Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии
Предмет: формирования активной гражданской позиции учащихся на уроках технологии
Гипотеза: Формирование активной гражданской позиции учащихся будет успешно, если будет разработана система нетрадиционных уроков по технологии, включающая имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры.
§2.2. Урок технологии и гражданское воспитание.
Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:
1.
Мировоззренческая подготовка
Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».
Это
общее понятие необходимо превратить
в реальные жизненные ориентиры
каждого ученика. Прежде всего, самому
учителю необходимо уяснить педагогический
смысл этого понятия. Это поможет
правильно выбрать направления
и формы работы с учащимися (проблемные
семинары, обсуждения литературных источников
и т. д.). Для этого можно использовать
все учебные предметы. Большое
значение имеет систематический
показ роли человека в развитии общества.
Ознакомление с научными достижениями
и подвигами отечественных
Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.
Среди
гуманитарных предметов важнейшая
роль принадлежит истории отечества,
которая, в известной мере, является
комплексным предметом, включающим
элементы обществоведения, демографии,
права, экономики. Она создаёт фактологическую
базу для понимания «
На уроках трудового воспитания этот принцип прививается следующим путем: школьнику предлагается наглядно рассмотреть, изучить и попробовать на практике различные виды профессий, начиная от повара и столяра и заканчивая управляющей престижной компании и программиста. Учителем труда разбираются все преимущества и недостатки той или иной выбранной школьником профессии, выявляются перспективы карьерного роста, определяется общественная значимость той или иной профессии, польза, ее ориентированность на гражданское общество. Учитель труда должен научить каждого школьника, что какая бы ни была у него профессия, какая бы профессия ни была у его окружения, все мы в первую очередь, люди, имеющие абсолютно равные друг перед другом и перед законом права, не зависящие от социального статуса.
2.
Важной задачей воспитания
На уроках трудового воспитания школьники участвуют в общественной и социально-экономической жизни общества следующим образом: ежегодно в школах проводятся субботники, на которых школьники убирают свои пришкольные участки от зимнего мусора, старой листвы, а после занимаются ежегодной посадкой цветов и деревьев на территории школьного участка. Мальчики вместе с учителем труда занимаются ремонтом спортивной площадки, а девочки полют грядки с цветами от сорняков и удобряют для скорейшего роста.
3.
Приобщение учащихся к
И здесь трудовое обучение тоже играет свою важную роль. В процессе обучения школьники ходят со своим учителем по различного рода выставкам, музеям, историческим памятникам, таким как «Вечный огонь», «Орленок», ездят на экскурсии, которые помогают ребенку понять, что гражданин в современном мире и в современной системе должен быть не просто образованным человеком в какой-либо одной профессиональной стезе, он должен быть обучен и не ущемлен знаниями в культурной сфере жизни.
4.
Формирование общечеловеческих (народных)
норм морали (доброта, взаимопонимание,
терпимость и т. д.). Эта задача
отражает необходимость
На уроках трудового обучения школьникам посредством согласованного, группового труда должны прививаться все моральные качества, такие как доброта, щедрость, взаимопомощь и взаимопонимание.
5.
Развитие внутренней свободы,
способности к объективной
Решение
этой задачи направлено на формирование
чувства свободы, гражданского и
человеческого достоинства
На уроках трудового воспитания учитель должен сформировать у каждого ребенка понятие того, что принцип внутренней свободы, самоуважение и чувство собственного достоинства позволяют ему вести себя так, как ему вздумается. Дети порой понимают этот принцип неправильно, ассоциируя его с отказом от выполнения своих непосредственных обязанностей как дома, так и в школе, отказом от подчинения общепринятым нормам, а также закрепленным правительством законам. Учитель трудового обучения должен сформировать у школьников понятие, что внутренняя свобода не заключается в неподчинении морали и нравственности, невыполнении прав и обязанностей.
6.
Воспитание трудолюбия как
Трудолюбие
как качество личности обусловливает
социально-личностно-
Наиболее важными свойствами гражданской направленности трудолюбия являются:
1.
Осознание труда как условия
развития человека и общества,
как основного средства в
2. Осознание своих трудовых прав и обязанностей как человека и гражданина России.
3.
Уважение к людям труда.
В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда».
Гражданская
направленность трудолюбия определяет
его высокую социальную значимость,
помогает человеку осознать себя гражданином
своей страны, осознать свои трудовые
права и обязанности как
Ценность гражданской направленности трудолюбия заключается в следующем:
— воспитание трудолюбия подчиняется ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей страны;
— успешнее решается проблема профилактики безработицы среди молодёжи, ибо человек глубоко осознаёт необходимость своего труда для Отечества;
—
повышается ответственность за молодое
поколение у коллективов, а у
молодёжи формируется чувство
— решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается «утечка мозгов и рук».
7.
Воспитание и развитие
Учитель на уроках технологии должен посредством субботников, облагораживания школы и пришкольного участка прививать своим ученикам принцип здорового образа жизни, показывая это на своем примере. То есть учитель не должен курить при школьниках, пропагандировать алкоголь, а наоборот он должен научить детей самой главной заповеди, что здоровье не купишь ни за какие деньги и то, что здоровье нужно беречь с самого раннего детства.
Таковы общие задачи воспитания школьников как Граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.
Главным показателем воспитания человека как Гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам:
а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);
б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие);
в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие);
г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).
Систематическое
отслеживание уровня гражданской воспитанности
учащихся — необходимое звено
педагогического процесса, дающее информацию
о реализации воспитательных целей,
которые имеют существенное значение
для дальнейшего
Воспитание
гражданственности
Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.
Воспитание
гражданственности органично
Информация о работе Формирование гражданской позиции и гражданское воспитание на уроках технологии