Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

     -        идея согласования ценностей  поколений, 

     -        идея приобретения навыков осознанного  выбора и понимание личной  ответственности,

     -        идея оптимально организованной  деятельности школьников. Лучший  воспитатель - это правильно организованная  деятельность. Ребенок не должен  только созерцать и слушать,  он должен действовать. Только  в действии приобретается опыт  жизнедеятельности в гражданском  обществе.

     II группа ценностей – ценности, отражающие культурно-историческую  память.

      На  современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического  наследия страны, особую ценность приобретает  культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического  воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой  и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального  действия, восприятие своих гражданских  умений, действий, опыта защиты интересов  своей группы.  [18]

     III группа –  личностные  ценности.

     Принципы  гражданско-правового воспитания:

     1.       Принцип гуманизации.  Означает  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья, свободного  развития личности, воспитание гражданственности,  трудолюбии, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье. 

     2.       Принцип развития. Основывается  на взаимосвязи социального и  индивидуального развития. Оно обеспечивает  согласование развития общества  и личности.

     3.       Принцип уважения индивидуальности  личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее  склонности и способности не  разовьются.

     4.       Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться  с другими. В правильно организованной  коллективной деятельности формируется  чувство ответственности за порученное  дело, его качество; реализуются  лидерские качества,  умение подчиняться  другим  

     5.       Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового  самосознания, правовой культуры  всех участников образовательного  процесса. Можно все, что не  противоречит закону, правилам школьного  распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

     6.       Принцип возрастного подхода.  Каждый возрастной период позитивно  отзывается на свои формы и  методы воспитательного воздействия.

     7.       Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать  себя, научиться критически рассматривать  свои поступки, воспитывать в  себе чувство ответственности.  Задача педагогов создать такие  условия, где ребенок приобретет  опыт планирования и рефлексии  своей деятельности.

     8.       Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые  в школе, должны соприкасаться  с реальными делами поселка,  района, области, страны. Дети должны  чувствовать себя гражданами  России, действовать на ее благо.

     9.       Принцип согласования. Все действия  педагогов должны быть согласованы  между собой, подчинены одной  общей цели. Кроме того, каждый  педагог должен помнить, что  его педагогический долг состоит  в том, чтобы создать условия  для согласования детей друг  с другом, детей и их родителей,  формирования толерантного отношения  к другим людям

         На мой взгляд, реализация модели  гражданского воспитания в рамках  воспитательной системы школы  будет способствовать формированию  и  развитию гражданской ответственности,  социальной   активности участников  образовательного процесса, если:

     - в модели гражданского воспитания  будут предусмотрены условия  для формирования личности, которая  характеризуется активностью освоения  и преобразования окружающего  мира, высокой самооценкой, открытостью  и свободой своих суждений  и поступков, уважением к законам  государства; 

     - дополнительное образование будет  нацелено на удовлетворение творческих, интеллектуальных, профессиональных  и социально-правовых потребностей  участников образовательного процесса;

     - будет уважительное и внимательное  отношение к увлечениям, ценностям,  культурным приоритетам подростков  и старшеклассников, к их субкультуре,  к их миру; но вместе с тем  будет формироваться позитивное  отношение к  общекультурным ценностям, традициям и историческому наследию Отечества;

     - будут созданы оптимальные условия  для совместной деятельности  педагогов и учащихся по соуправлению  школой, совместному созданию норм  и правил совместной деятельности, развитию лидерских качеств;

     - будет учитываться мнение меньшинства  при решении общешкольных  дел. [12]

     Модель  гражданского воспитания должна основываться на Концепции модернизации российского  образования, Концепции воспитательной системы школы, учитывать и опираться  на следующие документы:

     - Решение коллегии МО РФ от 28.12.94 № 24/1 «О стратегии развития  исторического и обществоведческого  образования в общеобразовательных  учреждениях»,

      - Письмо МО РФ от 19 марта 1996 года № 391/11 «О гражданско-правовом  образовании учащихся в общеобразовательных  учреждениях Российской Федерации»

      -  информационно-методическое письмо  МО РФ от 19.03. № 391/11 «О гражданско-правовом  образовании учащихся в общеобразовательных  учреждениях Российской Федерации»,

     - Письмо МО РФ от 6 февраля 1995 года №151/11 «О гражданском образовании  и изучении Конституции Российской  Федерации» 

      - письмо МО РФ от 07.04.95 № 385/11 «О повышении правовой культуры  и образования учащихся в сфере  избирательного права и избирательного  процесса», 

     - Программа развития воспитания  в системе образования России  на 1999-2001 годы, утвержденная приказом  Минобразования России от 18.10.99 №  574,

      -  информационно-методическое письмо  МО РФ от 02.04.02 № 13-51-28/13 «О повышении  воспитательного потенциала образовательного  процесса в общеобразовательном  учреждении». 

     Таким образом, данная модель воспитания гражданственности  у учащихся предполагает выделение  ведущих мировоззренческих направлений, которые составляют основу их миропонимания, определяют отношение к обществу, самому себе и формированию гражданского долга. Сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций во всех сферах духовной культуры общества, особенно в сфере гражданского образования  и воспитания, становятся актуальными  в свете проблемы их дальнейшего  развития на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов. Процесс  этот перманентный и осуществляется в течение всего периода обучения. [16]

     Процесс воспитания и все меры по гражданскому воспитанию должны иметь общественную направленность. Постараемся рассмотреть, в чем она заключается.

     Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения - воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни - сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства. общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа - не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее и личности.

     Нарушение этого взаимодействия приводит к  застою школы. Школа как общественно-государственный  институт не может жить только на государственном  дыхании, рано или поздно общество вновь  должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы от общества , изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность  профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в  деле воспитания.

     Для преодоления процесса огосударствливания школы в развитых странах создана  сеть частных (общинных) школ, реализующие  цели определённых слоёв общества, которые могут и не совпадать  с государственными. И, несмотря на то, что обучение в государственных  школах бесплатное, а в частных - платное, большинство населения (от 50 до 80- 85% в различных странах) предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных ценностях.

     Реализуя  принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного  взаимодействия с воспитанниками.

     При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе (полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

     В процессе выработки социальных качеств  необходимо сочетать организацию разнообразной  общественнополезной деятельности с целенаправленным формированием  сознания воспитанников посредством  слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно  должно подкрепляться полезными  практическими делами, положительным  социальным опытом в общении и  совместной деятельности с другими  людьми.

     В общественные процессы каждый человек  включается раннего детства. Поэтому  и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается  несколько позже - в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и  развитию учеников. Уже в школе  первой ступени дети усваивают такие  понятия, как "конституция", "власть", "авторитет", "закон", "ответственность", "правительство" и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой  и закрепляется. Школа второй и  третьей ступени закрепляет, развивает  необходимые 1тия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии