Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:29, курсовая работа
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.
Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы гражданского общества…………………………6
1.1. Понятие, концепции и элементы гражданского общества…………….6
1.2. Предпосылки формирования гражданского общества……………….12
2. Проблемы формирования гражданского общества в РФ………………16
2.1. Институты гражданского общества……………………………………16
2.2. Взаимоотношения государства и гражданского общества………….23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
1.1. Понятие, концепции и элементы гражданского общества…………….6
1.2. Предпосылки формирования гражданского общества……………….12
2. Проблемы формирования
2.1. Институты гражданского общества……………………………………16
2.2. Взаимоотношения государства и гражданского общества………….23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….30
Введение
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, является, для нашей науки основательно неразработанным. Эта идея весьма слабо распространена в широких массах по сравнению с понятием правового государства. Принципы гражданского общества даже не нашли четкого отражения в новой российской Конституции, которая не содержит этого термина, хотя такие отдельные элементы гражданского общества, как частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность в ней закреплены.1
Проблемы истоков, сущности и становления гражданского общества давно являются предметом социально-философских и социологических исследований. Проблематика гражданского общества возникает в античности в связи с вопросами статуса человека и гражданина, роли собственности в сохранении стабильности общественных и государственных институтов, соотношения гражданских обязанностей и закона в учениях стоиков, софистов, Аристотеля, Платона.2
Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.
Объект исследования - гражданское общество как форма общественных отношений.
Предмет исследования - формирование гражданского общества в России.
Цель исследования - выявить особенности и проблемы формирования гражданского общества в современной России.
Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы гражданского общества в России;
- рассмотреть понятия, концепции и элементы гражданского общества;
- выявить предпосылки формирования гражданского общества;
- обозначить проблемы
- рассмотреть институты гражданского общества и взаимоотношения государства и гражданского общества.
Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.3
Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем (1646-1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.
Т. Гоббс, английский философ:
Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.4
Дж. Локк, английский философ:
Гражданское общество - это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.5
Понятие «гражданское общество» возникло в эпоху завершения формирования капиталистических производственных отношений и закрепляющих их в политической и правовой сферах буржуазных революций (английской 1640 г. и французской 1789-1794гг.). Эта эпоха, названная историками Новым временем, ознаменовалась созданием наиболее развитой и «чистой» формы частной собственности - капиталистической частной собственности, т.е. таких отношений собственности, которые, по Марксу, уже освободились от сращенности с политическими и социальными отношениями. Именно это обстоятельство обусловило повышенное внимание историков к сфере действительной, материальной жизни людей. Если прежде, изучая историю, видели в ней лишь великих людей и великие события, то французские и английские писатели, отмечает К. Маркс, «сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу, впервые написав истории гражданского общества, торговли и промышленности».
Концепции гражданского общества:
Концепция гражданского общества рассматривается только в сфере отношений власти и общества, предпринимаются лишь слабые попытки детализировать закономерности развития самого общества. В эпохи Средневековья и Возрождения главный акцент политических воззрений концентрируется на обосновании роли государства, политической власти, а обществу отводится чаще всего роль манипулируемого объекта, подчиненного либо сверхъестественной силе, либо воле правителя.
Естественно-правовая концепция гражданского общества. Ей дают глубокое обоснование Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, А. Гамильтон. Непременными аспектами гражданского общества эти мыслители считают свободу, приоритетность суверенитета народа перед суверенитетом государства, установление общественного договора между обществом и государством и, даже право народа на восстание, если государство не выполняет правила общественного договора.
Глубокое обоснование общественному договору дает Ж-Ж. Руссо, и мы вправе говорить об особой концепции гражданского общества, сформулированной этим мыслителем. Кратко говоря, эта концепция впервые закладывает классовые основы гражданского общества, четко разграничивает права гражданина и права индивида, обосновывает неизбежность объединения, сплочения людей на основе добровольного согласия, установления общей воли с учетом гражданских общесоциальных начал и интересов гражданина как индивида, частного лица. Руссо говорит о приоритетности суверенитета народа как целостном объединении граждан, о неделимости и неотчуждаемости этого суверенитета.
Отцы-основатели США отходят от идеи естественного права и пытаются придать концепции гражданского общества преимущественно социальный характер, разработать механизм его взаимоотношений с государством, но, подчеркнем, только с учетом конкретных исторических условий, именно периода борьбы США за свою независимость. Далеко не все эти идеи сохранились в современных США.
Исходным положением концепции Канта является достигаемый через убеждение внутренний мотив личности в приверженности к морали, добродетели. Внешним выражением этого состояния является право, согласование интересов всех членов общества. Кант называет это коллективной волей. Совокупная коллективная воля и есть гражданское состояние общества, или, иначе говоря, правовое его состояние. Причем каждый член общества должен обладать правом фактического владения внутренней моралью, а не навязанным извне ее приобретением. Таким образом, мораль выступает как приоритетное начало по сравнению с политикой. Отсюда следует, что истинная гражданская свобода заключается в обязанности индивида подчиняться только тем законам и правилам, на реализацию которых он дал свое согласие. Признавая суверенитет народа первоосновой общественного устройства, Кант разделяет само гражданство на активное (право граждан участвовать в решении государственных вопросов) и пассивное (признание индивидом согласованности законов и его неотчуждаемых прав и свобод). Из этого следует, что Кант гражданское общество рассматривает не как определенную реальность, а как некую умозрительную величину, тесно связанную с правовым устройством государства.
Г. Гегель во многом углубил названные суждения и придал им дальнейшее развитие. Он обосновал идею о том, что в основе гражданского общества заложено экономическое начало, а в основе государства - политическое. Исходя из этого, он утверждал, что гражданскому обществу присущ прежде всего частный интерес, единичные потребности, которые неизбежно трансформируются в «формальные всеобщности» в виде ассоциаций, объединений граждан. По мысли Гегеля, гражданское общество - некое сочетание частных потребностей индивидов с такими общественными структурами, как судоустройство, полиция и корпорации (объединения граждан). Причем эти структуры являются исполнителями воли государства, монарха. Само по себе гражданское общество, рассуждает Гегель, состоит из трех сословий: субстанционального (землевладельцы, дворяне, крестьяне), промышленного (фабриканты, торговцы) и всеобщего (чиновники, профессора) Гегель впервые дал различие между государством и гражданским обществом.
Весьма жестко трактует гражданское общество Маркс. Он рассматривает его как основу государства, как выражение материальных жизненных интересов людей. Само же государство его «политический строй и есть официальное выражение гражданского общества». Отношения между государством и гражданским обществом проявляются как отношения индивидуальной свободы и публичной власти, которая выступает в виде подавления одного класса другим. «Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане».
Следовательно, в трудах Канта, Гегеля и Маркса нетрудно обнаружить новый философско-классовый подход в трактовке гражданского общества, новые параметры его концептуального осмысления. В целом названные периоды интерпретации гражданского общества, наверное, можно было бы назвать как периоды первоначального мировоззренческого конструирования базовых структур гражданского общества.
Концепция гражданского общества приобретает новые аспекты во второй половине ХIХ века, и особенно в первой половине ХХ века. Она рассматривается преимущественно через отношения власти и общества и не получает углубленного толкования сама по себе. Многие мыслители пытаются уточнить, детализировать права общества и человека, проблемы свободы личности. Думается, что этот период правомерно было бы назвать периодом либерализации идеи гражданского общества. Так в политическом учении Констан де Ребека мы встречаем мысль о демократизации местного самоуправления во имя устранения деспотической власти центра. Аналогичные суждения высказывает Шарль Фурье, предлагающий в своих проектах устройства общества объединять граждан в товарищества, ассоциации, фаланги. Примерно то же самое говорит Р. Оуэн. Он рекомендует учреждать трудовые общины, основанные на принципе выборности своих руководителей, и объединенные в свободную самоуправляющуюся федерацию, не требующую центральной власти. Эти идеи перекликаются со взглядами Г. Спенсера, ратовавшего за создание в промышленном обществе ассоциаций корпоративного типа.
Несколько видоизмененное толкование получает интерпретация гражданского общества в трудах российских мыслителей. Так декабрист П. Пестель горячо отстаивает идею о народном суверенитете и его праве на участие в управлении. Анархист М. Бакунин предлагает создавать в городах общинное самоуправление в форме рабочих ассоциаций, которым бы подчинялись заводы и фабрики, а на селе учреждать крестьянские общины, распоряжающиеся земельными богатствами. Б. Чичерин, известный теоретик российского либерализма, рассматривает гражданское общество как нечто неорганизованное целое, личные права граждан которого должно оберегать государство, т.е. некий надклассовый институт. Идея крестьянской общины как самобытного российского феномена широко была распространена в учениях российских революционных демократов и народников.
Проблемы гражданского общества на рубеже ХIХ и ХХ веков как теоретический постулат не находят своего продолжения. И это неудивительно в период острых социальных антагонизмов: серия революций, войн, колониальных захватов, первая мировая война, Октябрьская революция. Тема гражданского общества теряет свою актуальность. На смену ей приходит учение о народовластии, единстве интересов государства, власти и народа.6
Функции гражданского общества.
Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.
В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
- на основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур;
- на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления;
- гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций;
Информация о работе Проблемы формирования гражданского общества в РФ