Формирование гражданского сознания на уроках права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать? Одним из ответов на этот вопрос может служить то, что в условиях развития демократии в России необходимо в школе изучать избирательное право.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4-7
Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права………………………………………………………………………………..8-29
История выборов………………………………………………….…….8-14
Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………15-29
Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права..…..…30-37
2.1. План-конспект урока……………………………………………………30-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Литература…………………………………………………………………....40-43

Файлы: 1 файл

курсовая по теории и методике преподавания права.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

В связи с  наличием законодательной базы доля подзаконных актов в системе  нормативной регуляции избирательного права достаточно невелика. При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования, а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые положения законодательства.

В качестве примера  таких подзаконных актов можно  привести  Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме".

Кроме того, Президент  издает указы о назначении выборов в Государственную Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются в порядке реализации Президентом его конституционного полномочия по назначению выборов.

Нельзя так  же забывать о таком источнике права, как постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которыми регулируются многие формальные стороны избирательного процесса.

Следующим источником избирательного права являются международные правовые акты, особенно важны три из них:

1) Всеобщая декларация  прав человека;

2) Международный пакт  о гражданских и политических  правах;

3) Европейская конвенция  о защите прав человека и  основных свобод;

4) Конвенция  о стандартах демократических  выборов, избирательных прав и  свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.).

Определяя место  избирательного права в российской правовой системе, следует отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной отрасли, так и подотрасли конституционного права. Такая неоднозначная трактовка имеет под собой несколько оснований. Во-первых, как уже было определено выше, избирательное право имеет свой собственный предмет правового регулирования – отношения складывающиеся в процессе организации и проведения выборов и референдумов.  Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации. Это право  также имеет отношение к другой более обширной отраслевой группе прав – конституционных прав граждан. Рассматривая избирательное право как комплексную отрасль, мы акцентируем внимание на том, что оно в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что четкой позиции поэтому вопросу не выработано, поэтому можно лишь придерживаться одной из позиций. Предполагается, что избирательное право является самостоятельной отраслью права, постольку поскольку уже на протяжении долгого времени идут споры относительно принятии в России избирательного кодекса, что свидетельствует о стремлении выделения самостоятельной отрасли законодательства. Хотя даже без данного нормативно-правового акта, система избирательного права, включает достаточно большой массив правовых документов, а их кодификация всего лишь техническое улучшение, для более удобного поиска и применения норм права. И если учитывать опыт субъектов России, то многие из них приняли собственные избирательные кодексы.

Субъективное избирательное  право и избирательный процесс  предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления  принципов проведения выборов в России;

Органы государственной  власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Хотя определение субъективного  избирательного права изложенного в первой главе содержит указание только лишь на права граждан избирать и быть избранным, но с учетом последних изменений, когда политическая партия получает все больший и больший вес среди всех участников избирательного процесса, нельзя забывать о ней как обладательнице субъективного избирательного права. Подробнее эти вопросы будут освещаться ниже при описании избирательных систем на разных уровнях выборов в России.

Большой юридический словарь  определяет выборы, как способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

 Выборы могут  быть парламентскими и президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и, прямыми или косвенными, основными или дополнительными. Классификация выборов в определенной степени определяет те принципы, которые рассмотрены ниже.

Особенностью  России является и то, что в отличие  от многих других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции  нет специального раздела об избирательном  праве (избирательной системе), в  котором были бы закреплены общие принципы избирательного права — всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Принципы права  согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой  исходные начала правового регулирования  общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.

Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Принцип всеобщего  избирательного права и права  на участия в референдуме конкретизирован в статье 4 указанного Федерального закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах и референдуме. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого  избирательного права означает, что  граждане голосуют на выборах и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.

Выборы федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов.

Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип  независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и  гласности в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума.

Все эти принципы реализуются процессе проведения выборов, который включает в себя: а) назначение выборов; б) регистрации избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов, избирательных участков и пунктов для голосования; г) выдвижение кандидатов; д) проведение голосования; е) определение результатов голосования, и распределение депутатских мандатов.

Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация.

Основным элементом  избирательного права является избирательная  система, понятие которой определяется в двух смыслах.

Избирательная система в узком смысле — это совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов.

Избирательная система в широком смысле - это  весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов.

Сущность любой  избирательной системы - характер соотношения  голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.

Как и по многим другим вопросам, классификация избирательных  систем не имеет четкого разграничения.

В данной работе представлена классическое деление  и современный взгляд на проблему классификации избирательных систем.

Мировая практика выборов, выделяет следующие типы избирательных  систем используемых при формировании высших органов государственной  власти:

1) мажоритарная;

2) пропорциональная;

Мажоритарная  избирательная система (от фр. majorite - большинство, от лат. маjor - большой) предполагает, что результаты выборов определяются большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе.

Мажоритарная  система относительного большинства  это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.

Мажоритарная  система абсолютного большинства  отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

Мажоритарная  система квалифицированного большинства - при этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная  избирательная система - предполагает голосование по партийным спискам, т.е. избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой список депутатов.

Так же существует ряд смешанных избирательных  систем, каждая из которых включает в себя элементы обоих систем представленных ранее.

Теперь подробнее  хотелось бы остановится на современной классификации избирательных систем, которая были представлена в диссертации кандидата юридических наук Любарева Аркадия Ефимовича. В основу своего деления он положил четыре следующих аспекта:

  1. содержание голоса;
  2. величина округа (или порядок суммирования голосов);
  3. правило переведения полученных голосов в мандаты;
  4. голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов).

Информация о работе Формирование гражданского сознания на уроках права