся различных групп (одаренные дети, дети с девиантным поведение, с нарушением в интеллектуальном или социальном развитии, из детского дома и др.) смогли включиться в воспитательный процесс. Для каждого учащегося в данной технологии находится свое дело, занятие по его желаниям, возможностям и способностям.
-
модульные погружения
-
тематические погружения. Чаще
всего данное погружение имеет
общее тему с темой модуля,
но является однодневным
-
выездные погружения, проводимые
вне территории школы, в
-
предметные погружения, которые
организовывает и реализует
-
межпредметные (
-
индивидуальные (исследовательские
или проектные) погружения. Погружения
учащегося и педагога в
Все погружения, проводимые в рамках учебно-воспитательного плана работы направлены на формирование гражданской позиции, становление человека нравственного, здорового, культурно-образованного, обладающего лидерскими способностями, активной жизненной позицией, имеющего возможность реализовать свои способности.
Направления воспитательной деятельности школы организованы и реализуются с учетом воспитания здоровой нравственно воспитанной личности, Человека Культуры (свободной, гуманной, духовной, творческой и конкурентноспособной личности), гражданина и патриота своей родины. Нами выделяется 6 основных аспектов, которые сформировали направления воспитательной работы школы:
1.
Направление "Здоровье" ориентировано
на формирование у
2.
Направление "Лидер" позволяет
подготовить подрастающее
3.
Направление "Гражданин - Патриот"
нацелено на формирование
4.
Направление "Нравственность
и эстетика" включает в себя
как воспитательную среду (
5.
Работа в направление "
6.
Направление "Профессия". Профориентационная
работа является составной
Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, основанной на использовании технологии «погружении», способствуют формированию гражданской позиции школьника.
Психолого-педагогические исследования гражданской позиции учащихся школы на протяжении последних четырех лет показали важность и значимость данного направления при формировании и становления Человека Культуры (по теории Е.В. Бондаревской): свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптивной к любым жизненным изменениям, гражданина России.
Проведенные в ноябре 2009 года психолого-педагогические исследования гражданской позиции показывают уровень сформированности у учащихся разных классов понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
-
преемственность поколений,
- любовь к Родине, гордость;
- гражданский долг;
- активность жизненной позиции;
-
соблюдение правил и норм
- верность долгу;
-
профессиональное
- призвание и успех в жизни;
- роль коллектива;
- уважение других людей;
- сопереживание и участие;
- лидерская позиция и др.;
Данные исследования позволили наметить дальнейшие пути воспитания гражданина и патриота своей семьи, школы, города, страны.
В
структуре гражданской позиции,
как интегративного качества личности
учащегося, традиционно выделяются
чувство собственного достоинства,
внутреннюю свободу личности, дисциплинированность,
уважение и доверие к другим гражданам
и к государственной власти, способность
выполнять свои обязанности, гармоничное
сочетание патриотических, национальных
и интернациональных чувств. Установлено,
что гражданская позиция в значительной
степени влияет на мировоззрение школьников,
обусловливает и мотивирует их поведение
и коммуникацию; в содержание гражданского
воспитания входят экономические, политические,
правовые, социальные, этические знания,
и в части решения обозначенных задач,
наибольшая нагрузка возлагается на воспитательную
деятельность образовательного учреждения.
Именно поэтому формировать гражданскую
позицию у подрастающего поколения возможно
только при условии реализации единой
учебно-воспитательной системы, в которой
и задачи, и механизмы, и способы, и принципы
воспитания подчинены единой цели: воспитания
Человека Культуры и гражданина своей
страны.
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии