Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:42, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать? Одним из ответов на этот вопрос может служить то, что в условиях развития демократии в России необходимо в школе изучать избирательное право.
Введение……………………………………………………………………….4-7
Глава I. Теоретические основы изучения выборов и избирательного права………………………………………………………………………………..8-29
История выборов………………………………………………….…….8-14
Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………15-29
Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права..…..…30-37
2.1. План-конспект урока……………………………………………………30-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Литература…………………………………………………………………....40-43
И так, исходя из данных критериев, можно выделить представленные ниже типы избирательных систем.
В одномандатных округах по его мнению возможна только система, которую принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано со значением третьей переменной.
По его мнению, более важной характеристикой при выборах по одномандатному округу (особенно с точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех типов голосования здесь целесообразны только два – категорическое и ординальное (преференциальное). Использование первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется крайне редко (на общегосударственном уровне – только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц местного самоуправления.
В случае многомандатного округа с голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре из перечисленных способов голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему единственного непередаваемого голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума, когда избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов, или неограниченного вотума, когда число голосов у избирателя соответствует числу мандатов.
Случай многомандатного округа с голосованием за партии – это знакомая нам с 1993 г. система закрытых партийных списков. Ее разновидности обусловлены методикой распределения мандатов, наличием или отсутствием заградительного барьера и величиной округа, так выборы могут проводиться как по единому или общенациональному или общерегиональному округу, так и по нескольким многомандатным округам.
Гораздо сложнее классифицировать смешанные ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов. Здесь приходится использовать дополнительные переменные. Одна из них отвечает на вопрос: является ли голосование раздельным? В одних случаях избиратель голосует отдельно за кандидата и отдельно за партию. В других – голосование за кандидата считается одновременно и голосованием за партию, в список которой он включен.
Другая переменная отвечает на вопрос о том, раздельно или нет подводятся итоги голосования по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут сначала распределяться между партиями, а потом – между кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между партийными списками распределяются в больших многомандатных округах, а результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).
Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система открытых партийных списков. Необходимо отметить, что голосование за партию всегда категорическое, тогда как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа голосования категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное.
Вторая система – “панаширование”: избиратель вправе голосовать за нескольких кандидатов, входящих в списки разных партий; при этом поданные им голоса засчитываются в первую очередь как голоса за соответствующие партии, а после распределения мандатов между партиями – как голоса за соответствующих кандидатов.
В рамках третьей системы она называется “персонализированной” смешанной и действует например при выборах депутатов германского бундестага, избиратель голосует раздельно за партию и за конкретных кандидатов. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах. Однако (в отличие от российской системы) распределение мандатов в одномандатных округах влияет на число мандатов, получаемых партией по итогам списочного голосования.
К четвертому типу относится система, ее иногда именуют “системой добавочных представителей”, при которой избиратель голосует за кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах, но его голос засчитывается и как поданный за партию, в список которой входит данный кандидат. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах, а по спискам – в общенациональном многомандатном округе.
Таким образом, мы рассмотрели историю выборов и избирательное право, его предмет, метод, место в системе российского права. Выяснили, что эта отрасль права является одной из наиболее спорных. Учитель права должен обладать всеми необходимыми знаниями и умениями в области предоставления знаний по этой теме. Должен знать историю развития и изменения данного института права. Должен быть знаком со всеми основными нормативными документами, регулирующими избирательное право. Всё это необходимо ему для организации учебного процесса, для более полного и доступного предоставления информации при изучении выборов и избирательного права.
Глава II. Методические основы изучения выборов и избирательного права
Тема: «Избирательное право»
Цели:
Знать: сущность
и принципы избирательной системы; различные
виды избирательных систем.
Уметь: выражать
и отстаивать собственное мнение, понимать
динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат
урока: активное избирательное право,
пассивное избирательное право, пропорциональная
избирательная система, мажоритарная
избирательная система, демократические
выборы.
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Использованная литература:
Ход урока
Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.
Плиний Младший (61 — ок. 114), римский писатель
В жизни всегда приходиться выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.
Благодаря Конституции каждый гражданин имеет целый ряд прав и свобод. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.
В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Современный человек должен быть хорошо информирован в правовых вопросах.
Избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти.
В России избирательный процесс регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и другими законами о выборах.
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами.
Каким правом пользуются ваши родители, отправляясь на избирательные участки в качестве избирателей?
Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ - ЭТО:
Избирательные комиссии
Выборы – это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления.
ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ
В Российской Федерации
как высшее непосредственное выражение
принадлежащей народу власти конституционно
закреплены референдум и свободные
демократические выборы.
- Что вы знаете о современной избирательной
системе России? (ответы детей)
Пропорциональная
система используется при проведении
выборов в Государственную
Задание для закрепления.
- Какой признак
демократических выборов иллюстрирует
этот пример?
- Как вы думаете, почему его вновь избирали?
- А в чем в настоящее время
Из истории выборов
«Почемучка»
Информация о работе Формирование гражданского сознания на уроках права