Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

      Эти же элементы являются основными в  структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и  классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение  с другими технологиями. [23]

      Так что мы можем подразумевать под  понятием “нетрадиционная форма  урока”? О.В.Трофимова дает следующее  определение: “НФУ – это интерактивные  формы урока, характеризующиеся  субъект – субъектной позицией в  системе учитель–ученик, многообразием  видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе  прямого доступа”)”. [23] 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.3. Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях и модели воспитания школьников.

     В настоящее время можно выявить  следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных  учреждениях:

     - систематическое гражданское образование  в школах, демократически ориентированный  уклад жизни многих школ;

     - движение общественно активных  школ, возрождение в ряде областей  страны производительного труда  школьников, создание разветвленной  сети детских и молодежных  общественных организаций. 

     Все эти тенденции можно определить как прогнозные.

     К социально-педагогическим условиям оптимизации  гражданского воспитания,  мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного  труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических  колледжей и лицеев, создание в  школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения  информационно-компьютерными технологиями.

     Российские  педагоги понимают, что знания могут  носить схоластический характер, если не будет соответствующим образом  устроен уклад жизни школы. «В принципе школа до сих пор устроена таким образом, - отмечает А.Н. Тубельской, - что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на так называемое самоуправление. Беда заключается еще и в том, что опыта демократического поведения не имеют не только дети, его не имеют учителя».

     Таким образом, одним из непременных условий  подлинно гражданского образования  и воспитания является перестройка  системы школьного образования  на демократической основе, внесение демократических отношений в  саму  школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.

     Основными элементами демократического уклада являются:

     - идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную  атмосферу - как содержание учебно-воспитательного  процесса, так и всю школьную  организацию;

     - демократизация школьного управления, усиление его педагогического  потенциала, обеспечение широкого  участия членов школьного коллектива  в управлении школой, создание  возможностей для гражданской  деятельности учащихся не только  в учебном процессе, но и вне  его;

     - превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего  мира, так и для участников  образовательного процесса;

     - широкое участие обучающихся  в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

     - создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех  участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога,   согласование интересов групп  участников школьной жизни, включая  родителей и общественность, поощрение  свободного и открытого обсуждения  организационных принципов в  жизни коллектива;

     - создание в школе среды самоусовершенствования  и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных  норм и традиций), развитие школьного  самоуправления, моделирование институтов  демократии;

     - учет возрастных особенностей  и возможностей гражданского  становления личности.

     Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность. [3]

     Все педагогические технологии можно определить в несколько моделей гражданского воспитания.

      Модели  гражданского воспитания должны формироваться  и  развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее  значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями  в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.

     Выпускник школы демократического государства  в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных  и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать  политическую ситуации, сотрудничать с другими людьми, приобщаться  к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание участвовать в общественно-политической жизни. Все это заложено в задачах  воспитывающих сред воспитательной системы школы.

     Гражданское воспитание тесно связано с другими  аспектами воспитательного процесса, в первую очередь, с правовым.  Процесс правового воспитания может  быть представлен как процесс  правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального  опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает  способы социально-адаптированного  поведения.

     Педагогическая  деятельность по организации социальной практики и опыта  с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять  ребенку познавать и развивать  свою индивидуальность, формировать  ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать  и осмыслять личный опыт толерантности  и взаимодействия в школе и  окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в  единую воспитательную систему. [22]

     На  мой взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую направленность - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это  работает на воспитание гражданина и прослеживается через  идеи  и принципы гражданского  воспитания.

     Воспитательная  система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией  целого ряда педагогических задач, для  решения которых используются разнообразные  формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач  свидетельствуют об эффективности  воспитательной системы и ее составной  части – модели гражданского воспитания.

     Воспитательная  система  школы - это система ценностно-ориентированная.  В концепции   воспитательной системы  заложены три группы ценностей, которые выделились из опыта работы и традиций школы и определяют суть гражданского воспитания школьников. 

     Воспитательная  система - это система целостная  и открытая.  Она имеет множество  связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые  обеспечивают функционирование и развитие системы. Расширение  воспитательного  пространства достигается в  воспитательной системе за счет кооперативных связей с учреждениями и организациями  и помогает гражданской социализации выпускника школы.

     Таким образом, цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной  и осмысленной жизнедеятельности  в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки  и  позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

     Задачи  гражданского воспитания:

     - формировать глубокие и устойчивые  представления о мире, обществе, государстве, социальных связях  и отношениях;

     - обучать навыкам демократического  управления государством, общественного  контроля за  всем, что происходит  в стране;

     - формировать рациональные взаимоотношения  подрастающего человека с окружающим  миром

     - формировать личностную установку  на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного  достоинства;

     - развивать лидерские качества  личности – ответственность за  порученное дело, за качество, но  и умение подчиняться более  компетентному в этом вопросе  лидеру;

     - формировать психологическую готовность  осваивать новые компетенции  гражданского общества;

     - создавать условия для воспитания  правового самосознания и правовой  культуры всех участников образовательного  процесса;

     - содействовать развитию качеств,  навыков, модели поведения, мотиваций  и установок, позволяющих реализовывать  и отстаивать выбранную позитивную  систему ценностей.

     Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться  на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми  являются следующие  фундаментальные понятия:

     1. Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой  природы.

     2. Отечество - единственная, уникальная  для человека Родина, данная ему  судьбой и доставшаяся ему  от предков.

     3. Семья - начальная структурная  единица общества, первая человеческая  общность ребенка и естественная  среда его развития.

     4. Труд - основа человеческого бытия,  вид деятельности, адекватный сущности  человека.

     5. Знания - результат усердного и,  прежде всего, творческого труда,  мощное средство развития личности.

     6. Культура - духовное и материальное  богатство, накопленное развитием  человеческих цивилизаций.

     7. Мир - покой и согласие между  людьми, народами и государствами,  главное условие существования  Земли и человечества.

     8. Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект  и результат воспитательной системы  школы.

         Центральное место в воспитательной  системе школы должно занимать  формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе,  к себе, как составной части  природы и общества, к окружающему  нас вещественному миру, к живым  существам вокруг нас.

         Эти ценности могут быть присвоены  школьниками, если будут правильно  воплощены следующие идеи:

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии