Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

     Актуальная  задача - преодоление в ближайшие  годы апатии, инертности и социального  отчуждения молодежи. Для чего воспитатели  должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль "недорослей", и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего а в жизни.

     "Не  для школы - для жизни" - такой  призыв встречал учеников древнеримских  школ. Уже античные педагоги поняли  бессмысленность воспитания, оторванного  от жизни, практики. Формирование  личности человека находится  в прямой зависимости от его  деятельности, личного участия в обменных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

     Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому  принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в  подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных  направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими  в ней переменами; 2) привлечения  воспитанников к реальным жизненным  отношениям, различным видам общественно  полезной деятельности.

     Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям возможность  достичь необходимого педагогического  эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать  его социальные чувства и стойкие  привычки поведения; пластичность его  нервной системы позволяет достигать  высоких результатов при решении  всех воспитательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятельность  человеческого организма обусловлена  влиянием окружающей среды, условиями  его существования. Это влияние  он назвал "жизненным воспитанием". Такое воспитание - "школу жизни" - проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается  опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в  общественную жизнь.

     В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно как приобщение воспитанников  к труду, посильному участию в  общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправного участия детей  и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд - это  одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему  общественных отношений.

     Правильная  реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

     - понимание учащимися роли труда  в жизни общества и каждого  человека, значения экономической  базы общества для удовлетворения  растущих запросов его граждан;

     - уважение к людям труда, создающим  материальные и духовные ценности;

     - развитие способности много и  успешно трудиться, желания добросовестно  и творчески работать на пользу  общества и свою собственную  пользу;

     - понимание общих основ современного  производства, стремление расширять  политехнический кругозор, овладевать  общей культурой и основами  научной организации труда;

     - сочетание личных и общественных  интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии  с задачами общества и хозяйственными  потребностями;

     - бережное отношение к общественному  достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим  трудом общественную собственность;

     - нетерпимое отношение к проявлениям  бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности  и варварскому отношению к  природным богатствам.

     Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны  проявления этого принципа:

     1. Следует преодолевать абстрактность  и догматизм в социальном и  трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной  и посильной деятельности. Нужно  иметь программу осуществления  требований принципа на уроках  и во внеклассной воспитательной  работе, соблюдать постепенность  в его реализации.

     2. Воспитатель, согласуя свои действия  с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в  общественное производство - учебный  труд, помощь дома и в школе.  Не надо препятствовать желанию  подростков и юношей объединяться  в производственные кооперативы,  хозрасчетные бригады, подрабатывать  во время каникул.

     3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье  чужды природе ребенка. Воспитатель,  не учитывающий это, нарушает  и сдерживает процесс социализации  личности.

     4. Реализация принципа требует  широкого использования на уроках  и во внеклассной воспитательной  работе местного краеведческого  материала.

     5. Участвуя наравне со взрослыми  в решении жизненно важных  вопросов, школьники приучаются  нести ответственность за принятые  решения, у них быстрее и  успешнее формируются гражданские  качества.

     6. Успешно осуществлять принцип  связи воспитания с жизнью  немыслимо без постоянного пересмотра  и обновления содержания, организации  и методики воспитания в соответствии  с преобразованиями в социальной  сфере и хозяйстве страны.

     7. Воспитательный процесс должен  быть построен таким образом,  чтобы ребята чувствовали, что  их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе.

     Система образования в России начала образовываться еще в дореволюционное время, которая во времена СССР была основана на одном принципе. Этот принцип  заключался в том, что труд и профориентация – это основа всего образования  и воспитания. В этом принципе заключалась на тот момент и общественная гражданская позиция. Современная гражданская позиция значительно отличается от той, которая наблюдалась в СССР. Гуманизация и собственное развитие личности являются основными приоритетами современной гражданской активной позиции.

     Однако  современная система образования  и воспитания имеет ряд противоречий, которые мешают здоровому воспитанию гражданина, которая заключается  следующем: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина.

     В современной системе образования  учебно-воспитательный процесс основан  на двух принципах: традиционных и нетрадиционных.

     Все это предполагает образование современных  моделей воспитания как в целом, так и моделей воспитания гражданина. Гражданское воспитание по этим моделям  включает в себя ряд фундаментальных  понятий, таких ряд:

     «Отечество  – единственная уникальная для человека Родина, данная ему судьбой». Эти  понятия развивают уважение к  нематериальному духовному, к тому, что человек должен ценить. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии.

      §2.1. Гражданская позиция школьников с точки зрения современных учителей.

     Показателем результативности воспитательных усилий школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и  оценивать сложнейшие жизненные  процессы, вносить в них новое. Важно воспитать у школьников твердые убеждения, выработать четкие нравственные критерии, которые им нужны в анализе современной  обстановки. Перестройка школы нацеливает учителя трудового обучения и  технологии так формировать сознание ученика, чтобы он мог осмысливать  свой жизненный путь во всей сложности  жизненных, трудовых, эстетических взаимосвязей. При этом в первую очередь следует  раскрывать эстетику труда и созидания. Приобщение детей к творчеству –  верный путь формирования человека высокой  нравственности и культуры. Общеобразовательная  школа должна научить школьника  постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам  красоты. Как тут не вспомнить  высказывания В.А. Сухомлинского: «Дети  любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка – на кончике его  пальцев, и чем выше мастерство, которым  овладела и овладевает рука, тем  умнее ребенок, подросток, юноша». На занятиях по технологии, ребенок создает  реальную вещь, а не компьютерный образ  или математическую модель. При этом учащийся обретает уверенность в  себе, своих возможностях, ощущает  себя равноправным членом общества. При  этом высшее мастерство учителя состоит  не в том, чтобы навязать учащимся свое видение, а в том, чтобы подвести их к самостоятельному открытию значимости своего труда.

     Опыт  народа, мудрость поколений – вот  без чего нельзя воспитать полноценную  личность. Нельзя познать чужую культуру, если отказался от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа. В нашей школе возрождают изучение народных традиций.

     Задачей номер один для всей системы образования  становится воспитание духовно-нравственной культуры. В учебном плане выделены специальные часы для бесед об этике, этикете, нравственности.

     Надо  не только обучать, но и воспитывать, давать ребенку возможность реализовать  себя. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается». Труд как воспитательное средство возможен как часть общей системы,

     Итак, высшая цель общения человека с трудовой деятельностью – это выработка  потребности к самосовершенствованию  и совершенствованию всего окружающего  мира. Такому человеку нетерпимо видеть грубо сделанное изделие, особенно если это результат его собственного труда. Это характеризует его  как гражданина, человека требовательного  как к окружающим, так и к  самому себе.

      Вопросы гражданственности и патриотизма  всегда были в центре внимания общественной и педагогической мысли России, они  отражали объективное состояние  общества на определенном этапе развития и господствующую в нем идеологию. Поскольку изменившаяся  в стране социальная ситуация диктует необходимость  формирования гражданской позиции  в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у  подрастающего поколения становятся очень актуальны.

     На  сегодняшний день не найдено единого  подхода к определению понятия  «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится  в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные  с определением способов и средств  формирования гражданской позиции  школьников.

     Но  гражданская позиция, как междисциплинарное  понятие, в современной науке  можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.

     На  философском уровне содержание понятия  «гражданская позиция» выявляет ценностные аспекты, проблемы социальной активности и ее значение для общественного  становления личности.

     На  социологическом уровне - положение  личности в обществе через систему  ее прав и обязанностей, место человека в системе человеческих отношений.

     На  психологическом уровне можно рассмотреть  различные аспекты целостной  позиции личности, зависящие от специфики  деятельности человека, осмысливаются  предпосылки и основания ее гражданского становления, обосновываются механизмы  формирования гражданской позиции.

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии