Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

     В постсоветский период (1991 – 2005 годы) приоритетной становится цель образования  личности для ее собственного развития. Активно развивается сеть частных  и платных школ. Вновь организуются лицеи, гимназии, колледжи.

     Согласно  стратегической политике, гражданско-правовое образование начинается с детского сада и продолжается в средней  школе. При этом в равной мере значимы  и приемлемы два реально существующих в педагогической теории и практике подхода к гражданскому образованию  и воспитанию: предметный и интегрированный. Сторонники интегрированного подхода  рассматривают гражданское образование  как учебный предмет и предполагают включение в учебные планы  в рамках дисциплины «обществознание» специальных гражданских курсов.

     Предметный  подход к гражданском образованию  означает преподавание гражданских  дисциплин в ряду других школьных дисциплин – граждановедение, обществознание, экономика и др.

     В ряде российских школ вместо курса  «Обществоведение» был введен курс «Граждановедение». Отличительными особенностями  граждановедческих курсов является сокращение блока знаний, акцентирование ценностных ориентаций личности, поощрение  активности обучающихся, использование  ролевых игр, проектных форм работы, групповых дискуссий на основе соответствующим  образом структурированного содержания.

     Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский  период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического  и обществоведческого образования  в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

      Для более детального рассмотрения данного  вопроса и выявления причин неразвитости гражданского воспитания в нашей  стране рассмотрим все противоречия, которые возникали в процессе становления системы воспитания ребенка с точки зрения гражданина.

      Изучение  состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд  противоречий, которые остаются барьерами  на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности  общего характера:

      - узкая ранняя профилизация;

     - прагматизация среднего общего  образования;

     - свертывание подлинной гуманизации;

     - игнорирование идеи формирования  и развития всех сущностных  сил человеческой личности как  основы любой специализации;

     - распад школы как института  всеобщего образования и воспитания;

     - рост правонарушений среди подростков;

     - резкое снижение уровня образованности, общей культуры молодежи.

     Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно  обновить и оздоровить общество, и  наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В  этой ситуации возникает вопрос о  том, насколько новая концепция  среднего образования отвечает требованиям  обновления общества и в каком  направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под  лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной  невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается  развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки. [1]

     На  процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной  стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».

     Демократизация  общественно-политической жизни также  влияет на характер гражданского воспитания детей. Очевидно противоречие между  устаревшей, но привычной командно-административной системой, а также соответствующими системе отношениями и новой, непривычной, демократичной и, следовательно, демократическими отношениями. У взрослых и у детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому  нужно учиться и тому, и другому  поколению. Учиться соединять в  себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Причем следует помнить, что демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Для овладения стилем демократических  отношений нужна постоянная практика демократии. Этот процесс достаточно сложный с точки зрения управления, ибо он многогранен, многоаспектен  и неоднозначен.

     Еще одну группу противоречий гражданского воспитания относят к духовно-идеологической области общественной жизни. В их числе главные противоречия возникают  между гуманистическими идеями обновляющегося российского общества и идеологиями  консерватизма, мелкобуржуазной псевдореволюционности, национализма и даже фашизма.

     В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики как авангарда  общественного прогресса становится задача воспитания гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане  грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет  в своем сознании интересы государства  со своими собственными. [2]

     Гражданское воспитание в современных условиях − целенаправленный, нравственно  обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности  индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание  законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью  собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и  достижения собственного жизненного успеха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.1. Система нетрадиционных уроков и учебно-воспитательный процесс.

     Учебно-воспитательный процесс – это система, на которой  основываются все методики и принципы воспитания. Учебно-воспитательный процесс  является неотъемлемой частью обучения, воспитания и образования в целом.

       Учебно-воспитательный процесс это  одно из главных понятий педагогики. От учебно-воспитательного процесса  зависит все обучение и воспитание  во всех педагогических учреждениях.  Одно из самых лучших и полных  определений учебного процесса, которое отражает всю полноту  понятия такое: учебно-воспитательный  процесс – это целенаправленное  и специально организованное  взаимодействие педагогов и обучающихся,  направленное на решение различных  задач. Выделяют свойства учебно-воспитательного  процесса такие как: 

     - Детерминированность или причинная  обусловленность внешними и внутренними  обстоятельствами. К ним можно  отнести обстановку в стране, уровень зарплат учителей, программы  правительства по улучшению работы  в школе, настроение ученика  и учителя на урок и другие  факторы. 

     - Целенаправленная реализация целей  образования, которые определяются  человеком, государством и реализуются  в образовательном учреждении. Здесь  стоит отметить, что главная цель  учебно-воспитательного процесса  – это всестороннее и гармоничное  развитие личности.

     - Противоречивость. В учебно-воспитательном  процессе происходит столкновение  различных позиций, взглядов, возникают  различные противоречия и несоответствия. Разрешение этих спорных моментов  служит источником развития педагогического  процесса. Главным противоречием  в этом процессе можно считать  противоречие между поставленными  целями и достигнутыми результатами.

     - Непрерывность. Это значит, что  учебно-воспитательный процесс осуществляется  постоянно во все время нахождения  человека в образовательном учреждении.

     - Многофункциональность. В учебно-воспитательном  процессе выполняется и проявляется  множество функций, например, образовательная,  воспитательная, развивающая. 

     - Организационно-методическая обеспеченность.

     - Так же одним из свойств  воспитательного процесса можно  считать закономерность. То есть  он является устойчивым, повторяющимся,  объективным явлением.

     Помимо  свойств в педагогическом процессе выделяют следующие компоненты:

     - задачно-целевой; 

     - субьект-субьетный; 

     - организационный; 

     - содержательный;

     - методический;

     - технологический; 

     - результативный.

     Учебно-воспитательный процесс определяет систему современного образования, которая включает в  себя систему традиционных и нетрадиционных уроков. Требуется рассмотреть, как  система нетрадиционных уроков применяется  на уроках технологии.

     Что подразумевается под понятием нетрадиционного  урока в современной системе  образования? Нетрадиционный урок трудового  воспитания понимается как отхождение от норм и правил, которым подчиняется  все образование в России. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

      В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию  нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры  комбинированного отхода и сочетание  разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

      Второй  подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся  в последнее время и имеющие  широкое распространение в современной  школе (уроки-конференции, уроки –  круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии  и т. д.). Что же касается научной  литературы, то здесь видим тенденцию  рассматривать НФУ как формы  интерактивного обучения или учебные  занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка  тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения  – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность  индивида встать на позицию другого  человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные  действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”.[23] В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д.[24] Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии