Формирование гражданского сознания на уроках права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать? Одним из ответов на этот вопрос может служить то, что в условиях развития демократии в России необходимо в школе изучать избирательное право.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4-7
Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права………………………………………………………………………………..8-29
История выборов………………………………………………….…….8-14
Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………15-29
Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права..…..…30-37
2.1. План-конспект урока……………………………………………………30-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Литература…………………………………………………………………....40-43

Файлы: 1 файл

курсовая по теории и методике преподавания права.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….4-7

Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права………………………………………………………………………………..8-29

    1. История выборов………………………………………………….…….8-14
    2.  Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права……………………………………………………………………15-29

Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права..…………………………………………………………………………..…30-37

2.1. План-конспект урока……………………………………………………30-37

Заключение…………………………………………………………………...38-39

Литература…………………………………………………………………....40-43

 

Введение

Изменения, происходящие в настоящее время в жизни  российского общества: формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, определяют новые требования к отечественной системе образования.

Важнейшей задачей  учебно-воспитательного процесса становится подготовка учащегося к жизни в постоянно меняющемся современном мире, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к закону, любви к Родине. В этой связи не случаен интерес педагогической общественности на всех уровнях к развитию гражданского образования, включающего в себя: обучение основам поведения в гражданском обществе (знакомство с социальными ролями, моделями поведения в той или иной ситуации и т.д.), развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать? Одним из ответов на этот вопрос может служить то, что в условиях развития демократии в России необходимо в школе изучать избирательное право. Изучение избирательного права способствует формированию гражданской культуры учащихся, повышает ответственность за сделанный выбор. Тем более, что в марте 2012 года мы будем выбирать Президента нашей страны. И каков будет наш новый руководитель полностью зависит от народа и нельзя оставаться в стороне, так как от правильного выбора зависит судьба всей России.

Последние два  десятилетия с момента развала  Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы.

Особенно активно  реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период был принят колоссальный  массив правовых актов, регулирующих процедуру выборов, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Среди них можно выделить таких как, Любарев А. Е., Постников А. Е., Князев С., Кынев А., Дмитриев Ю.А. и другие представители.

Как и в любой  другой отрасли права, Россия не могла  пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.

Целью данной работы является изучение теоретических основ избирательного права и разработка на их основе  наиболее приемлемого способа предоставления этих знаний на уроке права в школе. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе.

  1. Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;
  2. Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права;
  3. Разработать план урока по изучению избирательного права для общеобразовательных школ.

    Объект исследования: история выборов и избирательное право.

Предмет исследования: деятельность учителя права по обучению учащихся общеобразовательных школ избирательному праву.

При исследовании материалов по данной теме, используются такие методы, как эмпирический метод, а именно изучение законодательства. Метод теоретического исследования, анализ и синтез, конкретизация, аналогия, обобщение, контент-анализ.

Гипотеза исследования основана на том, что деятельность учителя права по изучению выборов и избирательного права будет эффективной, если:

    • учитель права владеет необходимыми организационными умениями при проведении урока;
    • деятельность учителя будет организована с учётом как психических, так и физиологических факторов, которые предполагают успешное восприятие учащимися предоставляемой информации.

Практическая  значимость работы заключается в том, что изучение выборов и избирательного права способствует формированию гражданственности и осознанию роли учащегося как активного гражданина своей страны.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права

    1. История выборов

Историю выборов  в России следует отсчитывать  с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были "сотни" и "улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. 
Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI –XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов. 
Особое место среди органов государственной власти в XVI – XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками. 
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую. 
XIX – начало XX вв. в России – это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. понятие "выборное право" в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. 
Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. 
По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы – городские Думы – получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и из бирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных. 
В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905 – 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались политические свободы. 
Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" (11 октября 1905 г.), Манифест "Об изменении Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственной Думы" (20 февраля 1906 г.), а также новое "Учреждение Государственной Думы" (Указ от 20 февраля 1906 г.).Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. 
Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90 тысяч. 
"Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %. 
Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. 
27 мая 1917 г. были изданы "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление "О волостном земском управлении". Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20 лет. 
2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание". Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей – право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. 
Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. "Положение" определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. 
Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время. 
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права

Понятие избирательного права может быть истолковано  исходя из двух смыслов понимания  данного термина:

1) в объективном  смысле избирательное право представляет  собой систему правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов власти, т.е.  избирательную систему; 2) в субъективном смысле это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, это определение понимает под собой наличие у гражданина активного и пассивного избирательного права, соответственно. Предметом избирательного права являются совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.

Под методом  избирательного права следует понимать совокупность юридических приемов  и средств, с помощью которых  осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющее предмет. Вместе с предметом метод служит юридическим критерием квалификации избирательного права, выделения избирательного права в самостоятельную отрасль. Основные черты метода правового регулирования состоят в том, что он является инструментом государственного воздействия на соответствующие общественные отношения, объективно нуждающиеся в таком воздействии; обусловлен характером социально-правовой среды, то есть единым предметом правового регулирования; имеет специфическую в общесоциальном плане материально-правовую основу в виде установленных или санкционированных государством юридических правил (норм), система которых образует российское право. Для децентрализованного метода регулирования, используемого в избирательном праве, характерно равноправие участников избирательных правоотношений; автономия участников избирательных правоотношений, которая означает способность субъекта права свободно (независимо от других) формировать свою волю на участие в избирательных действиях; самостоятельность избирательных правоотношений: например, кандидат может самостоятельно распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, нести ответственность за нарушение избирательного законодательства, возмещать ущерб (как моральный, так и материальный), причиненный его неправомерными действиями. В избирательном праве используется и метод централизованного, императивного, правового регулирования. В этом случае правоотношения строятся на принципах субординации, подчиненности. Субъекты, выполняющие властные функции, действуют самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий (избирательные комиссии всех уровней). Одним из признаков, свойственных публично-правовому методу, является позитивное обязывание, которое находит выражение в подготовке и издании актов, регламентирующих общие подходы, задачи, цели, функции конкретного органа или выполняет роль конкретного индивидуального предписания на совершение конкретных юридически значимых действий. В юридической литературе отмечается, что в комплексных отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, данные методы встречаются в различных вариантах и сочетаниях.

Общественные  отношения, включаемые в предмет  избирательного права, опосредуют осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом  депутатов и выборных должностных  лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.

В субъектном составе данных отношений основная роль принадлежит носителям субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих норм, образующих рассматриваемую комплексную отрасль права.

Будучи систематизированными в рамках нормативных правовых актов  и классифицированными по определенным критериям, данные нормы образуют систему избирательного права и являются его источником.

По юридической  силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

-  Федеральный  конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав»);

- Федеральный  закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации", (далее ФЗ №51 «О выборах депутатов»);

- Федеральный  закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О  выборах Президента Российской Федерации" (далее ФЗ №19 «О выборах Президента»).

Информация о работе Формирование гражданского сознания на уроках права