Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа
Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Таблица 27. Показатели физиометрии учащихся V класса контрольной и экспериментальной групп первого года исследований (M±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель
Достоверн. | |
Конт. | Эксп. | |||||
ДЖЕЛ
(мл.) |
I
IV |
2306,1±64
2442,7±63 |
2351,4±65
2487,3±61 |
45,3
44,6 |
0,5
0,51 |
p>0,05
p>0,05 |
ЖЕЛ/ДЖЕЛ
(%%) |
I
IV |
70,24±0,5
79,27±0,54 |
68,9±0,9
78,08±1,12 |
1,34
1,19 |
1,28
0,96 |
p>0,05
p>0,05 |
Полученные данные по изменению PWC170 у наших испытуемых приведены в табл.29,30. Так, в начале эксперимента PWC170 находилось на следующих уровнях: в контрольной группе мальчиков 273,3 кг м /мин., в опытной группе - 270,4 кг м /мин. (t=0,15; p>0,05). Под влиянием занятий и естественных изменений в организме занимающихся (увеличение массы тела, адаптации к нагрузкам, увеличение биологического возраста и так далее), этот показатель у школьников контрольного класса в среднем увеличиваются на 47% (t=5,47; p<0,001), у мальчиков экспериментального класса - 65,9% (t=10,03; p<0,001).
Более точно физическую работоспособность оценивают относительными характеристиками по отношению к массе тела занимающихся, т.е. PWC170/кг. Данная характеристика физической работоспособности у обследуемых нами детей, в какой – то степени повторила динамику изменения абсолютного PWC170, т.е. возросла за двухлетний период, причем в наибольшей степени в экспериментальном классе: у мальчиков контрольной группы на 24,1% (t=1,53; p>0,0, в экспериментальной группе - на 32,8% (t=3,75; p<0,001).
Таблица 28. Показатели физиометрии учащихся V1 класса контрольной и экспериментальной групп первого года исследований (M±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель
Достоверн. | |
Конт. | Эксп. | |||||
ДЖЕЛ
(мл.) |
I
IV |
2487,3±63
2577,9±65 |
2577,9±60
2713,8±62 |
90,6
135,9 |
1,04
1,51 |
p>0,05
p>0,05 |
ЖЕЛ/ДЖЕЛ
(%%) |
I
IV |
82,02±0,6
82,22±0,5 |
80,19±0,3
83,01±1,3 |
1,83
0,79 |
1,32
0,57 |
p>0,05
p>0,05 |
Таблица
29. Показатели физической работоспособности
учащихся V класса контрольной и
экспериментальной групп
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель
Достоверн. | |
Конт. | Эксп. | |||||
PWC170
(кг/ м) |
I
IV |
273,31±13,1
305,11±13,1 |
270,44±13
308,15±12,9 |
2,87
3,04 |
0,15
0,16 |
p>0,05
p>0,05 |
PWC170/кг
(кг/ м) |
I
IV |
7,93±0,91
7,94±1,25 |
7,81±0,43
7,81±0,41 |
0,12
0,13 |
0,12
0,88 |
p>0,05
p>0,05 |
В конце второго года исследований мальчики опытной группы опережали по этому показателю мальчиков контрольной группы на 5,4% (t=0,54; p>0,05).
Известно, что МПК является основным показателем аэробной производительности организма при выполнении длительной, напряженной деятельности, его аэробной работоспособности, мощности и емкости аэробных процессов. Показатель максимального потребления кислорода часто служит косвенным показателем здоровья детей и подростков. На начальном этапе эксперимента значение абсолютного МПК (л/мин.) составляло у мальчиков контрольной группы в среднем 1,24±0,04, экспериментальной группы - 1,25±0,03 (t=0,2; p>0,05). К концу эксперимента этот показатель в среднем увеличился в контрольной группе у мальчиков на 55,6% (t=9,57; p<0,001), в экспериментальной - 64% (t=16; p<0,001).
Таблица
30. Показатели физической работоспособности
учащихся V1 класса контрольной и
экспериментальной групп
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель
Достоверн. | |
Конт. | Эксп. | |||||
PWC170
(кг/ м) |
I
IV |
369,7±18,5
402,4±19,6 |
385,2±13,6
448,6±12,1 |
15,48
46,26 |
0,67
2 |
p>0,05
p<0,05 |
PWC170/кг
(кг/ м) |
I
IV |
9,59±0,96
9,84±0,85 |
9,41±0,54
10,37±0,53 |
0,18
0,53 |
0,16
0,54 |
p>0,05
p>0,05 |
По показателям относительной МПК, рассматриваемая картина, в какой-то степени, аналогична (См. табл.31,32). Так по МПК/кг (мл/мин/кг) испытуемые в конце эксперимента стали превышать свои показатели начала исследования: мальчики контрольной группы на 31,1% (t=9,66; p<0,001), экспериментальной группы - на 31,4% (t=17,4; p<0,001).
Все
вышесказанное позволяет
В
то же время, внесенный нами в учебный
режим работы детей, значительный объем
разнообразных прыжковых
Известно,
что состояние опорно-
В
нашем исследовании для определения
состояния сводов стоп мы применяли
метод плантографии и вычисляли коэффициент
состояния сводов стопы (табл. 33). По нашим
данным на начало эксперимента у детей
были обнаружены следующие соотношения
показателей состояния сводов стопы в
контрольном классе у мальчиков: нормальная
– 34,4%, уплощенная – 55,9%, плоская – 9,64%;
в экспериментальном классе у мальчиков:
нормальная – 36,2% (t=0,16; p>0,05), уплощенная
– 56,8% (t=0,22; p>0,05), плоская – 7% (t=1,19; p>0,05).
Таблица 31. Показатели анаэробной энергопроизводительности учащихся V класса контрольной и экспериментальной групп первого года исследований (M±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель
Достоверности | |
Конт. | Эксп. | |||||
МПК
(л/мин.) |
I
IV |
1,24±0,04
1,76±0,04 |
1,25±0,03
1,89±0,03 |
0,01
0,13 |
0,2
2,6 |
p>0,05
p<0,05 |
МПК/кг
(мл/мин/кг) |
I
IV |
35,99±0,8
45,82±0,7 |
36,08±0,45
47,9±0,41 |
0,09
2,08 |
0,53
2,54 |
p>0,05
p<0,05 |
В конце эксперимента, процентное соотношение различий показателей состояния сводов стопы несколько сгладилось в контрольной группе мальчиков: нормальная – 47,5%, уплощенная – 42,3%, плоская – 10,2%; в экспериментальной группе мальчиков произошли большие положительные сдвиги: нормальная – 68,4% (t=7,85; p<0,001),уплощенная – 25,7% (t=4,65; p<0,001), плоская – 5,9% (t=1,87; p>0,05).
Таблица 32. Показатели анаэробной энергопроизводительности учащихся V1 класса контрольной и экспериментальной групп первого года исследований (M±m) и их различия.
Показатели | Четв. | Группа | Разность | t-крит.
Стьюдента |
Показатель
Достоверности | |
Конт. | Эксп. | |||||
МПК
(л/мин.) |
I
IV |
1,81±0,05
1,93±0,06 |
1,93±0,05
2,05±0,04 |
0,12
0,12 |
1,7
1,66 |
p>0,05
p>0,05 |
МПК/кг
(мл/мин/кг) |
I
IV |
46,96±0,8
47,19±0,8 |
47,16±0,5
47,4±0,47 |
0,2
0,21 |
0,19
0,22 |
p>0,05
p>0,05 |
Таблица 33. Градация мальчиков V-V1 классов контрольной и экспериментальной групп по характеру состояния сводов стопы на начало и конец эксперимента (%) и их различия.
Состояние
свода стопы |
Тест | Группа | Различия | t-крит
Стьюдента |
Показатель
Достоверн. | |
Конт. | Экспер. | |||||
Нормальная
Стопа |
Исх.
Итог. |
34,45±7,8
47,52±7,1 |
36,19±7,168,37±8,7 | 1,74
20,85 |
0,16
7,85 |
p>0,05
p<0,001 |
Уплощенная стопа | Исх.
Итог. |
55,91±2,4
42,31±1,7 |
56,76±3,0
25,69±3,1 |
0,87
16,62 |
0,22
4,65 |
p>0,05
p<0,001 |
Плоская стопа | Исх.
Итог. |
9,64±1,38
10,17±1,6 |
7,05±1,69
5,94±0,53 |
2,59
4,23 |
1,19
1,87 |
p>0,05
p>0,05 |