Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.

Файлы: 1 файл

формирование активной гражд позиции.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

§2.2. Урок технологии и гражданское воспитание.

     Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями  этой работы. Особое значение в гражданском  становлении личности имеют следующие  задачи:

     1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного  отношения к собственной жизни.  Гражданское воспитание строится  на определённой совокупности  идеалов, ценностей. Мы считаем,  что общечеловеческие ценности  могут стать системообразующим  фактором воспитания каждого  школьника как Гражданина Отечества.

     Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».

     Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры  каждого ученика. Прежде всего, самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет  правильно выбрать направления  и формы работы с учащимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое  значение имеет систематический  показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у  них гражданских качеств.

     Гуманитарные  знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения  к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного  формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.

     Среди гуманитарных предметов важнейшая  роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую  базу для понимания «обществоведческой»  картины нашего государства. В целом  же все гуманитарные предметы формируют  обществоведческую культуру личности школьника.

      На  уроках трудового воспитания этот принцип  прививается следующим путем: школьнику  предлагается наглядно рассмотреть, изучить  и попробовать на практике различные  виды профессий, начиная от повара и  столяра и заканчивая управляющей  престижной компании и программиста. Учителем труда разбираются все  преимущества и недостатки той или  иной выбранной школьником профессии, выявляются перспективы карьерного роста, определяется общественная значимость той или иной профессии, польза, ее ориентированность на гражданское  общество. Учитель труда должен научить  каждого школьника, что какая  бы ни была у него профессия, какая  бы профессия ни была у его окружения, все мы в первую очередь, люди, имеющие  абсолютно равные друг перед другом и перед законом права, не зависящие  от социального статуса.

     2. Важной задачей воспитания гражданина  является приобщение школьников  к законам государства, раскрытие  объективной необходимости их  выполнения, формирование гражданской  ответственности. Решение этой  задачи способствует развитию  потребности в гражданских действиях.  Осуществляется это через участие  школьников в различных видах  обществоведческой деятельности, в  политической и социально-экономической  жизни района, города.

      На  уроках трудового воспитания школьники  участвуют в общественной и социально-экономической  жизни общества следующим образом: ежегодно в школах проводятся субботники, на которых школьники убирают  свои пришкольные участки от зимнего  мусора, старой листвы, а после занимаются ежегодной посадкой цветов и деревьев на территории школьного участка. Мальчики вместе с учителем труда занимаются ремонтом спортивной площадки, а девочки  полют грядки с цветами от сорняков и удобряют для скорейшего роста.

     3. Приобщение учащихся к культуре  своего отечества, народа, формирование  потребности в высоких культурных  и духовных ценностях — ещё  одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры — её высокая духовность.

     И здесь трудовое обучение тоже играет свою важную роль. В процессе обучения школьники ходят со своим учителем по различного рода выставкам, музеям, историческим памятникам, таким как  «Вечный огонь», «Орленок», ездят  на экскурсии, которые помогают ребенку  понять, что гражданин в современном  мире и в современной системе  должен быть не просто образованным человеком  в какой-либо одной профессиональной стезе, он должен быть обучен и не ущемлен  знаниями в культурной сфере жизни.

     4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание,  терпимость и т. д.). Эта задача  отражает необходимость формирования  качеств, без которых не может  быть подлинного гражданина. Доброта  — качество человека, выражающее  его способность и стремление  делать людям добро.

     На  уроках трудового обучения школьникам посредством согласованного, группового труда должны прививаться все  моральные качества, такие как  доброта, щедрость, взаимопомощь и взаимопонимание.

     5. Развитие внутренней свободы,  способности к объективной самооценке  и регуляции в поведении, чувства  собственного достоинства, самоуважения.

     Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и  человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы  зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой  освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов  и правовых установлений государства.

      На  уроках трудового воспитания учитель  должен сформировать у каждого ребенка  понятие того, что принцип внутренней свободы, самоуважение и чувство  собственного достоинства позволяют  ему вести себя так, как ему  вздумается. Дети порой понимают этот принцип неправильно, ассоциируя его  с отказом от выполнения своих  непосредственных обязанностей как  дома, так и в школе, отказом  от подчинения общепринятым нормам, а  также закрепленным правительством законам. Учитель трудового обучения должен сформировать у школьников понятие, что внутренняя свобода не заключается  в неподчинении морали и нравственности, невыполнении прав и обязанностей.

     6. Воспитание трудолюбия как высокой  ценности в жизни, развитие  потребности в творческом труде  — составная задача общей системы  воспитания гражданина. Труд —  основа человеческого бытия. Человек  трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться,  потому что он человек, потому  что именно сознательное отношение  к труду отличает его от  животного, наиболее естественно  выражает его природную, человеческую  сущность. Проявлением любви к  Родине и Труду как главным  морально-этическим ценностям является  патриотизм и трудолюбие.

     Трудолюбие  как качество личности обусловливает  социально-личностно-нравственное и  экономически ответственное поведение  человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности.

     Наиболее  важными свойствами гражданской  направленности трудолюбия являются:

     1. Осознание труда как условия  развития человека и общества, как основного средства в достижении  жизненного успеха.

     2. Осознание своих трудовых прав  и обязанностей как человека  и гражданина России.

     3. Уважение к людям труда. Проявление  честности, порядочности, ответственности.

     В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда —  это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный  стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть  гражданское начало труда».

     Гражданская направленность трудолюбия определяет его высокую социальную значимость, помогает человеку осознать себя гражданином  своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина России, свою причастность к большой и малой Родине, её трудовым традициям и трудовой культуре.

     Ценность  гражданской направленности трудолюбия заключается в следующем:

     — воспитание трудолюбия подчиняется  ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей  страны;

     — успешнее решается проблема профилактики безработицы среди молодёжи, ибо  человек глубоко осознаёт необходимость  своего труда для Отечества;

     — повышается ответственность за молодое  поколение у коллективов, а у  молодёжи формируется чувство ответственности  за свой труд, а также чувство  социальной защищённости от возможной  нетрудоустроенности;

     — решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается «утечка  мозгов и рук».

     7. Воспитание и развитие потребности  в здоровом образе жизни, быть  хорошим семьянином, жить счастливо  — ещё одна важная задача  гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.

      Учитель на уроках технологии должен посредством  субботников, облагораживания школы  и пришкольного участка прививать  своим ученикам принцип здорового  образа жизни, показывая это на своем  примере. То есть учитель не должен курить при школьниках, пропагандировать алкоголь, а наоборот он должен научить  детей самой главной заповеди, что здоровье не купишь ни за какие  деньги и то, что здоровье нужно  беречь с самого раннего детства.

     Таковы  общие задачи воспитания школьников как Граждан своего Отечества. Следует  заметить, что любая задача как  цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует  для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.

     Главным показателем воспитания человека как  Гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует  понимать интегративное качество личности по следующим аспектам:

     а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);

     б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие);

     в) оценочном (качественное состояние  нравственного, политического, правового  самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень  истины, логика доказательств и другие);

     г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

     Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности  учащихся — необходимое звено  педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для  управления развитием личности.

     Воспитание  гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности  ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного  становления, нормального развития, ощущения успеха.

     Успешность  гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит  принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано  с языком, культурой, традициями, обычаями народа.

     Воспитание  гражданственности органично связано  с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина  мира, изучаются закономерности и  механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая  площадка для настоящего и будущего. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое  место занимает система знаний о  современной картине мира. Эти  знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный  фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения  предполагает создание у учащихся представлений  о современной научной картине  мира — природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных  связей.

Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии