Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа
Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- упражнения с отягощениями (гантели, гири, диски от штанги, мешки с песком, а также заменяющие их подручные предметы в лесопарке и на площадке),
- упражнения с весом собственного тела,
- упражнения с отягощениями рекомендовалось выполнять с весами, приблизительно составляющими 75% или 50% от возможных максимальных силовых способностей детей. При этом каждое силовое упражнение (в том числе и классические движения со штангой) предлагалось повторять соответственно 8-10 раз в первом случае и 20-30 повторений - во втором.
Кроме
того, силовые упражнения с собственным
весом целесообразно выполнять
станционным методом, т.е. поочередным
выполнением упражнений в нескольких
местах, в случае специального оборудования
мест занятий - "станции" этот вид
организации занятий
В
V–VI классах на одном занятии
рекомендуется следующая
1 группа
- прыжковых упражнений (различные
подпрыгивания, прыжки и
2 группа - упражнений с отягощениями (толчок и рывок штанги, прыжки на месте с отягощениями на плечах из различных исходных положений, спрыгивание с высоты: напрыгивания на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее);
3 группа
- упражнения с собственным
4 группа
- метания и бросания
- мешками с песком,
- набивные мячи,
- легкоатлетические снаряды,
- деревянные бруски и подручные предметы (См. рис. 5,6)
Применение
скоростно-силовых упражнений на ежедневных
физкультурных занятий в
4.2.
Оценка изменения
показателей двигательной
подготовленности
учащихся V-VI класса
за время эксперимента
Для контроля над динамикой физического развития мы использовали контроль за динамикой массы и длины тела, окружности грудной клетки (ОКГ) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Показатели
физического развития мальчиков V–VI
классов контрольной и
Масса тела является одним из показателей степени физического развития, которым пользуются в спортивной практике в сочетании с ростовыми данными. Этот показатель относительно быстро реагирует на изменения в организме, поэтому рассмотрение динамики изменений массы тела имеет немаловажное значение.
Так, средние показатели массы тела, в начале педагогического эксперимента, составили в контрольной группе у мальчиков 34,45±0,91, в опытной – 34,64±0,59 (t=0,17; p>0,05). В конце первого года исследований в контрольной группе мальчиков масса тела увеличилась на 11,5% (t=3,06; p<0,01), в экспериментальной группе - на 13,91% (t=5,87; p<0,001).
Таблица
11 Показатели физического развития
учащихся V класса контрольной и
экспериментальной групп в
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Длина тела (см) | I
IV |
137,54±0,7
139,76±0,61 |
138,2±0,58
140,1±0,93 |
0,62
0,3 |
0,68
0,99 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Масса тела (кг) | I
IV |
34,45±0,91
38,41±0,92 |
34,64±0,59
39,46±0,57 |
0,19
1,05 |
0,17
0,97 |
P > 0,05
P > 0,05 |
ЖЕЛ (л.) | I
IV |
2,010±0,2
2,110±0,1 |
1,979±0,1
2,450±0,1 |
0,310
0,340 |
0,14
2,4 |
P > 0,05
P < 0,05 |
ОГК (см.) | I
IV |
65,39±1,2
66,33±1,35 |
65,08±0,86
67,03±0,31 |
0,31
0,7 |
0,21
0,5 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Показатели массы тела в первой четверти V класса имели достоверные различия у мальчиков контрольного и экспериментального классов (t=2,47; p<0,05). В конце педагогического эксперимента масса тела у мальчиков увеличилась на 18,69% (t=4,46; p<0,001) контрольного класса и на 24,85% (t=5,43; p<0,001) у мальчиков экспериментального класса. (См табл.12.).
Длина тела отражает характер становления и формирования организма, особенно в детском возрасте.
Таблица
12 Показатели физического развития
учащихся V1 класса контрольной и
экспериментальной групп в
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Длина тела (см) | I
IV |
141,64±1,25
143,33±1,52 |
143,87±1,4
146,12±1,7 |
2,23
2,79 |
0,76
1,22 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Масса тела (кг) | I
IV |
38,54±0,81
40,89±1,12 |
40,92±0,52
43,25±1,47 |
2,38
2,36 |
2,47
1,28 |
P < 0,05
P > 0,05 |
ЖЕЛ (л.) | I
IV |
2,040±0,11
2,159±0,1 |
2,467±0,1
3,652±0,2 |
0,427
1,493 |
3,02
10,55 |
P < 0,01
P < 0,001 |
ОГК (см.) | I
IV |
67,54±0,5
68,97±0,41 |
68,03±0,25
69,89±0,27 |
0,49
0,92 |
0,88
1,87 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Средние исходные показатели длины тела в контрольной группе у мальчиков – 137,54±0,7, в экспериментальной – 138,16±0,58 (t=0,68; p>0,05). За первый год прирост в данном показателе физического развития школьников составил в контрольной группе у мальчиков 1,61%, в экспериментальной – 1,96% (t=0,99; p>0,05). После периода летних каникул показатели длины тела достоверных различий не имели: контрольный класс мальчиков 141,64±1,25, экспериментальный класс – 143,06±1,38 (t=0,76; p>0,05). К концу исследований длина тела у мальчиков увеличилась на 5,79 см контрольного класса, и в экспериментальном классе - на 10,96 см. Абсолютный процентный прирост составил в контрольном классе 4,21% (t=3,46; p<0,001), в экспериментальном - 5,76% (t=4,43; p<0,001).
Таблица
13 Индексы физического развития
учащихся V класса контрольной и
экспериментальной групп в
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель достоверн. | |
Контр. | Экспер. | |||||
Индекс
Каупа (кг/см2) |
I
IV |
1,82±0,08
1,99±0,04 |
1,82±0,05
2,01±0,03 |
0
0,02 |
0
0,25 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Индекс
Кветели (кг/см) |
I
IV |
250,5±7,6
274,8±7,6 |
250,7±7,1
280,1±7,0 |
0,2
5,3 |
1,92
0,51 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Индекс
Рорера (кг/см3х100) |
I
IV |
1,34±0,05
1,4±0,05 |
1,32±0,05
1,41±0,04 |
0,02
0,01 |
0,28
0,16 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Индекс
BMI (у. Е.) |
I
IV |
18,2±0,8
19,9±0,4 |
18,2±0,5
20,1±0,7 |
0
0,2 |
0
0,25 |
P > 0,05
P > 0,05 |
Индекс
Хирата (у. Е.) |
I
IV |
23,3±0,1
23,8±0,1 |
23,9±0,1
24,3±0,1 |
0,6
0,5 |
4,24
3,53 |
P < 0,05
P < 0,05 |
Поверхность тела (м2) | I
IV |
1,14±0,02
1,21±0,03 |
1,16±0,04
1,24±0,03 |
0,02
0,03 |
0,45
0,71 |
P > 0,001
P > 0,001 |
Важным факторами, отражающими состояние кардио-респираторной системы считаются показатели окружности грудной клетки и ЖЕЛ. В практике врачебного контроля и физиологических обследований данные окружности грудной клетки и ЖЕЛ используются как характеристика деятельности дыхательной системы.
Исходные данные по этим показателям не имели статистических различий: для окружности грудной клетки - t=0,21, p>0,05 и ЖЕЛ - t=0,11, p>0,05. За первый год исследований произошли достоверные положительные изменения ЖЕЛ лишь у школьников экспериментальной группы - на 23.8% (p<0,001), в контрольной группе достоверных изменений не выявлено (p>0,05). По показателям окружности грудной клетки достоверных различий в обеих группах детей за год не выявлено (p>0,05). За период летних каникул ЖЕЛ у детей обеих групп достоверно не изменилась (p>0,05). Окружность грудной клетки за этот период изменилась лишь в экспериментальной группе: увеличилась на 4,38% (t=4,6; p<0,001). В конце педагогического эксперимента (конец второго года) по ЖЕЛ (t=10,56; p<0,001) преимущество имели учащиеся экспериментального класса на 68,9%, у учащихся этой группы произошли достоверные положительные сдвиги на 85,3% (p<0,001).
Проведенное
исследование показало, что разработанная
методика использования скоростно-
Что касается динамики изменения во время эксперимента рассмотренных нами основных индексов физического развития (См. табл.13,14), то ряд из них повторил динамику колебания длины и массы тела, другая часть – осталась достоверно на постоянном уровне.
Однако,
как в начале исследований (обследования
до начала эксперимента), так и на
всех этапах эксперимента и по его
окончанию, средние значения индексов
превосходили по своему уровню рекомендованные
специалистами границы для
Итак,
анализ сдвигов в антропометрических
показателях позволяет