Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
Эти
же элементы являются основными в
структуре соотношения
Так
что мы можем подразумевать под
понятием “нетрадиционная форма
урока”? О.В.Трофимова дает следующее
определение: “НФУ – это интерактивные
формы урока, характеризующиеся
субъект – субъектной позицией в
системе учитель–ученик, многообразием
видов деятельности субъектов (игровая,
дискуссионно-оценочная, рефлексивная),
базирующихся на активных методах обучения
(проблемном, исследовательском, “методе
прямого доступа”)”. [23]
§1.3. Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях и модели воспитания школьников.
В
настоящее время можно выявить
следующие тенденции развития гражданского
воспитания в современных
-
систематическое гражданское
-
движение общественно активных
школ, возрождение в ряде областей
страны производительного
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
К
социально-педагогическим условиям оптимизации
гражданского воспитания, мы относим,
прежде всего, последовательную реализацию
принципа соединения обучения с производительным
трудом, возвращение к идее политехнического
образования, организацию производительного
труда школьников, их допрофессиональной
подготовки, возрождение в полном
объеме системы профессионально-
Российские педагоги понимают, что знания могут носить схоластический характер, если не будет соответствующим образом устроен уклад жизни школы. «В принципе школа до сих пор устроена таким образом, - отмечает А.Н. Тубельской, - что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на так называемое самоуправление. Беда заключается еще и в том, что опыта демократического поведения не имеют не только дети, его не имеют учителя».
Таким образом, одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
-
идея приоритета прав личности,
которая пронизывает всю
-
демократизация школьного
-
превращение школы в
-
широкое участие обучающихся
в разработке и решении
-
создание в школе среды
-
создание в школе среды
- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность. [3]
Все
педагогические технологии можно определить
в несколько моделей
Модели
гражданского воспитания должны формироваться
и развиваться в рамках воспитательной
системы школы, и занимать особое
место и приобретать все
Выпускник
школы демократического государства
в процессе обучения должен овладеть
знаниями о правах человека, о государственных
и общественных институтах, обладать
умением критически мыслить, анализировать
политическую ситуации, сотрудничать
с другими людьми, приобщаться
к ценностям современной
Гражданское
воспитание тесно связано с другими
аспектами воспитательного
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему. [22]
На
мой взгляд, воспитательная система,
имеющая гражданскую
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части – модели гражданского воспитания.
Воспитательная
система школы - это система ценностно-
Воспитательная система - это система целостная и открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Расширение воспитательного пространства достигается в воспитательной системе за счет кооперативных связей с учреждениями и организациями и помогает гражданской социализации выпускника школы.
Таким
образом, цель гражданского воспитания
- подготовка учащихся к ответственной
и осмысленной
Задачи гражданского воспитания:
-
формировать глубокие и
-
обучать навыкам
-
формировать рациональные
-
формировать личностную
- развивать лидерские качества личности – ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;
-
формировать психологическую
-
создавать условия для
-
содействовать развитию
Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:
1. Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
2. Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
3.
Семья - начальная структурная
единица общества, первая человеческая
общность ребенка и
4. Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
5.
Знания - результат усердного и,
прежде всего, творческого
6.
Культура - духовное и материальное
богатство, накопленное
7. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
8.
Человек - высшая, абсолютная ценность,
«мера всех вещей», объект, субъект
и результат воспитательной
Центральное место в
Эти ценности могут быть
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии