Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 О некоторых сложившихся противоречиях в практике физического воспитания общеобразовательных школ
1.2 Силовые способности и их проявления у детей и подростков
1.3 Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников среднего возраста
1.4 Место скоростно-силовой подготовки в физическом воспитании школьников и тренировочном процессе юных
1.5 Обоснование целесообразности подготовительной работы, предшествующей этапу спортивной специализации
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научной и научно-методической литературы
2.2.2 Педагогические методы исследования
2.2.3 Антропометрические методы исследования
2.2.4 Оценку функциональной подготовленности
2.2.5 Математико-статистический анализ
2.3 Организация и проведение исследования
ГЛАВА Ш. СООТНОШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 ЛЕТ
3.1 Скоростно-силовая и морфо-функциональная подготовленность школьников 10-11 лет
3.1.1 Характеристика физической подготовленности и физического развития школьников с разным уровнем двигательнойактивности
3.1.2 Сопоставление физического развития и физической подготовленности школьников разных лет
3.2 Структура морфо-функционального состояния школьников с разным режимом двигательной активности
3.3 Методический подход к организации скоростно-силовой подготовки школьников 10-11 лет
ГЛАВА IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
4.1 Разработка содержания физкультурных занятий групп продленного дня на основе скоростно-силовых упражнений
4.1.1 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий школьников групп продленного дня
4.1.2 Методика использования скоростно-силовых упражнений с учащимися групп продленного дня
4.2 Оценка изменения показателей двигательной подготовленности учащихся IV-V класса за время эксперимента
4.3 Оценка показателей двигательной подготовленности учащихся V-VI классов
4.4 Результаты исследования функционального развития учащихся IV-V классов, участвующих в эксперименте
4.5Динамика корреляционной зависимости между уровнем развития основных физических качеств у школьников 10-11 лет
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 253.41 Кб (Скачать)

  За  время эксперимента уменьшилось  число плоскостопных и уплощенных вариантов стоп, особенно в экспериментальном  классе. Такое положение мы связываем  с широким использованием прыжков  и прыжковых упражнений в экспериментальной  группе, выполняемых по возможности  босиком, и с применением упражнений, укрепляющих своды стопы.

  Аналогичное перестроение состояния сводов стопы  отмечалось и в работах других авторов, занимающихся этим вопросом (87, 179). Таким образом, анализ характера  состояния функциональных параметров организма занимающихся позволяет  утверждать, что предложенная нами программа, с преимущественным использованием прыжковых упражнений, существенно  повышает работоспособность учащихся экспериментального класса, улучшает аэробную мощность организма, обеспечивает оздоровительный эффект всего организма.

  О оздоровительном эффекте от систематических занятий физическими упражнениями по разработанной нами системе говорят и показатели индекса здоровья, т.е. соотношение часто и длительно болевших детей, средняя продолжительность одного заболевания, которые представлены в табл.34. 
 

После проведения педагогического  эксперимента было выявлено достоверное повышение  индекса здоровья у школьников экспериментальной  группы по сравнению  с контрольной (p<0,01), а также достоверное снижение показателя часто и длительно болевших детей и средней длительности случая болезни (p<0,05), что говорит о повышении сопротивляемости организма детей заболеваниям.

  Таблица 34. Показатели заболеваемости школьников контрольной и экспериментальной  групп (М±m) и их различия.

Показатели Группа Различия   t-крит.

  Стьюдента

  Показатель

  Достоверн.

Контр. Экспер.
  Индекс

  Здоровья (%)

15,3±1,8 23,5±2,4 8,2 2,7 P<0,01
Часто и длительно болеющие (%) 13,9±1,3 10,1±1,2 3,8 2,1 P<0,05
Средняя продолжительность Болезни (дни) 11,9±1,4 8,2±1,1 3,7 2,1 P<0,05

  4.5 Динамика корреляционной  зависимости между  уровнем развития  основных физических  качеств у школьников 10-11лет  

  Анализируя  динамику корреляционной зависимости, между уровнем развития основных физических качеств, следует отметить, что величины коэффициентов корреляции между уровнем развития скоростно-силовых  способностей и силы отдельных мышечных групп имеют различные значения в группах.

  Так, на начальном этапе эксперимента мы можем говорить об отсутствии корреляционной зависимости между этими качествами: у мальчиков как контрольной  группы: r=0,33, p>0,05, так и экспериментальной - r=0,31, p>0,05. К концу первого года педагогического эксперимента возрастает тенденция к взаимосвязи в экспериментальной группе: r=0,46, p<0,01 (D=21,2%) и отсутствует - в контрольной: r=0,34, p>0,05 (D=11,6%).

  За  период летних каникул корреляционная зависимость между скоростно-силовыми способностями и силой снижается  во всех группах. К моменту окончания  эксперимента эта зависимость становится достоверной в опытной группе у мальчиков: r=0,65, p<0,01 (D=42,2%), а также и в контрольной - r=0,38, p<0,05 (D=14,4%).

  По  исходным показателям скоростно-силовых  качеств и быстроты корреляционная взаимозависимость отсутствует  во всех группах: в контрольной - r=0,29, p>0,05, в экспериментальной - r=0,28, p>0,05.

  К концу первого года эксперимента прослеживается тенденция к возрастанию  корреляционной зависимости в экспериментальном  классе: r=0,37, p<0,05 (D=13,7%).

  В начале второго года исследований корреляционная связь не претерпела достоверных  изменений у детей контрольного класса и усиливается у мальчиков  экспериментального класса: r=0,46, p<0,01 (D=21,2%).

  В конце эксперимента получены данные о достоверной корреляционной взаимосвязи  в обеих группах: в опытной  группе - r=0,46, p<0,01 (D=33,6%), в контрольной - r=0,35; p<0,05 (D=12,2%).

  Анализ  корреляционной зависимости показывает, что тесты на выносливость на начало эксперимента не имеют корреляционной взаимозависимости со скоростно-силовыми качествами.

  На IV четверть первого года исследований обнаружена достоверная зависимость  лишь в экспериментальной группе r=0,46; p<0,01 (D=21,2%), в контрольной же зависимость не обнаружена.

  В начале второго года исследований корреляционная зависимость становится достоверной  во всех группах: в контрольной - r=0,39, p<0,05 (D=15,2%), в экспериментальной - r=0,39, p<0,05 (D=15,2%).

  Корреляционная  взаимосвязь между скоростно-силовыми и координационными способностями  на начало эксперимента была недостоверной  во всех группах, но к концу года определилась тенденция к усилению взаимосвязи в экспериментальной  группе мальчиков: r=0,36, p<0,05 (D=13%), в контрольной - r=0,46. p<0,01 (D=21,2%).

  После периода летних каникул и в  конце эксперимента наблюдаемая  картина не изменилась: достоверная  корреляционная взаимозависимость  сохранилась экспериментальной  группе: r=0,45, p<0,05 (D=20,2%), и в контрольной: r=0,47, p<0,01 (D=22,1%).

  Корреляционная  зависимость между скоростно-силовыми способностями и гибкостью не обнаружилась на протяжении всего эксперимента. Величины коэффициентов корреляции между уровнем развития силы отдельных  мышечных групп и другими физическими  качествами у учащихся V – V1 классов  оказались низкими, однако, в экспериментальной  группе наблюдается умеренная зависимость  между силой и выносливостью: r=0,37, p<0,05 (D=13,7%).

  Анализ  корреляционной зависимости между  выносливостью и тестами на гибкость, ловкость, быстроту, между быстротой  и гибкостью, свидетельствует об отсутствии значимой взаимосвязи во всех группах на протяжении двухлетнего  педагогического эксперимента.

  Необходимо  отметить и корреляционную зависимость  между координационными способностями  и показателями гибкости и быстроты, которая в течение двух лет  имела тенденцию к усилению. Так, к окончанию эксперимента взаимосвязь между ловкостью и быстротой равна в контрольной группе: r=0,39, p<0,05 (D=15,2%), в экспериментальной группе: r=0,47, p<0,01 (D=22.1%), корреляционная зависимость между ловкостью и гибкостью в этой группе соответственно: r=0,4; p<0,05 (D=16%), а в контрольной - r=0,41; p<0,05 (D=16,8%).

  Таким образом, исследование показало, что  увеличение объема упражнений скоростно-силового характера в экспериментальной  группе привело к более выраженной корреляционной зависимости между  основными физическими качествами. 

    

  Контрольная группа.

    

  Экспериментальная группа

  Рис. 5. Показатели корреляционной зависимости  физических качеств мальчиков VI класса в конце эксперимента (IV четверть).

  На  основе корреляционного анализа  можно рекомендовать следующие  тесты для определения физической подготовленности школьников 10-11 лет: 1) скоростно-силовые способности  – прыжки в длину с места, бросок набивного мяча (1 кг.) из положения  сед ноги врозь, выпрыгивание вверх; 2) быстрота – бег 30 м; 3) сила – становая динамометрия; 4) выносливость – бег 1000 м; 5) гибкость – наклон вниз; 6) ловкость – равновесие. 

  выводы

  1.  Анализ научно-методической литературы выявил важные пластическо-трофические функции упражнений силового характера в формирования и нормализации жизнедеятельности растущего организма детей и подростков и в то же время недостаточную научную разработанность их использования в процессе физического воспитания школьников, особенно во внеурочных формах школьной физической культуры детей и подростков 10-11 лет.

  2.  Исследованием установлено существенное отставание по уровням физической подготовленности и морфо-функционального состояния школьников, не занимающихся спортом, от их сверстников, систематически занимающихся в спортивных секциях, которое по отношению к школьникам, занимающимся спортивными единоборствами, значительно больше по показателям силовых способностей (в отдельных случаях - в несколько раз: подтягивание из виса - в 10 раз, отжимании в упоре лежа - 4,7 раза, становой силы - на 75%), а по отношению к школьникам-футболистам – в показателях быстроты и выносливости (в первом случае в среднем - на 15 %, во втором - на 36,5%).

  3.  При относительно одинаковом уровне физического развития обнаружено отставание в физической и функциональной подготовленности современных школьников-неспортсменов от их сверстников прошлых лет. Так, если в показателях максимальной быстроты бега на 30 м произошли сравнительно небольшие достоверные снижения показателей (за 20 лет - на 1.9%), то ухудшение данных, характеризующих силовые способности - весьма существенное: в подтягивании на перекладине - почти в 10 раз (Р<0,001), сгибании и разгибании рук в упоре лежа - в 3.4 раза (Р<0,001), кистевой динамометрии - на 53% (Р<0,001), становой динамометрии - на 22,6% ( Р<0,001). Произошли ухудшения так же в показателях прыгучести - на 6,8% (Р<0,001) и выносливости - на 7,6% (Р<0,001). Таким образом, установлено, что физическая подготовленность современных школьников, не занимающихся спортом, существенно отстает от таковой их сверстников 20-летней давности.

  4.  Факторный анализ позволил выделить ведущие факторы морфо-функционального состояния и физической подготовленности детей 10-11 лет, придерживающихся разного режима двигательной активности. Выявлено, что определяющими факторами подготовленности школьников-неспортсменов являются способности к проявлению силы верхних конечностей (I фактор -33,4%), быстроты (II фактор - 10,2%), координации (III фактор - 9,8%). Ведущими факторами морфо-функциональной подготовленности школьников, занимающихся спортом, являются способности к проявлению взрывной силы (I фактор - 43,5%), общей физической работоспособности (II фактор - 5,05%), координации (III фактор - 11,8%).

  5.  Определена стратегия совершенствования силовой подготовленности детей 10-11 лет: совершенствование взрывной силы путем использования прыжковых упражнений, а также упражнений, направленных на улучшение взрывных характеристик силы (взрывной силы), совершенствование общей работоспособности за счет выполнения значительных объемов упражнений при использовании "круговой тренировки" и циклических упражнений, а так же - соблюдение технических характеристик выполняемых двигательных действий.

  6.  Разработаны учебный план, программа и методика их реализации для физкультурных занятия в группах продленного (спортивный час) учащихся V-VI классов общеобразовательной школы на основе силовой подготовки. Учебный план расчитан на двухлетний срок обучения и содержит по 170 часов в год; при этом на воспитание ведущих качеств отводится 70% времени, оставшиеся 30% - на общефизическую, техническую и др. виды. Технология проводения занятий силовой направленности предусматривает, что на вводную часть отводится 25-28% всего времени, на основную часть - 55-58%, заключительную - 15-19%. Наряду с силовой подготовкой, выполняемой методом "круговой тренировки", широко используются подвижные и спортивные игры, игровые задания, гимнастические и акробатические упражнения, длительные циклические упражнения (бег, лыжи) до 40% на отдельных занятиях. Общий объем средств общей физической подготовки и обучению техники различных упражнений может доходить до 40%.

  7.  Сравнительная оценка эффективности влияния разных направлений построения физкультурных занятия в группах продленного дня (спортивный час) учащихся V-VI классов общеобразовательной школы на деятельность функционирования систем организма учащихся показала, что дети, на занятиях с которыми использовалась целенаправленная силовая подготовка, в итоге обладали лучшими показателями физического развития (p<0,001), физической подготовленности, особенно силовых качеств (p<0,001), функциональной дееспособности (p<0,05), физической работоспособности (p<0,05), аэробной энергопроизводительности (p<0,001).

  8.  Под влиянием систематического использования скоростно-силовых упражнений на физкультурных занятиях групп продленного дня (спортивный час) у учащихся улучшилось состояние опорно-двигательного аппарата, что выразилось в уменьшении числа плоскостопных (на 5,7%) и уплощенных вариантов стоп (на 54%). Индекс здоровья после использования разработанной методики достоверно повысился у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной (p<0,05).

Информация о работе Физическое воспитание