Формирование гражданского сознания на уроках права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать? Одним из ответов на этот вопрос может служить то, что в условиях развития демократии в России необходимо в школе изучать избирательное право.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4-7
Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права………………………………………………………………………………..8-29
История выборов………………………………………………….…….8-14
Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………15-29
Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права..…..…30-37
2.1. План-конспект урока……………………………………………………30-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Литература…………………………………………………………………....40-43

Файлы: 1 файл

курсовая по теории и методике преподавания права.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

И так, исходя из данных критериев, можно выделить представленные ниже типы избирательных систем. 

В одномандатных округах по его мнению возможна только система, которую принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано со значением третьей переменной.

По его мнению, более важной характеристикой при выборах по одномандатному округу (особенно с точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех типов голосования здесь целесообразны только два – категорическое и ординальное (преференциальное). Использование первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется крайне редко (на общегосударственном уровне – только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц местного самоуправления.

В случае многомандатного  округа с голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре из перечисленных способов голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему единственного непередаваемого голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума, когда избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов, или неограниченного вотума, когда число голосов у избирателя соответствует числу мандатов.

Случай многомандатного  округа с голосованием за партии –  это знакомая нам с 1993 г. система закрытых партийных списков. Ее разновидности обусловлены методикой распределения мандатов, наличием или отсутствием заградительного барьера и величиной округа, так выборы могут проводиться как по единому или общенациональному или общерегиональному округу, так и по нескольким многомандатным округам.

Гораздо сложнее классифицировать смешанные ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов. Здесь приходится использовать дополнительные переменные. Одна из них отвечает на вопрос: является ли голосование раздельным? В одних случаях избиратель голосует отдельно за кандидата и отдельно за партию. В других – голосование за кандидата считается одновременно и голосованием за партию, в список которой он включен.

Другая переменная отвечает на вопрос о том, раздельно  или нет подводятся итоги голосования по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут сначала распределяться между партиями, а потом – между кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между партийными списками распределяются в больших многомандатных округах, а результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).

Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система открытых партийных списков. Необходимо отметить, что голосование за партию всегда категорическое, тогда как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа голосования категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное.

Вторая система  – “панаширование”: избиратель вправе голосовать за нескольких кандидатов, входящих в списки разных партий; при этом поданные им голоса засчитываются в первую очередь как голоса за соответствующие партии, а после распределения мандатов между партиями – как голоса за соответствующих кандидатов.

В рамках третьей  системы она называется “персонализированной” смешанной и действует например при выборах депутатов германского бундестага, избиратель голосует раздельно за партию и за конкретных кандидатов. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах. Однако (в отличие от российской системы) распределение мандатов в одномандатных округах влияет на число мандатов, получаемых партией по итогам списочного голосования.

К четвертому типу относится система, ее иногда именуют  “системой добавочных представителей”, при которой избиратель голосует за кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах, но его голос засчитывается и как поданный за партию, в список которой входит данный кандидат. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах, а по спискам – в общенациональном многомандатном округе.

Таким образом, мы рассмотрели историю выборов  и избирательное право, его предмет, метод, место в системе российского права. Выяснили, что эта отрасль права является одной из наиболее спорных. Учитель права должен обладать всеми необходимыми знаниями и умениями в области предоставления знаний по этой теме. Должен знать историю развития и изменения данного института права. Должен быть знаком со всеми основными нормативными документами, регулирующими избирательное право. Всё это необходимо ему для организации учебного процесса, для более полного и доступного предоставления информации при изучении выборов и избирательного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права

    1. План-конспект урока

Тема: «Избирательное право»

Цели:  
Знать: сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем. 
Уметь: выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса. 
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Использованная  литература:

  1. Граждановедение. 8кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1999.
  2. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2000.
  3. Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. 1 часть. Составитель Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  4. Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 1996.

 

Ход урока

Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.

Плиний  Младший (61 — ок. 114), римский писатель

 

В жизни всегда приходиться выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

Сегодня мы будем  говорить об избирательном праве  и избирательной системе, о демократических  выборах. Наша задача - выяснить, как  должны проходить выборы в демократическом  государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Благодаря Конституции каждый гражданин имеет целый ряд прав и свобод. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.

В ст. 32 Конституции  РФ записано: «Граждане РФ имеют  право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Современный человек  должен быть хорошо информирован в  правовых вопросах.

Избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти.

В России избирательный  процесс регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и другими законами о выборах.

Избирательное право - это совокупность юридических  норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами.



 

 

 

 

 

Каким правом пользуются ваши родители, отправляясь на избирательные участки в качестве избирателей?

Суть  избирательного  права  в  том,  что  граждане  РФ  имеют  право  избирать  и  быть  избранным  в  органы  государственной  власти.  Избирательное  право  относится  к  группе  политических  прав  человека.  Только  в  условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ - ЭТО:

  1. Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати;
  2. Периодические,  что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой;
  3. Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть  не  получившая  всеобщего  одобрения.   

 

      Избирательные комиссии организуют  выборы. На них возлагаются:

    • Подготовка и проведение выборов;
    • Реализация и защита избирательных прав граждан;
    • Контроль за соблюдением прав граждан;

                    

Выборы –  это способ формирования органов  государственной власти и местного  самоуправления.

 

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ

  1. Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе. 
  2. Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  3. Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно.
  4. Тайное  голосование, т. е.  исключается  контроль  за  волеизъявлениями  избирателей.

 

В Российской Федерации  как высшее непосредственное выражение  принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные  демократические выборы.  
- Что вы знаете о современной избирательной системе России? (ответы детей) 

 

 




 


 


 

 

Пропорциональная  система используется при проведении выборов в Государственную Думу, мажоритарная система используется при проведении выборов президента, главы администрации.

 

Задание для  закрепления.

  1. Одним  из  самых  выдающихся  правителей  Древних  Афин  был  Перикл.  Каждый  год  он  слагал  свои  полномочия  и  отчитывался  перед  народом.  И каждый  год  афиняне  избирали  его  вновь.

- Какой  признак  демократических  выборов  иллюстрирует  этот  пример? 
- Как вы думаете, почему его вновь избирали?  
- А в чем в настоящее время заключаются интересы избирателей? (Власть  должна обеспечить мир, безопасность, нормальные условия для жизни). 

 

Из  истории выборов

  1. Этот человек был  последним выборным царем на Руси (Михаил Романов, 1613 г.)
  2. В 1991 году был избран такой по счету президент России (первый)
  3. В России в этом году женщины получили избирательное право (1918 г.)
  4. Эта Дума, вошла в историю как Дума «народного гнева».                           (I Государственная Дума, апрель 1906 г.)
  5. До этого периода в нашей стране выборы были несвободными (до перестройки)

 

«Почемучка»

  1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от работы)
  2. Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы)
  3. Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления)
  4. Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует)
  5. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики)

Информация о работе Формирование гражданского сознания на уроках права