Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
В постсоветский период (1991 – 2005 годы) приоритетной становится цель образования личности для ее собственного развития. Активно развивается сеть частных и платных школ. Вновь организуются лицеи, гимназии, колледжи.
Согласно
стратегической политике, гражданско-правовое
образование начинается с детского
сада и продолжается в средней
школе. При этом в равной мере значимы
и приемлемы два реально
Предметный подход к гражданском образованию означает преподавание гражданских дисциплин в ряду других школьных дисциплин – граждановедение, обществознание, экономика и др.
В ряде российских школ вместо курса «Обществоведение» был введен курс «Граждановедение». Отличительными особенностями граждановедческих курсов является сокращение блока знаний, акцентирование ценностных ориентаций личности, поощрение активности обучающихся, использование ролевых игр, проектных форм работы, групповых дискуссий на основе соответствующим образом структурированного содержания.
Государственная
политика в области гражданского
образования в постсоветский
период определена решением коллегии
Минобразования России от 24 декабря 1994
г. «О стратегии развития исторического
и обществоведческого образования
в общеобразовательных
Для более детального рассмотрения данного вопроса и выявления причин неразвитости гражданского воспитания в нашей стране рассмотрим все противоречия, которые возникали в процессе становления системы воспитания ребенка с точки зрения гражданина.
Изучение
состояния гражданского воспитания
школьников позволило выявить ряд
противоречий, которые остаются барьерами
на пути создания системы воспитания
российского гражданина. К этим «тематическим»
противоречиям добавляются
- узкая ранняя профилизация;
- прагматизация среднего общего образования;
-
свертывание подлинной
-
игнорирование идеи
-
распад школы как института
всеобщего образования и
-
рост правонарушений среди
-
резкое снижение уровня
Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В этой ситуации возникает вопрос о том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки. [1]
На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».
Демократизация
общественно-политической жизни также
влияет на характер гражданского воспитания
детей. Очевидно противоречие между
устаревшей, но привычной командно-
Еще
одну группу противоречий гражданского
воспитания относят к духовно-
В
условиях, когда речь идет о создании
гражданского общества и о построении
правового государства, первоочередной
задачей педагогики как авангарда
общественного прогресса
Гражданское
воспитание в современных условиях
− целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс освоения
детьми и молодежью навыков
§1.1. Система нетрадиционных уроков и учебно-воспитательный процесс.
Учебно-воспитательный процесс – это система, на которой основываются все методики и принципы воспитания. Учебно-воспитательный процесс является неотъемлемой частью обучения, воспитания и образования в целом.
Учебно-воспитательный процесс
-
Детерминированность или
-
Целенаправленная реализация
-
Противоречивость. В учебно-воспитательном
процессе происходит
-
Непрерывность. Это значит, что
учебно-воспитательный процесс
-
Многофункциональность. В
-
Организационно-методическая
-
Так же одним из свойств
воспитательного процесса
Помимо свойств в педагогическом процессе выделяют следующие компоненты:
- задачно-целевой;
- субьект-субьетный;
- организационный;
- содержательный;
- методический;
- технологический;
- результативный.
Учебно-воспитательный процесс определяет систему современного образования, которая включает в себя систему традиционных и нетрадиционных уроков. Требуется рассмотреть, как система нетрадиционных уроков применяется на уроках технологии.
Что подразумевается под понятием нетрадиционного урока в современной системе образования? Нетрадиционный урок трудового воспитания понимается как отхождение от норм и правил, которым подчиняется все образование в России. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй
подход трактует НФУ как инновационные,
современные формы урока, появившиеся
в последнее время и имеющие
широкое распространение в
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии