Формирование гражданского сознания на уроках права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать? Одним из ответов на этот вопрос может служить то, что в условиях развития демократии в России необходимо в школе изучать избирательное право.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4-7
Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права………………………………………………………………………………..8-29
История выборов………………………………………………….…….8-14
Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………15-29
Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права..…..…30-37
2.1. План-конспект урока……………………………………………………30-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Литература…………………………………………………………………....40-43

Файлы: 1 файл

курсовая по теории и методике преподавания права.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

 

 

ТЕСТ  «Я,  избиратель»

Ответьте  на  вопросы,  выбрав  подходящий  ответ.

  1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

  1. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный  бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

  1. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались куда-то (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:  
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока  его президентства, то: 
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую  за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены  на продукты и одежду, то: 
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности, то:  
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8.Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ 
«А»,то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).  
Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на  выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. 

Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно  ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ 
«Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы  ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ 
«В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

 

 

Домашнее  задание

В статье 32 Конституции РФ  указывается на два условия, при которых гражданин, достигший необходимого возраста, не  имеет  права   голосовать. 

Найдите  эти   два   условия   среди  приводимых ниже:

- двойное гражданство;

- признание по суду недееспособным;

- долгое пребывание за границей;

- служба в вооруженных силах;

- наличие   супруга,   не   имеющего   российского   гражданства;

- нахождение в  местах лишения  свободы  по  решению суда;

- статус священнослужителя;

- наличие судимости;

- неграмотность;

- бедность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях становления  демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном «социо» пространстве.

Изучив материалы  по данной теме, проанализировав нормативно-правовую базу, можно сделать следующие выводы:

  1. Знание сути понятий «избирательное право» и «избирательные системы» необходимо каждому сознательному человеку, желающему жить в демократическом обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и смысла выборов. А выборы являются одним из основополагающих принципов демократического   государства.

Знание избирательных  процедур, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права - все это необходимо знать и уметь будущим участникам демократических выборов.

  1. Мы рассмотрели исторические особенности избирательного права, изучили его структуру. Выяснили, что учитель права должен в полной мере обладать необходимыми знаниями и умениями по данной теме, уметь легко и доступно преподносить материал.
  2. В ходе исследования был разработан план-конспект урока. Проведение подобного урока позволяет учащимся в полной мере ознакомиться с историей выборов, со структурой избирательного права и избирательных систем, что способствует воспитанию гражданственности и осознанию своего гражданского долга.

В современном  цивилизованном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, тем реальным механизмом, который  обеспечивает ее существование и функционирование. Демократия невозможна без участия членов общества в ее осуществлении. Основными формами участия в политической жизни общества являются: выборы, избирательные кампании. Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов.

Быть гражданином  – это значит быть в курсе происходящих в мире событий, интересоваться ими, при этом иметь собственное отношение к ним. В воспитании подрастающего поколения важно научить делать выбор определенных ценностей, основанных на этических нормах, соответствующих правовым нормам. Поэтому немаловажно научить учащихся позиционировать себя членом гражданского общества.

Определяющей  составляющей гражданской компетенции  человека является осознанное участие в муниципальных, республиканских и российских выборах органов власти. Задача современной школы привить учащимся ценность демократических выборов, понимание важности участия граждан в управлении государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Автономов, А. С., Веденеев, Ю. А., Луговой, А. С. Сравнительное избирательное право / А. С. Автономов. – М. : Норма, 2003. – 355 с.
  2. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран / И. А. Алебастрова. – М. : Юрайт М, 2001. – 167 с.
  3. Александр Кынев. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. – М. :Центр «Панорама», 2009. – 516 с.
  4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М. В. Баглай. – 6-е издание, изм. и дополн. – М. : Норма, 2007. – 784 с.
  5. Веденеев, Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю. А. Веденеев // Журнал российского права. – 2006. – №6. – С. 24 - 38.
  6. Веденеев, Ю. А., Васильев, А. В. Наши выборы / Ю. А. Веденеев // Журнал о выборах. – 2001. -  № 4.  – С. 22 – 26.
  7. Веденеев, Ю. А., Мостовщиков, В. Д. Введение в избирательное право / Ю. А. Веденеев. – М. : НОРМА, 2003. – 260 с.
  8. Веденеев, Ю. А., Навальный, С. В. Избирательное право: роль и место в системе права России / Ю. А. Веденеев, С. В. Навальный // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 2. – С. 67 – 68.
  9. Дмитриев, Ю. А., Исраелян, В. Б. Избирательное право. Учебник / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. – М. : ЗАО «Юстицинформ», 2008. – 340 с.
  10. Енгибарян, Р. В. Конституционное право: учебник / Р. В. Енгибарян. – М. : Юристъ, 2002. – 410 с.
  11. Иванченко, А. В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А. В. Иванченко. – М. : НОРМА, 1999. – 120 с.
  12. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М. : НОРМА, 2003. – 180 с.
  13. Катков, Д. Б. Избирательное право / Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго. – М. : Юриспруденция, 2001. – 208 с.
  14. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: Учебник / Е. И. Козлова. – М. : Юристъ, 2001. – 280 с.
  15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – М. : НОРМА, 2001. – 359 с.
  16. Конституционное право: Учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. – М. : Юристъ, 1999. – 440 с.
  17. Конституция Р.Ф. – М., 1995.
  18. Котегова, М. А. Пропорциональные выборы в субъектах Российской Федерации в 2003 – 2007 годах: законодательство и практика / М. А. Котегова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 15. – С. 24 – 27.
  19. Лейкман, Э., Ламберт, Д. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем / Э. Лейкман // Законодательство. – М. : Изд-во иностранной литературы. – 1958. – С. 108–110.
  20. Любарев, А. Е. Изменения избирательного законодательства в 2004–2007 гг. / А. Е. Любарев // Российское электоральное обозрение. – 2007. - №1. – С. 35 – 40. 2007.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. №589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24 сентября 2007 г. - №39. – ст. 4667.
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 г. №391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 7 июля 2003 г. - №27 (часть II). – ст. 2812.
  23. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 1995 г. №23/198-II “О Разъяснении о порядке применения части 10 статьи 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Вестник ЦИК РФ. – 1995. - №12. – с. 36 – 37.
  24. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. №167/1419-3 “О Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации” // Вестник ЦИК РФ. – 2002. - №11. – с. 159 – 192.
  25. Таагепера, Р., Шугарт, М. С. Описание избирательных систем / Р. Таагепера // Полис. – 1997. - №3. – С. 114 – 136.
  26. Таровик, С. С. Проблемы реализации принципа свободных выборов в России / С. С. Таровик // Гуманизм и право. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. – 2007. - №3 (8). – С.131 – 138.
  27. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13 января 2003 г. - №2. – ст. 171.
  28. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ 
    "О политических партиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 16 июля 2001 г. - №29. – ст. 2950.
  29. Федеральный закон от 12 июня 2002 г.  №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17 июня 2002 г. - №24. – ст. 2253.
  30. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации . – 23  мая 2005 г. - №21. – ст. 1919.
  31. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 5 июля 2004 г. - №27. – ст. 2710.
  32. Филиппов, А. Выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (1990–1998) / А. Ф // Выборы и партии в регионах России (ред. Г. Люхтерхандт-Михалева и С. Рыженков). – СПб. : ИГПИ “Летний сад”. – 2000. – с. 10 

 

 


Информация о работе Формирование гражданского сознания на уроках права