Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  С учетом всего сказанного, величин  факторных нагрузок показателей, в  наибольшей степени определяющих данный фактор способностей школьников-спортсменов, а также переменных, отрицательно или индифферентно влияющих на данный компонент, он был идентифицирован  нами как фактор, отражающий взрывную силу и силовые способности юных спортсменов.

  II фактор - фактор общей физической  работоспособности.

  На  втором факторе, внесшим объяснение 15,05% дисперсии, выделились следующие составляющие: РWС170 (.759), результативность в беге на 2000м (.754), бег 30м со старта (.413); индифферентное влияние - показатели силовых способностей (градиент силы, максимальная сила, становая динамометрия и пр.), длина тела. Отрицательный вклад в данный фактор вносят жировой компонент (.708), кистевая динамометрия (.366) Как известно, именно все эти компоненты в разной степени можно связать с общей физической работоспособностью, или аэробной выносливостью, общей выносливостью (14, 22, 36, 46, 47, 83).

  III фактор - фактор координационный  способностей. (11,81%)

  Вклад в данный фактор определяют следующие  переменные: наклон вперед (.734), лазание  по канату (.680), результат в беге на 2000м. как способность выполнять  заданную работу длительное время (.620); отрицательный вклад реализуют  переменные длина тела (.343), мышечная масса (.278), ряд скоростно-силовых  показателей (прыжок в длину с  места, подтягивание, становая сила). Как  было показано выше гибкость тесно взаимосвязана с координацией двигательных действий, что обуславливается согласованностью работы различных мышечных групп, лазание по канату при помощи ног - сложно координационное упражнение, бег на выносливость требует четкой координации работы как опорно-двигательной системы, так и вегетативных функций. Все это дало возможность определить данный фактор как координационные способности школьников.

  IV фактор - фактор быстроты.

  Дисперсия данного фактора напрямую определяется такими составляющими как результативность в беге на 30 м (.739), прыжком в длину  с места (.469), компонентом мышечной массы (.547); отрицательный вклад вносят результативность в беге на 2000 м (.513), компонент жировой массы (.409).

  Данный  фактор объясняет общую дисперсию  на 9.59%.

  V фактор - фактор силы мышц рук (6,70%).

  Больший вклад в дисперсию данного  фактора вносят сгибание и разгибание рук в упоре лежа (.484), лазание по канату (.459), становая сила (.328); отрицательный вклад вносили показатели массы тела (жировой и мышечный компоненты - .392, .411), физической работоспособности (.145), что вполне увязывается с таким определением фактора.

  VI факта - фактор силы кисти (6,32%). Этот фактор составляют димамометрия кисли (.657), лазание по канату (.207), максимальная сила (.327).

  VII фактор составляет 6,32% дисперсии.  Однако анализ переменных не  позволил идентифицировать данный  фактор.

  Характеризуя  результаты факторного анализа переменных, характеризующих состояния скоростно-силовой  подготовленности школьников - юных спортсменов, можно отметить следующие, наиболее значимые моменты:

  -  общая дисперсия, определяющая вклад составляет 97,28%; лишь 2,72% выборки не находит объяснения в рассматриваемых переменных и составляет группу факторов, не вошедших прямо или опосредовательно в рассматриваемые характеристики, что может быть связано с психогенными, социальными и др. составляющими;

  -  ведущими факторами морфо-функциональной подготовленности школьников, занимающихся спортом, являются способности к проявлению взрывной силы (43,5%), общей физической работоспособности (15,05%), координации (11,8%).

  Таким образом, у школьников, ведущих разный двигательный режим жизни, выявлены различные фактора, составляющие физическую подготовленность. У юных спортсменов  это, прежде всего - взрывная сила, общая  физическая работоспособность, координационные  способности. У школьников – не спортсменов, ведущих малоподвижный образ  жизни, ведущими факторами являются общая сила, быстрота, координация. Т.е. юные спортсмены в процессе занятий  приобретают способность показывать максимальные силовые усилия в короткий промежуток времени в концентрированном  виде, выполнять это все достаточно координированною и повторять это многократно.

  Указанные различия объясняются, по нашему мнению, преимущественной направленностью  рассматриваемых видов спорта, требующих  от занимающихся прежде всего высокой концентрации физических усилий и высокой работоспособности на тренировочных занятиях.

  В результате статистической обработки  полученных данных и на основе метода корреляционных нами была получена схему  взаимосвязи различных сторон физической подготовленности школьников юных спортсменов по трем основным выделенным факторам (рис. I).Из рисунка видно, что характер взаимосвязи показателей физической подготовленности носит комплексный характер. Это подтверждается наличием прямых, а также опосредованных связей, некоторые из которых, по-видимому, являются случайными. Из общего набора показателей отчетливо выпадает показатель, характеризующий прыгучесть как физическое качество (Фактор 1).

  Характеризуя  результаты факторного анализа переменных, характеризующих состояния скоростно-силовой  подготовленности школьников не спортсменов, можно отметить следующие, наиболее значимые моменты:

  При рассмотрении результатов школьников, не занимающихся спортом, обнаруживается их заметное отставание во всех показателях, характеризующих уровень развития различных сторон физической подготовленности. Результаты тестирования позволяют  однозначно указать причину этого  факта, которая, по всей видимости, заключается  в отсутствии достаточных физических нагрузок.

  Это обстоятельство является основанием к  утверждению о необходимости  интенсификации процесса физического  воспитания школьников с ограниченным режимом двигательной активности.

  Совершенно  естественно то, что высокий уровень  физической подготовки необходим не только в занятиях спортом, но и в  жизненных ситуациях, участием в  школьных спартакиадах и других физкультурно-массовых мероприятиях, что будет способствовать формированию положительных личностных качеств детей и подростков, так  как хорошая физическая подготовка - это требование времени.

  На  основании изложенных данных и в  соответствии со второй задачей исследования, предусматривающей разработку программы  совершенствования скоростно-силовой  подготовленности занимающихся, нами осуществлялся поиск путей интенсификации режима двигательной активности школьников 10-11 лет.

  Принципиальный  подход в решении этой задачи представлен  ниже.

  3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет  

  На  основании мнений и рекомендаций известных специалистов (13, 19, 37, 42, 44, 48, 88, 112, 137), а также полученных в  ходе тестирования результатов нами была предпринята попытка разработать  принципиальный подход к организации  и построению процесса физического  воспитания для детей школьного  возраста 10-11 лет, проводимые в условиях внеурочных форм физического воспитания.

  В соответствии с этим были определены задачи, которые заключались в  следующем:

  -  увеличение режима двигательной активности;

  -  приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствование возникновению устойчивого интереса к ним;

  -  привитие навыков закаливания;

  -  укрепления здоровья;

  -  обогащение арсенала двигательных действий разнообразными действиями;

  -  достижение разностороннего гармонического физического развития;

  -  повышение общего уровня физической подготовленности;

  -  направленное развитие основных физических качеств;

  -  совершенствование телосложения;

  -  достижение и сохранение высокой общей работоспособности;

  -  формирование и доведение до необходимого уровня совершенства жизненно важных умений и навыков, в том числе непосредственно прикладных и спортивных, а также приобретение специальных знаний.

  В основу организации и построения тренировочных занятий были положены общепринятые принципы методики физического  воспитания, разработанные видными  учеными-теоретиками советской науки  о физическом воспитании (18, 48, 154, 175):

  -  принцип сознательности и активности;

  -  принцип наглядности;

  -  принцип доступности и индивидуализации;

  -  принцип систематичности;

  -  принцип динамичности или принцип прогрессирования;

  -  принцип всестороннего гармонического развития личности;

  -  принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

  -  принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

  Выбор содержания осуществлялся на основании  рекомендаций (5, 15, 34, 48, 112, 155, 77, 133, 214).

  Так, по мнению В.П. Филина (193), если на этапе  предварительной спортивной тренировки не используются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые  качества занимающихся развиваются  неудовлетворительно. Автор считает, что применение эффективных средств  воспитания скоростно-силовых качеств  в повышенном объеме способствует не только повышению уровня скоростно-силовой  подготовленности занимающихся, но и  успешному решению других педагогических задач.

  В процессе разработки содержания занятий  осуществлялся дифференцированный подход, учитывающий особенности  контингента занимающихся, и в  частности: возраст, пол, индивидуальные особенности, состояние здоровья и  уровень предварительной подготовленности. Учитывая общеподготовительную направленность проводимой работы, содержание занятий было ориентировано на занятия восточными единоборствами при учете необходимости создания необходимого для этого возраста уровня базовой физической подготовки и благоприятных предпосылок для дальнейшего физического совершенствования (115, 156, 158) .

  Основные  группы физических упражнений составляли: строго дозированные, различные виды ходьбы и бега, прыжковые упражнения, упражнения с дополнительными отягощениями (гири, гантели, штанга), подвижные и  спортивные игры, общеразвивающие упражнения, элементы акробатики и гимнастики.

  С целью эффективного решения поставленных задач - организация занятий предусматривала  широкое использование внеурочных форм физического воспитания. В соответствии о этим были организованы дополнительные, трехразовые в неделю занятия по 1,5 часа каждое.

  В качестве средств, которыми предполагалось осуществить поставленные задачи, были использованы следующие наиболее общеизвестные  группы упражнений.

  1. Прыжки и прыжковые упражнения, выполняемые "ударным методом".

  2. Скоростно-силовые упражнения: бег  и беговые упражнения.

  3. Общеразвивающие упражнения силового характера.

  4. Силовые упражнения других видов  спорта.

  5. Подвижные игры силового и  скоростно-силового характера.

  6. Спортивные игры

  7. Средства специальной физической  подготовки юных.

  8. Циклические аэробные упражнения.

  Для повышения моторной плотности занятия  упражнения выполнялись методом "круговой тренировки". Между повторным  выполнением упражнения выдерживалась  необходимая пауза, достаточная  для восстановления организма занимающихся, что определялось по восстановлению дыхания и готовности к повторному выполнению.

  Используемые  средства предусматривалось использовать в определенной последовательности, при которой каждое последующее  упражнение выполнялось бы на фоне положительного последействия, оставляемого в организме предыдущим упражнением (14, 166, 171). 

  ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ  УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ  ПРОДЛЕННОГО ДНЯ  И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИХ ПРИМЕНЕНИЯ  

  Проведенный предварительный педагогический эксперимент  позволил получить данные о стратегии  возможных целенаправленный воздействий  на морфо-функциональные структуры детей 10-11 лет с целью их совершенствования.

Информация о работе Физическое воспитание