Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  Метод развития «взрывной силы» при  помощи прыжков в глубину с  отскоком получил название «ударного» (33, 123, 162, 173. 198). По мнению автора, теоретической  основой «ударного» метода является поглощение работающими мышцами  энергии падающего тела, что обеспечивает быстрый переход мышц к активному  состоянию в момент амортизации, стимулирует быстрое развитие рабочего усилия, создает в мышцах значительный потенциал напряжения «ударный»  метод, развивая в основном «взрывную  силу», оказывает значительную нагрузку на нервно-мышечный аппарат. Поэтому  автор рекомендует применять  его в тренировках детей и  подростков очень осторожно.

  О.3.Соломоник (169) считает, что «ударный» метод  можно рассматривать как специфическое  упражнение, позволяющее развивать  силу и быстроту тренируемых мышечных групп с одновременной тренировкой  способности центральной нервной  системы к быстрым переключениям, концентрации волевых усилий, координации  движений.

  В.Н.Денискин, Ю.В.Верхошанский, А.С.Медведев (60), изучавшие воздействие «ударного» метода на скоростно-силовые способности штангистов установили, что указанный метод обеспечивает высший уровень прироста скоростно-силовых качеств. Так, абсолютная величина силы увеличивается на 19,3%, «взрывная сила» - на 55.1%, стартовая сила - 40,7%.

  Положительную оценку этого метода дает А.В.Ведринцев (31). По его данным, у юных спортсменов, применявших «ударный» метод, существенно улучшилась нервно-мышечная координация, умение концентрировать мышечные усилия в минимальное время.

  По  мнению С.А.Мехоношина (129) «ударный» метод, идея которого заключается в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растяжением, предшествующим активному усилию в тренируемом движении, должен занять ведущее место в тренировке, направленной на развитие реактивных способностей нервно-мышечного аппарата у всех возрастных групп занимающихся.

  В работе А.АГужаловского (56) подчеркивается целесообразность метода в занятиях с детьми и подростками. При этом отмечается, что величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка и подбирается эмпирически, однако, преимущество следует отдавать большой высоте свободного падения, нежели массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению.

  О.3.Соломоник (169) обнаружил значительно больший  сдвиг скоростно-силовой подготовленности в группе начинающих спортсменов, применявших  прыжки в глубину с отскоком. По данным автора, эффект достигнут при  количественно меньшем объеме тренировочной  работы.

  Говоря  об исключительно высоком тренирующем  эффекте прыжка в глубину с  отскоком, Ю.В.Верхошанский (33) отмечает, что данное упражнение обеспечивает достижение высокого уровня специальной подготовленности при минимальных затратах времени. Проведенный автором сравнительный анализ показал, что группа легкоатлетов-прыгунов, выполняя в течение 12 недель в подготовительном периоде преимущественно прыжки в глубину с отскоком, добилась больших сдвигов в уровне реактивной способности мышц, чем группа, которая тренировалась по традиционной методике.

  В литературе имеются работы, в которых  даются рекомендации по применению «ударного» метода для развития скоростно-силовых  качеств некоторых возрастных групп  детей, а также для спортсменов  разного возраста, специализации  и квалификации (4, 7, 8, 18, 22, 23, 25, 32, 43, 50, 63, 65, 75, 76, 111).

  В.Н.Денискин и соавт. (60) рекомендуют выполнять прыжки в глубину с отскоком для развития силовых и скоростно-силовых качеств у юных штангистов. Для начинающих спортсменов оптимальной, по мнению авторов, является высота спрыгивания 80 - 90 см., а для квалифицированных - 100 - 110 см. За одно занятие выполняется по 5 серий прыжков, по 5 - 6 попыток в каждой серии.

  При исследовании путей развития скоростно-силовых  качеств у детей - 11 лет, А.В.Ведринцев (31) определил, что оптимальная высота соскока у них 20 - 30 см., а максимальное число прыжков в серии 12.

  Л.Э.Пахомова (147), имея в виду школьников 11-13 лет, предлагает методику развития скоростно-силовых  качеств с применением прыжков  в глубину с отскоком вперед с  высоты: для детей 11 лет - 35 см., 12 лет - 40 см., 13 лет - 50 см. Количество прыжков  в одной серии, по ее мнению, должно быть в пределах 18-26.

  Рекомендуя  упражнения для развития прыгучести у юных спортсменов В.Б.Попов, А.Д.Каморова (152) предлагают использовать «ударный» метод в объеме трех серий прыжков по 8-10 раз. При выборе указанных данных параметров авторы не дают каких-либо обоснований.

  Р.В.Жордочко, В.Д.Полищук (66) при тренировке прыгунов рекомендуют высоту спрыгивания 60 - 100 см. По их мнению, прыжки в глубину с больших высот вызывают сильное воздействие прыжка, что приводит к увеличению времени проявления последующего усилия. Авторы не указывают, сколько нужно прыгать и с какой интенсивностью.

  Опираясь  на законы биодинамики Ю.В.Верхошанский (33) экспериментально обосновал методику применения «ударного» метода для развития квалифицированных спортсменов-прыгунов и гимнастов. Автор рекомендует использовать 3-4 серии по 10 прыжков с интервалом отдыха между сериями 10-15 минут для хорошо подготовленных спортсменов и 2 -3 серии по 5 - 8 прыжков - для менее подготовленных. Автор отмечает, что прыжок в глубину требует специальной предварительной подготовки, которая выражается в выполнении значительного объема прыжковых упражнений.

  Н.А.Масальгин и соавт. (119) предложили методику применения ударных упражнений для волейболистов. Рекомендуется высота спрыгивания от 50 до 70 см., выполняется 3-5 серий по 10 прыжков в каждой.

  С.А.Мехоношин (129) для развития скоростного компонента мощности толчка у юных легкоатлетов ударным методом рекомендует использовать 2-3 серии из 10 прыжков. Интервал отдыха между прыжками с интенсивной нагрузкой 80-85 % - 5-10 секунд, с 90-95% - 15-20 секунд, со 100% - 25-30 секунд.

  Анализируя  существующие методики развития «взрывной  силы» ударным методом, можно  отметить наличие в большинстве  из них эмпирического подхода  при подборе параметров прыжковой  нагрузки. Поэтому вполне можно согласиться  с мнением Ю.В.Верхошанского (33) о том, что в литературе мало исследований, направленных на разработку аргументированных рекомендаций по применению «ударного» метода для различных контингентов людей.

  Анализируя  структуру движений «ударного» метода можно выделить в ней важный элемент - прыжок в глубину. Прыжок в глубину  наряду с развитием двигательного  качества оказывает и механическое воздействие на опорно-двигательный аппарат испытуемого. Нетрудно вычислить, что при падении вниз на тело человека действует большая сила (Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, (61). Так при прыжке с высоты 1-ого метра, в момент касания опорной поверхности, человек с массой 70 кг будет испытывать силу, превышающую несколько тонн. В лабораториях на испытательных стендах сила такой величины разрушает не только хрящевую, но и костную ткань. Но в организме человека нарушений целостности тканей, как правило, не наступает. Его опорно-двигательный аппарат способен уменьшить действие инерционных сил на организм, но полностью устранить влияние этих сил на организм человека упругая система опорно-двигательного аппарата не всегда способна. В этих случаях в тканях организма каждый раз возникает динамическая деформация. При часто повторяющихся чрезмерных нагрузках могут развиться значительные дегенеративно-дистрофические явления в мышцах, хрящах, связках (167). И вместо ожидаемого развития двигательных качеств у занимающихся может возникнуть тяжелое патологическое состояние. Поэтому для научного обоснования высоты спрыгивания при разработке «ударного» метода развития скоростно-силовых качеств очень важно знать, в какой степени упругая система испытуемого уменьшает воздействие сил на организм.

  1.4 Место скоростно-силовой  подготовки в физическом  воспитании и тренировочном  процессе юных  

  Спорт, как известно, является эффективным  средством повышения уровня физической подготовленности детей. Существует спорт  массовый и высших достижений. Между  ними действует тесная связь. Спортивные достижения мирового уровня определяют направленность массового спорта и  порождают стремление к ранней спортивной специализации, что, в свою очередь, приводит его к узкоспециализированной направленности. Ранняя специализация  в большинстве видов спорта нецелесообразна  из-за трудности прогнозирования  склонностей и задатков, занимающихся в этом возрасте к определенному  виду спорта. Большой отсев занимающихся и невысокий эффект работы спортивных школ связан именно с ошибками в  отборе и спортивной ориентации на начальной стадии подготовки спортсменов. Эти выводы сделаны на основе анализа  проведенных исследований В.Г.Никитушкиным (54, 139).

  Узкоспециализированная  подготовка, препятствующая правильному  формированию детского организма, становлению  жизненно важных двигательных навыков  и развитию физических качеств и  раньше осуждалась ведущими специалистами  в области физического воспитания. Специализация в раннем подростковом возрасте также препятствует росту  спортивных результатов при переходе в следующую возрастную группу, а  иногда становится причиной серьезных  отклонений в здоровье юных спортсменов. Начальный этап занятий спортом  должен ориентироваться на разностороннюю физическую подготовку, направленную на гармоническое физическое развитие, обогащение двигательных умений и навыков  и создание прочной базы спортивного  мастерства. Таково мнение специалистов (17, 20, 35, 40, 49, 60, 71, 72, 114, 125, 139, 146, 193, 194, 199, 200, 205, 207).

  Мы  вправе ожидать приток полноценного резерва в том случае, если будут  условия хорошей разносторонней физической подготовки, помогающей дальнейшему  развитию и совершенствованию подростков в спортивной деятельности. Основной задачей на данном этапе является отбор моторно-одаренных детей  и выявление их психомоторного статуса. В результате такой работы можно  целенаправленно влиять на развитие физических качеств, формирование навыков  и умений, создавать благоприятные  предпосылки для последующей  специализации.

  Основная  направленность спортивной тренировки на предварительном этапе подготовки - общая физическая подготовка. Общая  физическая подготовленность является обязательным условием роста спортивного  результата и технического мастерства будущих спортсменов. Чем выше уровень  общей физической подготовленности, тем успешнее реализуются поставленные цели и задачи.

  Многие  специалисты считают, что достижение высоких результатов в различных  видах спорта зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств (13, 51, 54, 57, 69, 71, 73, 79, 92, 117, 121, 177, 206, 208, 209).

  Для совершенствования технического мастерства роль скоростно-силовой подготовленности является ведущей для таких видов  спорта, как: спортивные единоборства, тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки, где скоростно-силовая подготовка направлена на развитие способности атлета преодолевать внешнее сопротивление при максимально быстрых движениях (69, 110, 190, 202. 203).

  Уровень скоростно-силовой подготовленности и умение спортсменов полноценно его использовать являются определяющими  в совершенствовании технического мастерства в различных видах  спорта, требующих проявления взрывных усилий. Таково мнение Ю.В.Верхошанского (33). О том, что скоростно-силовая подготовка является важнейшим разделом системы тренировки, сообщают и литературные источники о вопросах юношеского спорта. Ряд исследований, проведенных с юными спортсменами, свидетельствует об имеющихся объективных причинах, обуславливающих начало развития скоростно-силовых качеств на ранних этапах спортивного совершенствования (26, 106, 117, 136, 149, 163, 192, 201, 204, 207).

  Разумный  подбор средств и методов тренировок с учетом закономерностей возрастного  развития организма - один из ведущих  аспектов повышения спортивного  мастерства на начальных этапах многолетней  подготовки (39, 54, 124, 201).

  Юношеский спорт предусматривает необходимость  развития физических качеств в их взаимосвязи при достаточном  соотношении и разумном чередовании  в учебно-тренировочном процессе с учетом возрастных особенностей подросткового  организма. По мнению некоторых специалистов (148, 161, 168, 174). Оптимальное соотношение  предполагает преобладание той части  в общем объеме нагрузки, которая  направлена на развитие двигательной способности в данном виде спорта.

  Вместе  с обеспечением разносторонней физической подготовленности занимающихся тем  или иным видом спорта В.П.Филин (191) считает целесообразным включение  комплексов специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение для  технического совершенствования.

  Анализируя  научные данные, можно сделать  вывод, что скоростно-силовые качества и взрывная сила мышц на этапе предварительной  подготовки имеют важное значение для большинства видов спорта.

Информация о работе Физическое воспитание