Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
Актуальная задача - преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль "недорослей", и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего а в жизни.
"Не
для школы - для жизни" - такой
призыв встречал учеников
Школа
жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому
принцип связи воспитания с жизнью
стал одним из основополагающих в
подавляющем большинстве
Подростки
активно стремятся к
В
некоторых воспитательных системах
связь воспитания с жизнью трактуется
суженно как приобщение воспитанников
к труду, посильному участию в
общественном производстве. Это обедняет
процесс воспитания, закрывает пути
для полноправного участия
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
-
понимание учащимися роли
-
уважение к людям труда,
-
развитие способности много и
успешно трудиться, желания
-
понимание общих основ
-
сочетание личных и
-
бережное отношение к
-
нетерпимое отношение к
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
1.
Следует преодолевать
2.
Воспитатель, согласуя свои
3.
Дети обычно стремятся к
4.
Реализация принципа требует
широкого использования на
5.
Участвуя наравне со взрослыми
в решении жизненно важных
вопросов, школьники приучаются
нести ответственность за
6.
Успешно осуществлять принцип
связи воспитания с жизнью
немыслимо без постоянного
7.
Воспитательный процесс должен
быть построен таким образом,
чтобы ребята чувствовали, что
их труд нужен людям обществу,
чтобы он приносил
Выводы по первой главе.
Система образования в России начала образовываться еще в дореволюционное время, которая во времена СССР была основана на одном принципе. Этот принцип заключался в том, что труд и профориентация – это основа всего образования и воспитания. В этом принципе заключалась на тот момент и общественная гражданская позиция. Современная гражданская позиция значительно отличается от той, которая наблюдалась в СССР. Гуманизация и собственное развитие личности являются основными приоритетами современной гражданской активной позиции.
Однако
современная система
В
современной системе
Все это предполагает образование современных моделей воспитания как в целом, так и моделей воспитания гражданина. Гражданское воспитание по этим моделям включает в себя ряд фундаментальных понятий, таких ряд:
«Отечество
– единственная уникальная для человека
Родина, данная ему судьбой». Эти
понятия развивают уважение к
нематериальному духовному, к тому,
что человек должен ценить.
Глава II. Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии.
§2.1. Гражданская позиция школьников с точки зрения современных учителей.
Показателем результативности воспитательных усилий школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и оценивать сложнейшие жизненные процессы, вносить в них новое. Важно воспитать у школьников твердые убеждения, выработать четкие нравственные критерии, которые им нужны в анализе современной обстановки. Перестройка школы нацеливает учителя трудового обучения и технологии так формировать сознание ученика, чтобы он мог осмысливать свой жизненный путь во всей сложности жизненных, трудовых, эстетических взаимосвязей. При этом в первую очередь следует раскрывать эстетику труда и созидания. Приобщение детей к творчеству – верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка – на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша». На занятиях по технологии, ребенок создает реальную вещь, а не компьютерный образ или математическую модель. При этом учащийся обретает уверенность в себе, своих возможностях, ощущает себя равноправным членом общества. При этом высшее мастерство учителя состоит не в том, чтобы навязать учащимся свое видение, а в том, чтобы подвести их к самостоятельному открытию значимости своего труда.
Опыт народа, мудрость поколений – вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. Нельзя познать чужую культуру, если отказался от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа. В нашей школе возрождают изучение народных традиций.
Задачей номер один для всей системы образования становится воспитание духовно-нравственной культуры. В учебном плане выделены специальные часы для бесед об этике, этикете, нравственности.
Надо
не только обучать, но и воспитывать,
давать ребенку возможность
Итак,
высшая цель общения человека с трудовой
деятельностью – это выработка
потребности к
Вопросы
гражданственности и
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников.
Но гражданская позиция, как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.
На философском уровне содержание понятия «гражданская позиция» выявляет ценностные аспекты, проблемы социальной активности и ее значение для общественного становления личности.
На социологическом уровне - положение личности в обществе через систему ее прав и обязанностей, место человека в системе человеческих отношений.
На психологическом уровне можно рассмотреть различные аспекты целостной позиции личности, зависящие от специфики деятельности человека, осмысливаются предпосылки и основания ее гражданского становления, обосновываются механизмы формирования гражданской позиции.
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии