Проблемы формирования гражданского общества в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы гражданского общества…………………………6
1.1. Понятие, концепции и элементы гражданского общества…………….6
1.2. Предпосылки формирования гражданского общества……………….12
2. Проблемы формирования гражданского общества в РФ………………16
2.1. Институты гражданского общества……………………………………16
2.2. Взаимоотношения государства и гражданского общества………….23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….30

Файлы: 1 файл

Формирование гражданского общества в РФ.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

Обеспечение деятельности Общественной палаты, согласно ч. 1 ст. 26 Федерального Закона, осуществляет аппарат Общественной палаты, правовой статус которого определен в ч. 2 ст. 26 Федерального Закона достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением.16

Представляется возможным выделить следующие функции, которые выполняются Аппаратом Общественной палаты по взаимодействию с органами государственной власти РФ:

- обеспечивает взаимодействие  Общественной палаты с Федеральным  Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления, а также организует  присутствие членов Общественной  палаты на пленарных заседаниях  и заседаниях комитетов и комиссий  Федерального Собрания Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации, коллегиях федеральных  органов исполнительной власти;

- обеспечивает рассмотрение Общественной  палатой обращений Президента  Российской Федерации, Федерального  Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 30.09. 2005 № 590 «О создании федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты Российской Федерации». СЗ РФ, 03.10.2005, № 40, ст. 4042..

В качестве предварительного обобщения, можно сделать вывод, что целью Общественной палаты является обеспечение согласования для решения наиболее важных вопросов интересов. С одной стороны - общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и общественных объединений. С другой стороны - интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Выделяются следующие сферы, в которых подлежат разрешению наиболее важные вопросы, с помощью согласования, обеспечиваемого Общественной палатой в ст. 2 ФЗ:

- экономическое и социальное развитие России;

- обеспечение национальной безопасности России;

- защита прав и свобод граждан России;

- защита конституционного строя России;

- защита демократических принципов развития гражданского общества в России.17

Таким образом, можно сказать, что Общественная палата РФ не обладает законодательной инициативой и не обладает политической властью. Основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов».18 Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом. А так же, по мнению некоторых экспертов, выполняет часть функций Парламента РФ.

 

    1. Взаимоотношения государства и гражданского общества

 

Особый интерес к исследованиям институциональных механизмов взаимодействия государства и гражданского общества в контексте социально-политических теорий связан с тем, что современное демократическое развитие России предполагает широкое участие представителей общества в процессах разработки и принятия управленческих решений, которое определяется совокупностью различных подходов к пониманию сущности взаимодействия государства и гражданского общества.

Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задает параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства.

Таким образом, соотношение гражданского общества с государством осуществляется посредством конструирования ряда социальных коммуникаций в коммунитарной системе потребностей и разделения труда, правосудия (правовых учреждений и правопорядка), внешнего порядка (полиции и корпораций).19

Перспективы демократических преобразований и достижения стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны во многом зависят от характера взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязанных момента:

- всестороннее развитие общественной инициативы и самодеятельности;

- утверждение прочного правопорядка во всех сферах жизни гражданского общества и государства.

В современных условиях весьма острыми остаются проблемы преодоления отчуждения государства от общества, повышения меры доверия между обществом и властью, установления партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усиления их взаимной поддержки и согласованной деятельности. «Переход к подъему требует создания в стране качественно иного уровня взаимного доверия общества и власти. Доверие к власти становится категорией не только политической, но и экономической.

Перспектива подъема диктует, чтобы действия государства были открыты, понятны и контролируемы обществом. Укрепление такого доверия требует, чтобы и власть, со своей стороны, в гораздо большей степени была осведомлена о состоянии общественного мнения, учитывала его при определении политики». Задача состоит в том, чтобы было «создано государство, подчиненное интересам общественного саморазвития».20

Гражданское общество и государство выступают как институты культуры, и поэтому проблемы их развития необходимо рассматривать в культурном контексте. Культура вообще и правовая, политическая культура в частности, - необходимое условие создания и развития гражданского общества и государства. Политическая трансформация государственности, становление общества должны происходить на основе правовой культуры, выражать ее суть.

Положение о производном характере государственной власти нашло свое законодательное закрепление в части 2 ст. 3 Конституции РФ 1993 г., согласно которой «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако приведенная формулировка представляется недостаточно корректной.

Существует два вида публичной власти:

1) государственная власть;

2) самоуправление (которое во многих  своих проявлениях похоже на  государственную власть). Но если  в государственной власти выражается  воля всего народа, всего государства, то в местном самоуправлении  реализуется власть лишь местного населения.21

Конституция РФ и сам 1993 год стали в определенном смысле вехами в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с российским государством. Главной целью Конституции РФ было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы. Конституция РФ 1993 г. дает следующую основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества:

- народ осуществляет свою власть  непосредственно, а также через  органы государственной власти  и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

- государственная власть в Российской  Федерации осуществляется   на   основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст, 10);

- в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12).

Государство, ставящее так называемые «государственные интересы» выше интересов личности, никак не может именован, себя правовым государством. Данное положение доказывается следующей логической поеледовательноотью: общество содержит государство; общество есть система, состоящая из личностей; все достояние общества создается трудом личностей; личность есть основа общества интересы ЛИЧНОСТИ имеют наивысший приоритет. Они выше интересов любых групп, классов и союзов: национальных, религиозных, производственных и т.п.

Правовое государство все свои действия оценивает применительно к шкале ценностных ориентации, где первое место занимают интересы и права человека, второе -интересы всего общества, третье - развитие культуры (наука - одна из ее подсистем), четвертое - требования экологии, пятое - экономика; и только на шестом месте по приоритетности находятся интересы самосохранения и поддержания необходимой работоспособности самого механизма управления обществом, именуемого государством.

Важнейшей функцией правового государства является защита интересов личности от любых противоправных посягательств на них, в том числе со стороны различных подразделений самого государства. Права человека изначальны и принадлежат ему с момента рождения; они не могут быть не признаны или признаны по воле каких-либо управителей, функционирующих в составе государственного механизма. Вторая фраза ст. 2 Конституции РФ гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Соблюдение и защита – бесспорно, но признание прав человека не входит в обязанности правового государства: эти права изначальны и более основополагающие, чем права государства. Эти права (права человека) не обсуждаемые, они «по умолчанию» входят в систему правил и ограничений, налагаемых обществом на нанимаемое им государство. Дело государства - соблюдать права человека, которые действительно «являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ).

Равноправный диалог власти и гражданского общества должен обеспечивать предсказуемость решений и действий государства, реальность обещаний и последовательность их осуществления, адекватность функций новым требованиям, способствовать повышению уровня доверия граждан к государству, стимулировать их экономическую и политическую активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, созданы Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Общественная палата РФ.

Естественно, гражданское общество западного образца в России возможно даже в основных чертах. Попытка государства построить гражданское общество предполагает равный диалог с населением. А для этого правящей элите нужно определиться, служит ли она российскому народу, народам Запада или только преследует свои собственные корыстные интересы.

Некоторые исследователи полагают, что в России на сегодняшний момент существует гражданское общество, состоящее из политической и экономической элиты и бюрократии. Именно такое «общество» попадает под основные критерии западных теорий. Остальное российское население просто находится за бортом правовых и экономических реформ в новом качестве «крепостных». Правовые и экономические реформы достигли успеха именно в отношении такого гражданского общества.

Гражданское общество сегодня нельзя считать сформированной системой, так как практически не реализуются ее важнейшие признаки: автономность от государства и разноуровневые горизонтальные связи, что проявляется в недостаточной структурно-функциональной зрелости его институтов и гражданской готовности.

Препятствием для формирования гражданского общества является слабая структурированность социума, разнообразие темпов и содержания процесса в различных регионах страны, низкий уровень научной проработанности проводимых реформ, отсутствие российской модели гражданского общества, использование в целях его модернизации кадрового потенциала в большинстве своем не склонного содействовать его становлению.

Таким образом, Россия находится на пути становления гражданского общества. Для этого уже сделаны некоторые шаги, как со стороны государства, так и со стороны населения. Кроме того, специфика гражданского общества в России заключается в том, что его становление происходит в условиях продолжающейся политической трансформации. Поскольку политическая и экономическая элиты не изъявляют особой готовности стимулировать становление гражданского общества, а средний класс не может это сделать вследствие своей малочисленности, основная тяжесть в этом плане падает на плечи многочисленных социальных слоев. Красноречивым свидетельством их активности является тот факт, что в России в настоящее время активно действуют десятки тысяч общественных организаций, причем созданы эти организации обычными гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
  2. Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32.

Информация о работе Проблемы формирования гражданского общества в РФ