Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  -  упражнения с отягощениями (гантели, гири, диски от штанги, мешки с песком, а также заменяющие их подручные предметы в лесопарке и на площадке),

  -  упражнения с весом собственного тела,

  -  упражнения с отягощениями рекомендовалось выполнять с весами, приблизительно составляющими 75% или 50% от возможных максимальных силовых способностей детей. При этом каждое силовое упражнение (в том числе и классические движения со штангой) предлагалось повторять соответственно 8-10 раз в первом случае и 20-30 повторений - во втором.

  Кроме того, силовые упражнения с собственным  весом целесообразно выполнять  станционным методом, т.е. поочередным  выполнением упражнений в нескольких местах, в случае специального оборудования мест занятий - "станции" этот вид  организации занятий приобретает  форму "круговой тренировки"; в  зависимости от веса отягощения упражнения могут выполняться до 50 раз.

  В V–VI классах на одном занятии  рекомендуется следующая примерная  дозировка:

  1 группа - прыжковых упражнений (различные  подпрыгивания, прыжки и спрыгивания);

  2 группа - упражнений с отягощениями (толчок  и рывок штанги, прыжки на месте  с отягощениями на плечах из  различных исходных положений,  спрыгивание с высоты: напрыгивания на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее);

  3 группа - упражнения с собственным весом  тела или весом тела партнера;

  4 группа - метания и бросания утяжеленных  предметов:

  -  мешками с песком,

  -  набивные мячи,

  -  легкоатлетические снаряды,

  -  деревянные бруски и подручные предметы (См. рис. 5,6)

  Применение  скоростно-силовых упражнений на ежедневных физкультурных занятий в экспериментальной  группе продленного дня (спортивный час) школьников V-VI классов увеличивало  запас освоенных двигательных действий. Выполнение различных прыжковых упражнений со снарядами, с предметами, под различную музыку делает занятия насыщенным, увеличивает плотность. Проведение прыжковых упражнений в облегчённых условиях (на гимнастическом мостике, с уклона, с помощью партнёра) даёт возможность учащимся V–VI классов получить необходимую физическую нагрузку, не утомляя их нервную систему, повышая заинтересованность школьников. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культуры и спортом достигается достаточно легко, благодаря широкому ассортименту скоростно-силовых упражнений и нацеленности на конкретный вид спорта (9, 14, 48, 83, 120, 138)

  4.2. Оценка изменения  показателей двигательной  подготовленности  учащихся V-VI класса  за время эксперимента  

  Для контроля над динамикой физического  развития мы использовали контроль за динамикой массы и длины тела, окружности грудной клетки (ОКГ) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

  Показатели  физического развития мальчиков V–VI классов контрольной и экспериментальной  групп в начале педагогического  эксперимента представлены в таблицах 11.

  Масса тела является одним из показателей  степени физического развития, которым  пользуются в спортивной практике в  сочетании с ростовыми данными. Этот показатель относительно быстро реагирует на изменения в организме, поэтому рассмотрение динамики изменений  массы тела имеет немаловажное значение.

  Так, средние показатели массы тела, в  начале педагогического эксперимента, составили в контрольной группе у мальчиков 34,45±0,91, в опытной  – 34,64±0,59 (t=0,17; p>0,05). В конце первого года исследований в контрольной группе мальчиков масса тела увеличилась на 11,5% (t=3,06; p<0,01), в экспериментальной группе - на 13,91% (t=5,87; p<0,001).

  Таблица 11 Показатели физического развития учащихся V класса контрольной и  экспериментальной групп в течение  учебного года (M ± m) и их различия 

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
Длина тела (см)   I

  IV

  137,54±0,7

  139,76±0,61

  138,2±0,58

  140,1±0,93

  0,62

  0,3

  0,68

  0,99

  P > 0,05

  P > 0,05

Масса тела (кг)   I

  IV

  34,45±0,91

  38,41±0,92

  34,64±0,59

  39,46±0,57

  0,19

  1,05

  0,17

  0,97

  P > 0,05

  P > 0,05

ЖЕЛ (л.)   I

  IV

  2,010±0,2

  2,110±0,1

  1,979±0,1

  2,450±0,1

  0,310

  0,340

  0,14

  2,4

  P > 0,05

  P < 0,05

ОГК (см.)   I

  IV

  65,39±1,2

  66,33±1,35

  65,08±0,86

  67,03±0,31

  0,31

  0,7

  0,21

  0,5

  P > 0,05

  P > 0,05

 

  Показатели  массы тела в первой четверти V класса имели достоверные различия у  мальчиков контрольного и экспериментального классов (t=2,47; p<0,05). В конце педагогического эксперимента масса тела у мальчиков увеличилась на 18,69% (t=4,46; p<0,001) контрольного класса и на 24,85% (t=5,43; p<0,001) у мальчиков экспериментального класса. (См табл.12.).

  Длина тела отражает характер становления  и формирования организма, особенно в детском возрасте.

  Таблица 12 Показатели физического развития учащихся V1 класса контрольной и  экспериментальной групп в течение  учебного года (M±m) и их различия. 

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
Длина тела (см)   I

  IV

  141,64±1,25

  143,33±1,52

  143,87±1,4

  146,12±1,7

  2,23

  2,79

  0,76

  1,22

  P > 0,05

  P > 0,05

Масса тела (кг)   I

  IV

  38,54±0,81

  40,89±1,12

  40,92±0,52

  43,25±1,47

  2,38

  2,36

  2,47

  1,28

  P < 0,05

  P > 0,05

ЖЕЛ (л.)   I

  IV

  2,040±0,11

  2,159±0,1

  2,467±0,1

  3,652±0,2

  0,427

  1,493

  3,02

  10,55

  P < 0,01

  P < 0,001

ОГК (см.)   I

  IV

  67,54±0,5

  68,97±0,41

  68,03±0,25

  69,89±0,27

  0,49

  0,92

  0,88

  1,87

  P > 0,05

  P > 0,05

 

  Средние исходные показатели длины тела в  контрольной группе у мальчиков  – 137,54±0,7, в экспериментальной – 138,16±0,58 (t=0,68; p>0,05). За первый год прирост в данном показателе физического развития школьников составил в контрольной группе у мальчиков 1,61%, в экспериментальной – 1,96% (t=0,99; p>0,05). После периода летних каникул показатели длины тела достоверных различий не имели: контрольный класс мальчиков 141,64±1,25, экспериментальный класс – 143,06±1,38 (t=0,76; p>0,05). К концу исследований длина тела у мальчиков увеличилась на 5,79 см контрольного класса, и в экспериментальном классе - на 10,96 см. Абсолютный процентный прирост составил в контрольном классе 4,21% (t=3,46; p<0,001), в экспериментальном - 5,76% (t=4,43; p<0,001).

  Таблица 13 Индексы физического развития учащихся V класса контрольной и  экспериментальной групп в течение  учебного года (М±m) и их различия.

Показатели Четв. Группа Разность   t-крит.

  Стьюдента

Показатель  достоверн.
Контр. Экспер.
  Индекс

  Каупа (кг/см2)

  I

  IV

  1,82±0,08

  1,99±0,04

  1,82±0,05

  2,01±0,03

  0

  0,02

  0

  0,25

  P > 0,05

  P > 0,05

  Индекс

  Кветели (кг/см)

  I

  IV

  250,5±7,6

  274,8±7,6

  250,7±7,1

  280,1±7,0

  0,2

  5,3

  1,92

  0,51

  P > 0,05

  P > 0,05

  Индекс

  Рорера

  (кг/см3х100)

  I

  IV

  1,34±0,05

  1,4±0,05

  1,32±0,05

  1,41±0,04

  0,02

  0,01

  0,28

  0,16

  P > 0,05

  P > 0,05

  Индекс

  BMI (у.  Е.)

  I

  IV

  18,2±0,8

  19,9±0,4

  18,2±0,5

  20,1±0,7

  0

  0,2

  0

  0,25

  P > 0,05

  P > 0,05

  Индекс

  Хирата (у. Е.)

  I

  IV

  23,3±0,1

  23,8±0,1

  23,9±0,1

  24,3±0,1

  0,6

  0,5

  4,24

  3,53

  P < 0,05

  P < 0,05

Поверхность тела (м2)   I

  IV

  1,14±0,02

  1,21±0,03

  1,16±0,04

  1,24±0,03

  0,02

  0,03

  0,45

  0,71

  P > 0,001

  P > 0,001

 

  Важным  факторами, отражающими состояние кардио-респираторной системы считаются показатели окружности грудной клетки и ЖЕЛ. В практике врачебного контроля и физиологических обследований данные окружности грудной клетки и ЖЕЛ используются как характеристика деятельности дыхательной системы.

  Исходные  данные по этим показателям не имели  статистических различий: для окружности грудной клетки - t=0,21, p>0,05 и ЖЕЛ - t=0,11, p>0,05. За первый год исследований произошли достоверные положительные изменения ЖЕЛ лишь у школьников экспериментальной группы - на 23.8% (p<0,001), в контрольной группе достоверных изменений не выявлено (p>0,05). По показателям окружности грудной клетки достоверных различий в обеих группах детей за год не выявлено (p>0,05). За период летних каникул ЖЕЛ у детей обеих групп достоверно не изменилась (p>0,05). Окружность грудной клетки за этот период изменилась лишь в экспериментальной группе: увеличилась на 4,38% (t=4,6; p<0,001). В конце педагогического эксперимента (конец второго года) по ЖЕЛ (t=10,56; p<0,001) преимущество имели учащиеся экспериментального класса на 68,9%, у учащихся этой группы произошли достоверные положительные сдвиги на 85,3% (p<0,001).

  Проведенное исследование показало, что разработанная  методика использования скоростно-силовых  упражнений на занятиях физкультурой групп продленного дня учащимися V–VI классов, в большинстве случаев  не приводит к статистически достоверным  изменениям в показателях длины, массы тела и окружности грудной  клетки. Также выявлено, что данные жизненной емкости легких после  проведения педагогического эксперимента во всех случаях достоверно выше у  представителей экспериментальной  группы.

  Что касается динамики изменения во время  эксперимента рассмотренных нами основных индексов физического развития (См. табл.13,14), то ряд из них повторил динамику колебания длины и массы тела, другая часть – осталась достоверно на постоянном уровне.

  Однако, как в начале исследований (обследования до начала эксперимента), так и на всех этапах эксперимента и по его  окончанию, средние значения индексов превосходили по своему уровню рекомендованные  специалистами границы для детей  и подростков в сторону увеличения, например масса тела наблюдаемых детей, была больше, чем это обозначено Международными рекомендациями (17, 100, 110, 189, 197, 127, 220).

  Итак, анализ сдвигов в антропометрических показателях позволяет заключить, что тренировочные программы, основанные на прыжковых упражнениях, оказали  положительное влияние на физическое развитие учащихся экспериментального класса по сравнению с контрольным.

Информация о работе Физическое воспитание